Особенности организации медицинской помощи женщинам и детям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большая роль в сохранении и приумножении здоровья женщин и детей отводится специально созданной структуре в системе здравоохранения - системе охраны материнства и детства. Ее роль особенно возрастает в неблагоприятной социально-демографической ситуации со снижением рождаемости, ростом смертности и отрицательным естественным приростом населения, сокращением численности детей в возрастной структуре населения, увеличением доли детей, воспитывающихся в неполных семьях в результате раз- водов родителей или рождения вне брака.

В России из 78 млн женщин работает около 40 млн.

Сразу после Октябрьской революции в стране начала создаваться государственная система охраны материнства и детства.

Создание такой системы предполагало гарантии социальных и экономических прав женщины-матери и ребенка, создание мате- риально-технической базы здравоохранения для оказания медицинской помощи женщинам и детям и подготовку кадров для этой системы.

Был издан ряд законодательных актов и постановлений по социальной и медицинской помощи женщинам и детям.

Среди основных законодательных положений в послевоенный период по охране материнства, младенчества и детства особого вни- мания заслуживают указы «Об отмене запрещения абортов» (1955), «Об увеличении продолжительности отпуска по беременности и родам до 112 календарных дней» (1956), «О мерах по дальнейшему развитию детских учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959). Был создан новый тип детского дошкольного учреждения - ясли-сад.

 

Важную роль в обеспечении прав женщины-матери и ребенка играли законы «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде» (1970), «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье» (1970).

Не меньшее значение для материального поощрения материнства имело Постановление Совета Министров СССР от 26.07.73 «Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком». Согласно этому документу пособие по беременности и родам должно выплачиваться женщинам (работницам, служащим, членам колхозов) в размере полного заработка независимо от стажа.

31.03.81 принято правительственное Постановление «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». В соответствии с этим постановлением был увеличен размер единовре- менного пособия при рождении 1-го и 3-го ребенка; введено единовременное пособие при рождении 2-го ребенка; предусмотрено поэтапное введение частично оплачиваемого отпуска сначала до достижения ребенком возраста 1 года, а затем - 1,5 лет; работающим женщинам предоставлено право оформлять отпуск без сохра- нения содержания, но с сохранением стажа и места работы сначала до 1 года 6 мес, а в настоящее время - до 3 лет (с 1989 г.).

Правительством и ВЦСПС 22.08.89 было принято постановление, согласно которому продолжительность частично оплачивае-

мого отпуска по уходу за ребенком увеличилась до достижения им возраста 1,5 года.

Кроме того, с 01.12.89 повсеместно увеличилась продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

 

В Конституции Российской Федерации имеется специальная статья (ст. 38), посвященная охране семьи, материнства и детства; в Основах Законодательства об охране здоровья граждан в ст. 22- 24 изложены вопросы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья семей, матерей и детей.

Как отмечалось выше, для работы в системе охраны материнства и детства с 1930 г. осуществляется подготовка специальных медицинских кадров - врачей-педиатров. В 1930 г. впервые были организованы педиатрические факультеты в 14 медицинских институтах, в том числе в 1-м Ленинградском, 2-м Московском, Ростовском, Казанском, Горьковском и др.

К 1990 г. в СССР насчитывалось более 60 педиатрических факультетов и институтов, а в настоящее время более чем в 30 вузах Российской Федерации имеются педиатрические факультеты.

К настоящему времени число специалистов-педиатров более 10% всех врачей или свыше 60 тыс. человек. Основа организации меди- цинской помощи для женщин и детей - женские консультации, детские поликлиники, родильные дома, перинатальные и неонатальные центры, центры планирования семьи и репродукции человека и др. Всего этих учреждений более 15 тыс. (2005 г.).

В начале XXI века в стационарах было более 160 000 коек для больных детей всех профилей, или более 600 коек на 10 000 дет- ского населения (0-14 лет): акушерских коек было почти 90 000, или 23,0 на 10 000 женщин фертильного возраста; гинекологических коек - 90 000, или 11,0 на 10 000 женского населения. 35% всех акушерских коек предназначались для женщин с патологией беременности.

