Основными направлениями деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и гигиенической науки являются:
- обеспечение государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;
- реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения;
- дальнейшее укрепление и совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- повышение действенности надзора за состоянием источников питьевого водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством питьевой воды;
- обеспечение надзора за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь детского населения;
- совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;
- осуществление надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели, соответствием учебников и на- глядных пособий гигиеническим нормативам.
1 В разделе использовались материалы, подготовленные Г.Г. Онищенко и соавт. из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», 1998.
Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору предусматривают Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят в апреле 1991 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (приняты в июле 1993 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 ? 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и ряд других нормативных актов.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается «системой государственного (выделено нами) и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля». Таким образом, законодательно утверждено непосредственное приоритетное участие государственной санитарно-эпидемиологической службы в разработке и реализации мер по обеспечению охраны здоровья населения страны.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. В систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР входят соответствующие управления Министерства здравоохранения Российской Федерации, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, автономных областях и автономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов и повышение их квалификации, другие санитарно-профилактические учреждения.
Руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным госу-
дарственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик, главными государственными санитарными врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте. Финансирование и материальнотехническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиоло- гической службы страны осуществляется из республиканского бюджета и внебюджетных средств. Весьма важным в правовом отношении является то, что главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госу- дарственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Они независимы в своей деятельности и руководствуются только действующим санитарным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения независимости государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (п. 9) руководители организаций службы назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчиненности, т.е. руководителем выше- стоящего учреждения госсанэпидслужбы.
Таким образом, на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» была создана центра- лизованная федеральная санитарно-эпидемиологическая служба
(рис. 11).
Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.
Всего санитарно-эпидемиологическая служба располагает более чем 2500 учреждениями (центры, дезинфекционные станции, про- тивочумные станции). В них работает более 130 000 врачей, среднего медицинского персонала и др. Обеспеченность врачами составляла около 2,0 на 10 000 населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 3,5 на 10 000 населения.
Для выполнения своих обязанностей специалисты службы должны обладать определенными полномочиями. Ст. 38 Закона пре- доставляет должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы страны право:
Рис. 11. Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;
3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения, основанные на действующих санитарных правилах;
5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;
6) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:
- работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;
- эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных участков, цехов, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
- разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;
- производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;
7) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы:
- о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления хо- зяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений населения;
- о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о приостановлении или прекращении этой деятельности;
8) принимать решения:
- о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;
- о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;
- об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
- о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на тер- ритории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
- о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;
9) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;
10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;
11) предъявлять требования:
- о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;
- о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;
- об уплате штрафов;
12) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для вы- полнения возложенных на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы задач;
13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему 3 уровней.
К учреждениям 1-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; зональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление госсанэпиднадзора на территории своей деятельности.
С учетом содержания госсанэпиднадзора как деятельности органов и санитарно-профилактических учреждений, направленной на профилактику заболеваний населения путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства России, учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;
- контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных пра- вил предприятиями, организациями и гражданами;
- административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.
К учреждениям 2-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона на транспорте. В их задачу входят организация санитарно-эпидемиологической службы на территории своей деятельности, обеспечение единообразия в ведении госсанэпиднадзора, обеспечение хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, учреждения данного уровня управления могут выполнять ряд фун-
кций учреждений 1-го уровня - лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора или его элементы - контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.
Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информа- цию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации, лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым и эффективным функционированием имеющихся систем и подсистем.
На 3-м уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение - Департамент госсанэпиднадзора.
Основными функциями Минздравсоцразвития Российской Федерации в области управления государственной санитарно-эпиде- миологической службой являются:
- организация и осуществление госсанэпиднадзора;
- управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- санитарно-эпидемиологическое нормирование;
- определение приоритетных направлений деятельности, организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и др.
Таким образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные функции на территории своей деятельности, повторяющей административное деление (федеральный
- региональный - местный уровень), либо на экстерриториальном уровне - центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Управление по вертикали обеспечивается единой системой финансирования, назначения и освобождения руководителей, определения объема и характера выполняемой работы, контроля за деятельностью.
