Речевое воздействие - наука об эффективном и цивилизованном общении. Существуют следующие способы речевого воздействия на другого человека:
I. Доказывание.
Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание - это логический пуп. речевого воздействия, обращение к логике мышления человека,
Доказываем мы так: "Во-первых, во-вторых, в третьих...". Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех (поскольку далеко не все мыслят логически) и не всегда (мы уже знаем, что в некоторых условиях эмоция полностью подавляет логику). Вспомним закон эмоционального подавления логики.
2. Убеждение.
Убеждать - это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно эмоции, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: "Во-первых.... во- вторых... Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так..."и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
3. Уговаривание.
Уговаривать - это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказатъся от его точки зрения и принять нашу - просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используют личные мотивы и основано оно обычно на многократном повторе просьбы или предложения: «Ну пожалуйста... ну сделай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благодарен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь... ну что тебе стоит... ну пожалуйста... ну очень прошу...». Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения обоих собеседников, когда тот, к кому обращаются, в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
4. Внушение.
Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам на слово, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления.
Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, "харизматические типы" могли внушить людям практически что угодно.
Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
5. Принуждение.
Принудить - значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: "Кошелек или жизнь!".
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными? Первые четыре. Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения и сочетать в различных условиях общения остальные способы речевого воздействия на личность.
Речевое воздействие - наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.
Аспекты речевого воздействия
Различают два основных аспекта речевого воздействия - вербальный и невербальный.
Вербальное (от латинского - «слово») речевое воздействие – это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах ее сообщаете, в какой последовательности подаете слушателю те или иные факты, как громко, с какой интонацией и т.д.
Невербальное воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, дистанция да собеседника, сигналы внешности и поведения говорящего и др.).
Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.
Коммуникативная неудача
Существует также такое понятие - коммуникативная неудача.
Коммуникативная неудача - это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель, которую мы ставили в разговоре, оказывается не достигнутой.
Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы неправильно строю свое речевое воздействие: выбираем не те способы речевого воздействия, не учитываем, с кем разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.
Специалисты по речевому воздействию используют также такое выражение как коммуникативное самоубийство.
Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение невозможным.
Например, если оратор начинает свое выступление так: извините, что занимаю у вас время... Я вас долго не задержу... - это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек в самом начале разговора со слушателями сообщает им о том, что он сам понимает: его информация не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, само его появление перед аудиторией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 276.