В качестве президентской программы 18.08.94 Указом президента Российской Федерации была утверждена целевая программа «Дети России», включающая в себя 6 программ: «Дети Чернобыля», «Индустрия детского питания», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты».

 

В 1996 г. приняты Постановление Правительства «О плане действий по улучшению положения детей в РФ» и национальный план действий по улучшению положения женщин.

В 1993 г. была разработана и утверждена федеральная программа «Вакцинопрофилактика», а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была подготовлена и утверждена прави- тельством России целевая государственная программа «Безопасное материнство».

Кроме федеральных программ, которые имеют статус государственных, в стране реализуются отраслевые программы по разви- тию неонатологической службы, гинекологической помощи населению, о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и домах ребенка, по развитию медико-генетической службы в стране, созданию отечественных детских лекарственных форм и медицинской техники, а также территориальные программы по охране материнства и детства. В соответствии с программами создано более 60 перинатальных центров, 200 центров планирования семьи и др.

Организация медицинской помощи женщинам и детям основывается в целом на тех же принципах, что и другим группам населения, но имеет более ярко выраженную профилактическую направленность.

Учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: ЛПУ, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленная группа ЛПУ состоит из амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Ведущее место в системе акушерско-гинекологической помощи принадлежит женской консультации, которая относится к ЛПУ диспансерного типа, осуществляющему амбулаторно-поликлини- ческое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Женские консультации чаще размещаются в составе крупных поликлиник (80%), реже при медико-санитарных частях (10%).

 

Примерно 8% женских консультаций находятся в составе объединенного родильного дома. Самостоятельные женские консультации составляют не более 1%.

В настоящее время доказана целесообразность создания базовых женских консультаций как лечебно-консультативных и организаци- онно-методических центров города и района, а также школ повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Хорошие результаты дает работа выездных женских консультаций.

Работа женской консультации, так же как и других амбулаторнополиклинических учреждений, строится по участковому принципу. Акушерско-гинекологический участок охватывает примерно 2 тера- певтических участка, следовательно, у 1 участкового акушера-гинеколога под наблюдением находится примерно 2000-2500 женщин.

В женской консультации оказываются различные виды лечебнодиагностической помощи, осуществляется социально-правовая кон- сультация. В дальнейшем улучшении акушерско-гинекологической помощи большое значение придается совершенствованию лабораторно-диагностической службы, созданию эндокринологических, иммунологических, биохимических лабораторий, кабинетов функциональной диагностики и лабораторий медицинской генетики.

Решающая роль в сохранении здоровья женщин и детей принадлежит профилактической работе женской консультации. Основные мероприятия должны проводиться в области первичной профилактики, в задачи которой входит наблюдение за женщинами не только в период беременности, но и в течение всей жизни с целью предупреждения заболеваний.

Наряду с первичной профилактикой не меньшее значение имеет вторичная профилактика, предусматривающая раннее выявление за- болеваний, проведение соответствующего лечения и реабилитацию.

Существенную долю профилактической работы участкового акушера-гинеколога занимает наблюдение за женщинами в период бе- ременности и в течение 1,5-2 лет после родов. Следует усилить работу врачей по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению, главное внимание следует уделять обращению женщин к участковому акушеру-гинекологу в ранние сроки беременности (до 12 нед).

 

Раннее обращение к врачу позволяет провести полное обследование и принять соответствующие меры при экстрагенитальных за- болеваниях или акушерской патологии. Это, в свою очередь, способствует улучшению показателей здоровья и, в частности, снижению перинатальной смертности, частоты рождения недоношенных детей или детей с низкой массой тела.

Введено обязательное диспансерное наблюдение за женщинами репродуктивного возраста в течение 1,5 лет после родов. К со- жалению, как показывают исследования, в этот период женщины почти не обращаются ни к акушеру-гинекологу, ни к врачам других специальностей, хотя у многих вследствие осложнений бере-

менности и родов ухудшается течение имевшихся до беременности экстрагенитальных заболеваний.

