Тема 4. Вербальное и невербальное общение. Их национально-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурная специфика

Вербальное общение - это общение при помощи слов. При вербальном общении имеет значение, что мы говорим (и что мы не говорим), какими словами мы выражаем свою мысль, в какой последовательности мы подаем информацию собеседнику (с чего начинаем, чем продолжаем, чем заканчиваем), какие аргументы приводим, кратко или развернуто выражаем свою мысль и мн. др.

Иногда нам кажется, что не так важно, как сказать - главное содержание речи. Содержание, конечно, очень важно, но одно и то же содержание, выраженное словесно разными людьми и в разной языковой форме, нередко производит совершенно разное впечатление - одному поверят, а другому - нет, просьбу одного человека выполнят, а ту же просьбу другого человека - нет. Поэтому надо уделять особое внимание речевой стороне выражения мысли.

Эффективное вербальное речевое воздействие предполагает адекватное (то есть правильное в данной ситуации) использование правил и приемов общения - с учетом того, с какими собеседниками, в каких коммуникативных ситуациях ведется общение, какова цель общения в данном случае и т.д.

Все правила и приемы вербального речевого воздействия можно сгруппировать в несколько факторов. Важнейшие из них - следующие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор контакта с собеседником, фактор содержания, фактор языкового оформления, фактор манеры, фактор объема, фактор расположения информации, фактор адресата.

Фактор соблюдения коммуникативной нормы предполагает реализацию следующих правил:

1 Необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Почему важно соблюдать нормативные правила вербального общения? Это связано прежде всего с тем, что соблюдение нормативных правил  речевого этикета, речевой вежливости обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это - одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником - ведь мы демонстрируем к нему уважение, показываем, что мы умеем поддерживать с ним отношения и в дальнейшем. Это располагает собеседника к нам, а значит и делает возможным наше успешное воздействие на него. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимания к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Соблюдение норм речевого этикета является эффективным средством речевого воздействия на собеседника. Как писал великий Сервантес, «ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Этикетное общение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

2.Необходимо соблюдать нормы культуры речи.

Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью.

Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. "Если человек говорить культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит - достаточно умен, видимо, разбирается в том, о чем он говорит. Языковой паспорт такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы располагаемся к такому человеку- Люди склонны думать так: хорошо говорит - значит правильно говорит- Поэтому, если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят.

Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и поддерживать этот контакт, надо понравиться собеседнику.

Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения:

• производить благоприятное внешнее впечатление;

• меньше говорить сами, давать собеседнику поговорить о себе;

• укрупнять собеседника;

• снижать себя в глазах собеседника (принцип коромысла: не обязательно тянуть собеседника вверх, необходимо снижать немного себя в его глазах);

индивидуализировать собеседника;

говорить комплименты;

отождествлять свои интересы с интересами собеседника,

интересоваться проблемами собеседника;

вспоминать положительный опыт.

Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения.

Фактор содержания объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Правила:

• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

• больше сообщать положительной информации;

• сводить к минимуму негативную информацию;

• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекать его в форму заботы);

• чаще обращаться к собеседнику («закон имени»);

• приводить аргументы, не быть голословным

• приводить примеры из жизни;

• использовать приемы,   повышающие убедительность сообщаемой

информации.

Использование этих приемов может усилить любое выступление, независимо от его содержания.

Приемы усиления убедительности выступления (их называют также сигналами достоверности) требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, обычно позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению:

· подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что...);

· подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я сам долгое время сам в это не верил. , я долго сомневался в этом.. и т. д.);

· подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: экспериментально установлено..., эксперименты показали,

· подача факта как установленного психологами;

· подача факта как установленного американскими или японскими учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами др., такого эффекта в русской аудитории не будет);

· подача факта как установленного молодыми учеными;

· подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными;

· упоминание о том, что факт установлен профессором, или упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных;

· ссылка на то, что oб этом говорил еще Петр 1, И Грозный, Я. Мудрый, Л.Толстой;

· ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Рамзес Второй при своем дворе имел..., еще Екатерина Великая пользовалась .., все французские короли , русские князья всегда имели..., Наполеон, Александр Македонский всегда учитывали.... и т.д);

·  подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХУ1 веке использовали этот метод..., об этом знали еще в XIX веке... и т.д.).