В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с численностью населения до 60 000, имеющих в своем составе 1-2 врачей и 6-8 помощников, наиболее целесообразным является иметь отделение Госсанэпиднадзора; отделение лабораторного контроля. Указанные подразделения должны выполнять функции, предусмотренные Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации применительно к конкретному учреждению данного уровня управления.
В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с населением более 60 000, в районах городов, в городах без районного деления, в городах с районным делением, не имеющих таких центров в районах и в структуре межрайонных (зональных) центров Госсанэпиднадзора, целесообразно иметь отдел (отделение) социально-гигиенического мониторинга; отдел (отделение) Госсанэпиднадзора, который при наличии достаточного количества специалистов может включать подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, другие подразделения; отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями.
В структуре учреждений 2-го уровня необходимо предусмотреть следующие блоки (направления) деятельности:
Информационно-аналитический блок, включающий в себя:
- социально-гигиенический отдел с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;
- отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и ис- пользования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического образования с пресс-центром;
блок организации госсанэпиднадзора, состоящий из:
- отдела организации госсанэпиднадзора с отделениями:
- эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-карантинным, радиационной гигиены, другими подразделениями;
- отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-химической, микробиологической, физических фак- торов.
В состав учреждений данного уровня управления должны быть также включены подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность учреждений: общий отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел, транспортный отдел, отдел материально-технического обеспечения и строительства и др.
Если центр Госсанэпиднадзора 2-го уровня управления выполняет непосредственно функции госсанэпиднадзора по каким-либо из его разделов (т.е. функции 1-го уровня), в его структуре следует создавать соответствующие подразделения - отдел радиационной гигиены, отдел предупредительного санитарного надзора и пр.
Одними из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы являются организация, проведение и контроль за осуще- ствлением текущей и профилактической дезинфекции.
Дезинфекцию проводят учреждения дезинфекционного профиля - дезинфекционные станции и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. С 1991 по 2005 г. их число изменилось незначительно - с 80 до 70. Большинство дезинфекционных станций преобразовано в государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. Это самостоятельные коммерческие организации, учреждаемые центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и работающие под их руковод- ством и контролем. Эти учреждения проводят профилактические дезинфекционные мероприятия - дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию как по заявкам предприятий, так и для населения.
Предупреждением возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний - чумы, холеры, сибирской язвы занимаются противочумные станции. Их число и дислокация соответствуют в основном ареалам наиболее вероятного возникновения особо опасных инфекционных заболеваний. Противочумные станции наблюдают за циркуляцией возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний в природных очагах, участвуют в неотложных мероприятиях при появлении случаев особо опасных за- болеваний людей, проводят специальные противоэпидемические мероприятия в зонах чрезвычайных ситуаций, готовят специалистов по вопросам эпидемиологии и лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и др.
Под системой информационного обеспечения в государственной санитарно-эпидемиологической службе подразумевается разветв- ленная, многоуровневая автоматизированная информационная система «Санэпид» (АИС Санэпид), созданная и функционирующая с целью:
- сбора, обработки, анализа информации о состоянии здоровья населения и среды его обитания; прогнозирования и модели- рования ситуаций, связанных с изменением в показателях здоровья в зависимости от изменения факторов среды обитания;
- сбора, обработки, анализа информации о деятельности учреждений службы.
Информационно-аналитические центры госсанэпиднадзора обеспечивают сбор, обработку и анализ информации, поступаю- щей из подчиненных центров, а также от других организаций, располагающих данными, необходимыми для анализа состояния здоровья населения и среды его обитания. На этом уровне осуществляются сбор и хранение данных из многих источников информации, создание и ведение баз данных, решение функциональных задач. Основной целью деятельности информационно-аналитических центров являются анализ информации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление информации вышестоящему уровню управления.
Абонентские пункты в центрах Госсанэпиднадзора 1-го уровня осуществляют сбор, статистическую обработку информации для последующего ее использования при организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и передачи обобщенных данных на более высокий уровень управления.
В настоящее время разработаны специализированные прикладные программы для информационно-аналитических центров в центрах Госсанэпиднадзора 2-го уровня. Это программы анализа неинфекционной заболеваемости, состояния среды обитания (воздуха, питьевой воды, физических факторов и др.), поиска и расчета связи отдельных факторов среды обитания, а также их комплекса и состояния здоровья населения. Организована также разработка геоинформационных систем.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.