Существенное значение в профилактике различных гинекологических заболеваний имеет профилактика абортов, которая должна предусматривать пропаганду предупреждения нежелательной беременности, внедрение современных контрацептивов.

В связи с относительно высоким распространением гинекологических заболеваний (исчерпанная или накопленная заболеваемость доходит до 300 на 1000 женщин) большое значение имеют профилактические осмотры, которые впервые выявляют до 70% различных гинекологических заболеваний. Однако с профилактической целью обращаются не более 30% женщин. Изучение эффективности диспансеризации женщин акушером-гинекологом пока- зало, что в целом своевременность взятия на диспансерный учет не превышает 60%. Показатель колеблется от 100% при доброкачественных опухолях до 20,0% при воспалительных заболеваниях.

Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного родильного дома либо многопрофильной больницы. В последние годы в крупных городах появились специализированные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беременность, а также различные соматические заболевания.

 

В результате совершенствования структуры акушерско-гинекологических стационаров доля коек для женщин с патологией беременности увеличилась до 30-35% коечного фонда, что дает возможность значительно расширить контингент госпитализированных беременных при первых признаках отклонений в их здоровье.

Особое внимание должно быть уделено работе приемного отделения. Во-первых, прием гинекологических больных и беременных необходимо проводить раздельно в самостоятельных помещениях, чтобы избежать контактов беременной с различными инфекциями. Во-вторых, прием беременных следует осуществлять в боксах, что также снижает возможность контакта здоровых беременных с заболевшими. Оправдана организация двух родильных отделений: физиологического и обсервационного.

Отделения для новорожденных оборудуют при физиологичес- ком (палаты не больше чем на 4 койки) и обсервационном (палаты на 1-2 койки) родильных отделениях.

Во избежание возникновения различных внутрибольничных инфекций в родильном доме имеют значение не только правильная работа приемного отделения, но и соблюдение соответствующего санитарно-гигиенического режима. С этой целью в родильных отделениях палаты заполняют единовременно, проводится санитарно-гигиеническая подготовка помещений к приему родильниц и новорожденных.

Для оказания стационарной гинекологической помощи женщинам организуют гинекологические отделения для оперативного и консервативного лечения. В зависимости от мощности гинекологического стационара консервативное и оперативное отделения могут дифференцироваться по профилю заболеваний.

Для рационального использования коечного фонда, сокращения необоснованного пребывания женщин в стационаре все госпитали- зированные женщины должны быть максимально обследованы в женской консультации и при поступлении иметь подробную выписку из амбулаторной карты. В свою очередь, при выписке из стационара женщины должны получить подробные рекомендации по дальнейшему наблюдению за состоянием здоровья в женской консультации.

 

* * *

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и за- канчивают лечение в условиях детской поликлиники.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке - не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопедтравматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 60% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.

Все больные дети должны получать медицинскую помощь только на дому, поэтому непосредственно в детскую поликлинику об- ращаются лишь здоровые дети или имеющие хронические заболевания вне обострения. Более 90% всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.

В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и име- ющими хроническую патологию и нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи. По существу, хороший участковый педиатр - это детский семейный врач.

 

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать пре- емственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диаг- ностического обследования и профилактических прививок.

Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса.

Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в году) болеющим детям, поскольку у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания.

Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспан- серным наблюдением педиатра и специалистов.

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гиги- еническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарнопросветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Боль-

шую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам вос- питания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка.

 

Работа врача по системе «единого педиатра» была введена в нашей стране в 1952-1953 гг. Ребенок от рождения до 14 лет вклю- чительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет - макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не пред- ставляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.

Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит наиболее опытная медсестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра его кожи и зева, а при необходимости и термометрии она решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.