· персонификация своих идей (феномен личной реальности),

Можно говорить: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе” «Мне лично рассказывал один знакомый...», «Со мной был такой случай» и т.д.

· приводить конкретные подробности, детали

Фактор языкового оформления реализуется в группе правил, связанных с выбором тех или иных слов при выражении мысли:      

· разнообразьте используемые слова;

· используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты.

· используйте слова, вызывающие образы;

Это значит, что надо использовать больше конкретных слов вместо абстрактных, обобщающих: вместо «жирная пища» лучше сказать «сало, масло, свинина» и т.д.,

· используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

· разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

· держите одинаковый темп с партнером.

Нормальный темп - это около 120 слов в  минуту, это текст 0,5 с. через 2 интервала, прочитанный за минуту.

• цифр приводите немного и округляйте их.

Фактор манеры:

· Демонстрируйте дружелюбие, искренность.

· Демонстрируйте воодушевление.

· Демонстрируйте умеренную эмоциональность.

· Демонстрируйте физическую бодрость, подвижность

· Фактор объема:

· Будьте кратки.

· Говорите меньше собеседника.

· Говорите короткими предложениями.

Фактор расположения информации:

· Важную информацию необходимо давать в начале и конце.

· Важную информацию нужно повторять несколько раз в различных местах своей речи и разными словами.

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к собеседнику или аудитории с учетом особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.

«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А,Михальская).

Существуют особые правила, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и «технарями» и т.д. Этих правил много.

Приведем лишь некоторые примеры:

· С большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально.

· С малоподготовленной аудиторией, малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов.

· С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать вопрос за раз.

· С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление.

· С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме.

· Со старшим поколением нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки на авторитетных людей.

Вербальное общение имеет национально-культурную специфику. В частности, это касается принятых форм общения (Россияне тяготеют к открытым формам, Запад – к закрытым); официальной/неофициальной традиции именования ( у нас – присутствуют обе и строго различаются – Маша – Мария Ивановна, на западе и в Америке – одна неофициальная – Билл Клинтон (полное имя Уильям)); наличие/отсутствие нескольких имен Анна-Мария-Луиза и т.д. и отсутствие подобного в нашей культуре.

Вербальному общению традиционно противопоставляется невербальное.

Невербальное общение - это общение при помощи несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальное общение - такое же средство передачи информации от человека к человеку, как и вербальное (словесное), только невербальная коммуникация пользуется другими средствами.

Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют ее (в таких случаях говорят - «понятно без слов»). Как поется в одной старой песне: «Он спросил меня, люблю я или нет, только взглядом я дала ему ответ».

Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения.

Выделяют следующие виды невербальных сигналов:

1. Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)

2. Язык телодвижений

•взгляд                    посадка

•мимика                движение

•жесты и позы      походка

•осанка                  физические контакты

•стойка                  манипуляции с предметами

3. Сигналы пространства:

•дистанция

•горизонтальное расположение

•вертикальное расположение

Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А.Пиз считает, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми. Их роль очень велика: по данным ученых, до 60-70 % информации в процессе общения передается невербально.

Большинство ученых полагает, что слова используются в основном для передачи фактов, фактической информации, а невербальные средства несут информацию о нашей оценке этих фактов, о нашем отношении к собеседнику -о межличностных отношениях. Отсюда огромная важность невербального поведения в общении: очень легко выдать свое отношение к тому, что мы говорим - взглядом, жестом, позой, поворотом головы и т.д.

В науке о невербальных сигналах есть термин Конгруэнтность. Он означает соответствие, соответствие невербального поведения человека тому, что он сообщает вербально. Так, если человек горячо и громко говорит, что он за взаимопонимание с молодежью, но при этом размахивает кулаком, то налицо неконгруэитность: сжатый кулак никак не сигнализирует о дружелюбии. Другой пример: человек говорит собеседнику, что очень его любит, но лицо его при этом сохраняет бесстрастность: Очень важная вещь: в условиях   неконгруэнтности - большинство людей склонны верить невербальным сигналам, то есть тому, что видят, а не тому, что слышат. В приведенных примерах собеседники не поверят в дружелюбие лектора, как и в любовь бесстрастного собеседника. А.Пиз считает, что невербальный сигнал несет в 5 раз больше информации,

Многие невербальные сигналы, как и вербальные,  национальны или имеют разное значение.

