Литературный язык отличается от других проявлений национального языка своим стилистическим богатством, позволяющим использовать его в официальном и неофициальном общении, в сфере науки, делопроизводства и законотворечества, в сфере массовой информации и митинговой стихии, в искусстве и повседневной жизни. Такое разнообразное применение литературного языка приводит к появлению вариантов, которые называются стилями и предназначены для общения н определенной сфере деятельности человека.
Общепринято выделение пяти функциональных стилей: делового, научного, публицистического, художественного, разговорного.
Существует тесная спаянность использования того или иного стиля и ситуации общения, содержания речи и ее цели (сообщение информации, воздействие, фиксация какого-то знания, собственно общение и т.д.), не допускающая возможности свободного выбора стиля. Не случайно несоответствие стиля ситуации, типу мышления, содержанию речи и ее цели используется в пародиях.
Вспомним рассказ В.Шукшина «Чудик».
«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
- Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.
- Почему? – удивился Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена. Вы, наверное, подумали…
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились и Васятка». Стало: «Долетели. Василий».
В каждом стиле все его конкретные речевые характеристики и принципы построения текста подчиняются организующей речь в данном стиле доминанте.
Доминанта научного стиля – предельная понятийная точность (поэтому используются системно организованная в каждой отрасли научного знания терминология). Важны подчеркнутая логичность и объективность речи и т.д.
Доминантой делового стиля является предельная предметная точность, не допускающая иного толкования. Отсюда его громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов. Для делового стиля важны неэмоциональность и стандартность изложения, использование специальных терминов и стандартизированного построения речи, вплоть до использования специальных бланков.
Доминанта публицистического стиля - социальная оценочностъ актуальных и новых событий и фактов. Она проявляется не только в газетных ярлыках (фашист, демократ, псевдодемократ), не только в словах с оценочной коннотацией (ср.: вожак и главарь; съезд, конгресс и сборище), но и в самом отборе фактов, степени внимания к ним. Для публицистического стиля характерны особая выразительность и эмоциональность.
Доминанта художественного стиля - образность и эстетическая значимость каждого его элемента. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, использованию специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи - ритма, рифмы, даже в прозе - к особой гармонической организации речи.
Доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, - сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д.
Овладение функциональными стилями кодифицированного литературного языка происходит во время специального обучения. Почти все стили используются как в устной, так и в письменной речи.
Стилевые разновидности письменной речи выделяются на основании нескольких факторов.
СТИЛЕЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Книжные стили | цель | адресат | Сфера функционирования |
Научный | Сообщение научной информации, доказательство истинности какого-либо положения | Читатель, подготовленный к восприятию научной информации | Сфера научного знания |
Официально-деловой | Констатация факта, сообщение о положении дел, предписание адресату выполнить определенные действия | Совокупность социальных лиц, массовый читатель | Административная и правовая сферы |
Публицистический | Формирование определенного отношения читателей к актуальным и новым событиям и фактам | Массовый читатель | Сфера общественных отношений: политических, культурных, спортивных и т.д. |
Художественный | Художественно-образное воздействие на читателя | Массовый читатель | Сфера искусства |
Каждая из прнведенных разновидностей письменной речи имеет свои стилевые особенности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 361.