В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливаются из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста, на 600 детей дошкольного возраста, на 2000 детей школьного возраста, на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах; 1 медсестра на 100 детей, воспитывающихся в детских

 

садах, на 700 детей, обучающихся в школах, на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике располагается кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.

Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.

При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медсестры или посещения медсестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.

В последнее время развивается специальность «семейный врач» - врач общей практики, который наблюдает за здоровьем всех чле- нов семьи, детей и взрослых.

Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те, в свою очередь, отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеется лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение.

 

Приемное отделение в детских больницах состоит из приемносмотровых боксов, число которых должно быть не менее 3% обще- го числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидотдела (санэпидцентра) о наличии

или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции целесообразно предусматривать палаты на 1-2 койки для детей до 1 года, а для более старших детей не более чем на 4 койки.

Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию, прежде всего особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка.

Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпитализацию детей в первую очередь первых 2-3 лет жизни вместе с матерями.

В процессе реформирования здравоохранения происходит сокращение числа коек не только для взрослых, но и в детских боль- ницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дош- кольных учреждениях и школах.

Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

 

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:

- осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию;

- проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;

- осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

- обеспечить проведение профилактических прививок;

- организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;

- принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервнопсихическими особенностями;

- проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.

Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.

Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми, имеющими хронические заболевания.

Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.

На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме лечебная помощь детям. В стационар сельской участковой больницы госпитализируются в основном дети с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь оказывают в центральной районной больнице, поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.

 

Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторнополиклиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работает фельдшер или патронажная медсестра.

Основным этапом оказания медицинской помощи детям всего района служит центральная районная больница (2-й этап). Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.

Еще достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные детские и общие больницы.

В соответствии с рекомендациями специалистов в центральных районных больницах целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре.

На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной работы.

Одной из важных, но еще далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощи подросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты (они сохранились при ряде поликлиник).

Как отмечено в национальном проекте «Здоровье», на первых этапах основное внимание и организационные меры направлены на коренное улучшение наиболее массовой - первичной медицинской помощи. Однако не забыта и стационарная медицинская помощь. Акцент здесь поставлен на повышение ее качества за счет улучшения организации, усиления специализированных ее видов, особенно интенсивного внедрения высоких медицинских (т.е. сложных, дорогостоящих) технологий, создание современных ди- агностических и лечебных центров на всей территории нашей страны. Предполагается построить не менее 15 таких центров уже в ближайшие годы, модернизировать устаревшую материально-техническую, ресурсную базы стационаров. Предполагается также последовательное существенное повышение заработной платы работникам больничных учреждений с тем, чтобы через небольшое число лет их материальное положение не отставало от участковых терапевтов, педиатров, работников «скорой медицинской помощи».

 

В национальном проекте «Здоровье» большое внимание уделено охране материнства и младенчества - педиатрической и акушер- ско-гинекологической помощи. Будет достигнуто массовое обследование новорожденных для улучшения диагностики и особенно

выявлению наследственных заболеваний, что скажется на сокращении инвалидизации детей. Начата работа по обеспечению стационарных учреждений родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием; запланировано строительство 20 перинатальных центров. Уже в 2006 г. готовится по современным программам почти 5 тыс. участковых терапевтов и педиатров, 1500 врачей общей практики (семейной врач); в 2007 г. это число увеличится более чем на 1 тыс. специалистов. Значительно увеличиваются средства федерального бюджета по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (10,5 млрд - руб. в 2006 г. и 14,5 млрд руб. в 2007 г.). Вводятся родовые сертификаты. За каждый такой сертификат в случае благоприятных родов женская консультация получает 2 тыс. руб., а родильный дом - 5 тыс. руб. Это не только скажется на качестве медицинской помощи и ко всему повышении рождаемости, но и на заработной плате медицинских работников этих учреждений. В 2007 г. размер сертификатов увеличится, и будет выделяться 2 тыс. руб. детской поликлинике за диспансерное наблюдение каждого ребенка.