Так, американский знак «о-кей» возник в начале 19-го века и распространился в большинстве стран мира, но во Франции он обозначает "ноль" или «ничего», в Японии - деньги. Большой палец вверх - у многих народов означает «все в порядке», а также просьбу подвезти на дороге, а в   Греции - «заткнись». У итальянцев и немцев это цифра «I». Кивок головой у русских означает «да, согласен», у болгар – «нет, не согласен» и т.д. Русский жест «выпивка» отсутствует у других народов, так же, как и жест показывания головой в каком-либо направлении - «Вон там...» (американцы говорят, что русские в таких случаях показывают направление носом).

Чарли Чаплин и многие другие актеры немого кинематографа были "асами" невербальной коммуникации, т.к. в то время это был единственный способ сказать что-либо с экрана. Каждый актер квалифицировался как хороший или плохой по тому, как он умел использовать жесты или другие сигналы, чтобы сообщить что-то с экрана. Когда начали снимать звуковые фильмы, то многие актеры немого кинематографа сразу сошли с экрана, а цениться стали те, которые умели хорошо говорить.

Невербальные сигналы надо уметь читать, то есть понимать их значение. Это очень важно для эффективного общения. Обычно очень наблюдательны женщины, они хорошо понимают невербальные сигналы, от них бывает трудно что-либо скрыть. Мужчины менее наблюдательны, для них важнее и привычнее вербальный канал общения.

Большинство невербальных сигналов многозначны, и точно судить об их конкретном значении можно только в конкретной ситуации, хотя можно и определить некоторые общие, наиболее устойчивые их значения.

Однa из самых серьезных ошибок, которую может сделать новичок в понимании невербальных сигналов - это неправильная интерпретация отдельно взятого жеста без учета других жестов. Например, почесывание головы может значить очень многое - и то, что человек в чем-то не уверен, и то, что он что-то забыл, и то, что он лжет, а, может быть, у него просто перхоть. При этом важно не только сочетание жестов, но и то, что все эти жесты рассматриваются в контексте той ситуации, в которой они наблюдаются. Например, если кто-нибудь сидит на автобусной остановке, скрестив руки и ноги опустив подбородок на грудь, а в это время стоит зима и день достаточно холодный, скорее всего это значит, что человек замерз, а не обороняется. Однако если тот же самый человек использует этот жест, когда Вы пытаетесь убедить его в чем-нибудь, то скорее всего этот жест значит, что человек отрицательно относится к вашей идее, а возможно - и к вам, и к ситуации в целом

Чтению невербальных сигналов надо учиться. Когда мы говорим, что у человека хорошо развита интуиция в отношениях с людьми, мы фактически имеем в виду, что он может правильно читать невербальное поведение другого человека и сравнивать его со словами этого человека. Другими словами, когда мы говорим о том, что подозреваем' нам солгали, мы в действительности имеем в виду, что жесты и слова этого человека не совпадают друг с другом (неконгруэнтность) - невербальные сигналы этого человека выдают его неискренность.

Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, то есть повысить эффективность общения.

В невербальной коммуникации, как и в вербальной, существуют коммуникативные сигналы или приемы, используемые людьми в процессе речевого воздействия.

Это фактор взгляда, факторы внешности, фактор физического поведения, фактор пространства.

 Фактор внешности

Одежда

Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционно одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов, умеренная модность одежды. Для женщины - платье с длинным рукавом, серое, синее коричневое, бежевое.

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды (и наоборот, шарообразный силуэт, рукав реглан, мягкие свитера, джинсы ослабляют коммуникативную позицию говорящего). Усиливают воздействие высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе.

Выигрышно выглядит чистая, культурная, аккуратная одежда.

Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию.

Расстегнутый пиджак - стремление к контакту, застегнутый - стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак - готовность взаимодействовать, Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, если мужчины до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя.

Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, , брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных.

Силуэт

Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Физическая привлекательность

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей положительными человеческими качествами.

Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать). счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать умными

Фактор взгляда

С собеседником необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени

на собеседника, он понимает, что нравится нам и т.д.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.