Родовые сертификаты выделяются и самим женщинам - с 30 недели беременности. Стоимость родового сертификата в женской консультации увеличится до 3 тыс. руб., в родильных домах - до 7 тыс. руб. Вводятся также специальные пособия - 1,5 тыс. руб. за первого ребенка и 3 тыс. руб. - за второго или 40% заработной платы. Введен материальный сертификат при рождении - на ипотеку, образование ребенка или в накопительную часть пенсии. Воспользоваться сертификатом возможно по достижению ребенком 3 лет.

РАЗДЕЛ 8. МЕДИЦИНСКИ КАДРЫ. СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1)

Система высшего медицинского и фармацевтического образования России включает (2005 г.) 57 государственных медицинских и фармацевтических вузов, только 5 из них пока называются ин- ститутами, остальные - медицинские академии и медицинские университеты, кроме того, действуют медицинские факультеты университетов Министерства высшего и среднего образования России.

8.1. Додипломное, дипломное и последипломное образование

В начале века врачебное образование в России занимало 5 лет и включало около 30 учебных дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин достигло 45, перешли на 6-летнее обучение. В настоящее время в медицинском вузе только на додипломном этапе изучается 60 учебных дисциплин и курсов. Новые дисциплины и элективные курсы будут, очевидно, появляться в учебных планах и дальше.

Без ущерба для профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием обучение разделено на два этапа: додипломную (общеврачебную) подготовку - 6 лет и последипломную (профессиональную) подготовку - от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специальности

На додипломном этапе обучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с государственными обра- зовательными стандартами по специальностям: лечебное дело,

1 В разделе использовались материалы из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения» (1998), подготовленного И.Н. Денисовым с соавт.

педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.

Государственные образовательные стандарты содержат требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям.

В медицинские вузы РФ ежегодно по конкурсу поступают 20 000-25 000 абитуриентов, а всего обучается в медицинских вузах 200 000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов.

Студенты медицинских вузов составляют более 7% всех студентов в системе высшего образования, а вузы - более 10% всех государственных высших образовательных учреждений.

В медицинских вузах работает более 32 000 преподавателей, среди которых 4600 докторов и 20 000 кандидатов наук, более 260 членов РАН и РАМН.

В настоящее время в медицинских и фармацевтических вузах России обучается более 10 000 иностранных студентов из более чем 90 стран мира.

С 1991 г. в медицинских вузах начали функционировать факультеты и отделения высшего сестринского образования со сроком обучения 4 года при дневной и 4,5 года при вечерней форме обучения. В настоящее время они открыты в 15 медицинских вузах России.

В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики в здравоохранении, спортивной медицины, подготовки научно-педагогических кадров и др.

Осуществляется переход к подготовке врачей общей практики (семейных врачей), специалистов в области менеджмента и марке- тинга в здравоохранении и др.

Додипломный этап обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов завершается итоговой государственной междисциплинарной аттестацией выпускников, включающей 3 этапа:

1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым заданиям, утвержденным Минздравом России.

2. Проверка практических навыков.

3. Итоговое собеседование.

Медицинские и фармацевтические вузы страны ежегодно выпускают около 25 000 специалистов. Молодые врачи ежегодно со- ставляют около 4% всех врачей, занятых в отрасли.

 

В стране функционируют 450 средних медицинских (фармацевтических) учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, из них более 80 колледжей.

Общий контингент учащихся медицинских училищ и колледжей составляет 230 000, а преподавателей - более 28 000. Ежегодный план приема более 70 000 человек.

Подготовка сестринского персонала осуществляется по 10 основным специальностям: лечебное дело; акушерское дело; гигиена; санитария и эпидемиология; стоматология; фармация; лабораторная диагностика; стоматология ортопедическая; сестринское дело; медицинская оптика; монтаж и техническое обслуживание медицинской техники.

Любой специалист с высшим медицинским образованием обязан в течение всей профессиональной деятельности постоянно повышать свою квалификацию.

В стране существует всеобъемлющая плановая система усовершенствования врачей, включающая 20 государственных институтов и более 40 факультетов усовершенствования врачей при медицинских вузах, множество курсов и циклов на базе профильных научно-исследовательских институтов и крупных учреждений здравоохранения.

К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник ме- дицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения:

- интернатура (1 год);

- ординатура для углубленного изучения специальности (2-3 года);

- подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1-4 года);

- различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повышения квалификации и сдачи экзамена на квалификационную категорию (2-ю, 1-ю или высшую);

 

- аспирантура или докторантура, в которых в течение 3 лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.

Всего в вузах Минздравсоцразвития России обучается более 23 000 специалистов.

Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтах усо- вершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования врачей при вузах и научно-исследовательских институтах Минздрава РФ.

Ежегодно в этой системе повышают свою квалификацию около 150 000 врачей различных специальностей.

В стране 450 средних медицинских фармацевтических учебных заведений, в которых обучается 230 000 учащихся.

Последипломное обучение сестринского персонала осуществляется в 40 училищах и 50 отделениях усовершенствования и повышения квалификации. Ежегодно такое обучение проходит более 130 000 специалистов.

В настоящее время существуют следующие виды последипломной подготовки:

- специализация - приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим спе- циальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ ?33 и дополнениями к нему;

- усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое, предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.

В процессе последипломного обучения используются различные формы очной и заочной подготовки специалистов:

 

- циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы;

- заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном уч- реждении;

- прерывистые циклы с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы;

- выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заведения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке органов здравоохранения по месту работы специалистов.

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нормам планирования числа должностей, которые рассчитываются по численности населения, показателям его здоровья и в первую очередь по заболеваемости, а также по числу и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируемый период.

При планировании развития здравоохранения в СССР на каждый планируемый период утверждался норматив потребности в медицинских кадрах.

Так, на 1986-1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нормативы обеспеченности на 10 000 населения врачами - 43,9; мед- сестрами - 152,7; провизорами - 4,7 и фармацевтами - 5,2.

Соотношение врачей и медсестер планировалось довести до 1:3,5. В РФ на 10 000 населения в послевоенные годы было 38- 45,0 врачей, 95-100 медсестер.

Численность работающих в здравоохранении по отношению ко всем занятым в народном хозяйстве России продолжает уве- личиваться и составляет в настоящее время около 6%, так как постоянно растущее обеспечение населения медицинской помощью, повышение качества диагностики и лечения требуют все больших трудовых затрат. Оснащение лечебно-профилактичес- ких учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей - инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и др.

 

Возрастает потребность и в специалистах экономического профиля, менеджерах в связи с развитием медицинского страхова- ния и рынка медицинских услуг.

По обеспеченности населения врачами наша страна несколько десятилетий опережает развитые зарубежные страны.

В два последних десятилетия отмечается тенденция некоторого роста врачей (557,7 тыс в системе Минздрава в 1985 г., или 12,7 на 10 000 человек населения в 2005 г.).

Необходимым условием эффективного функционирования системы здравоохранения и соответствующего качества медицинской помощи является достаточное число квалифицированного сестринского персонала.

Следует отметить, что около 12% врачей и медсестер всех специальностей заняты не в системе Минздрава России, а в ведомственных службах здравоохранения. Соотношение врачей и сестринского персонала, равное в развитых зарубежных странах 1:4, у нас иное. Это соотношение в 1999 г. в системе Минздрава - 1:2,36.

К сожалению, происходит сокращение числа лиц среднего медицинского персонала (1383,1 млн в системе Минздрава в 1985 г.; 14483 в 1999 г. и 1351,0 тыс. или 96,4 на 10 тыс. населения в 2005 г.).

Все показатели обеспеченности врачами и сестринским персоналом сельского населения всегда были значительно ниже, чем в городах, и сохраняют стойкую тенденцию к дальнейшему снижению.

На одну больничную койку 0,3-0,35 должности врачей, 07-0,85 должности медсестер.

Различия в обеспеченности регионов РФ врачами достигают до 30%, а в обеспеченности сестринском персоналом составляют около 20%. Обеспеченность врачами на 10 000 населения в 2005 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии-Алании, Астраханской и Томской областях составляет от 50 до 70. Обеспеченность сестринским персоналом на 10 000 населения варьировала в субъектах федерации от 120 до 125 в Магаданской, Астраханской областях и Республике Тыва и до 45-80 в Республике Ингушетия, Приморском крае и Ленинградской области.

 

Окончившие высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения могут получить лицензию (разрешение) на право заниматься определенными видами деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (ординатура, аспирантура, докторантура) или дополнительного образования (интернатура) и получения сертификата специалиста.

Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут получить лицензию на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профес- сиональном образовании, а на занятие определенными видами деятельности, требующими дополнительной подготовки, - после прохождения курса специализации и получения сертификата специалиста.

В 1995 г. Минздравом России утверждено новое Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации.

Аттестация специалистов в соответствии с «Основами законо- дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» является механизмом государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством лечебно-профилактической помощи населению.

Аттестация является добровольной и проводится по желанию специалиста. По результатам аттестации специалисту присваивается квалификационная категория. Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые 5 лет.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются лица, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм их собственности.

 

Квалификационная категория может быть присвоена также лицам с высшим немедицинским образованием, допущенным в уста- новленном порядке к медицинской деятельности и занимающим врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения. Их аттестация осуществляется при участии в работе аттестационных комиссий специалистов соответствующего профиля.

Аттестационные комиссии создаются, как правило, при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Они могут создаваться также при научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях Минздрава России. Решение аттестационных комиссий действительно на всей территории страны.

Квалификация специалистов определяется аттестационной комиссией по 3 категориям - 2-й, 1-й и высшей. 2-я категория может присваиваться врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности не менее 5 лет, 1-я - 7 и высшая - 10 лет. Каждая категория может быть присвоена как по основной, так и по совмещаемой должности.

В стаж работы по специальности для аттестации на категорию засчитываются время работы по данной специальности как по ос- новной, так и по совмещаемой работе, обучение в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по той специальности, по которой специалист проходит аттестацию, время работы в органах управления здравоохранением, в общественных профессиональных, а также в профсоюзных органах.

Аттестация, как правило, проводится по месту нахождения комиссии.

Квалификационная категория, присвоенная специалисту, действительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о присвоении квалификационной категории.

Введение всеобъемлющей государственной системы аттестации и лицензирования медицинских вузов и факультетов является важнейшей задачей на ближайшие годы. Однако до сих пор аттестацию прошли менее половины врачей.

 

Специальность «врач общей практики (семейный врач)» внесена в номенклатуру врачебных специальностей, а соответствующая должность - в номенклатуру врачебных должностей учреждений здравоохранения. До сих пор, однако, подготовка таких врачей идет недо- статочно интенсивно.

В 2005 г. всего было зарегистрировано 4001 врач ОВП. На 2007 г. намечено увеличить их число на 3000 человек.

Обилие социальных проблем, влияющих на формирование здоровья населения, особенно незащищенных социальных групп (ин- валиды, одинокие престарелые, длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица и др.), выдвинуло новые задачи перед подготовкой специалистов по социальной работе; создаются условия для подготовки медико-социальных работников.

Назрела необходимость в подготовке врачей и медсестер-менеджеров, экономистов, медицинских психологов, программистов и др.

В соответствии с решениями Коллегии Минздрава РФ (март 2001 г.), посвященной ходу реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки и задачам на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г., в ближайшей перспективе необходим пересмотр номенклатуры (классификатора) специальностей в ЛПУ с целью расширения подготовки специалистов по основным специальностям (врач общего профиля, терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия и пр.) для обеспечения первичного звена здравоохранения и подготовки узких специалистов только после соответствующей подготовки по основным специальностям и в строгом соответствии с запросами практического здравоохранения, гарантирующими их трудоустройство.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.