Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение. Впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль.
Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах «политических арифметиков».
В настоящее время слово «статистика» употребляется в трех значениях.
Первое значение: статистика - это общественная наука, которая изучает количественную сторону общественных, массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Второе значение: статистика - это сбор цифровых, статистических данных, характеризующих то или другое общественное явление или процесс (статистическая технология).
Третье значение: статистика - это сами цифры, характеризующие эти явления и процессы.
Таким образом, «статистические данные», или «данные статистики» - цифры, которые характеризуют количественные аспекты массовых явлений, процессов, состояний.
Как наука статистика включает в себя общую теорию статистики, статистику народного хозяйства и различные отраслевые ста- тистики.
Общая теория статистики излагает общие принципы и методы статистической науки.
1 Приводятся лишь основы медицинской статистики по этапам статистического исследования. Для тех, кто желает получить более детальные сведения, рекомендуем обратиться к руководствам, например, к Руководству по социальной гигиене и организации здравоохранения под ред. Ю.П. Лисицына (М., 1987, т. 1). В разделе использованы материалы из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына (1988), подготовленное К.А. Отдельновой.
Статистика народного хозяйства изучает статистическими методами народное хозяйство в целом. Ее подчас называют эконо- мической статистикой.
Отраслевые статистики изучают статистическими методами различные отрасли народного хозяйства (отрасли статистики: про- мышленная, сельскохозяйственная, транспортная, торговая, коммунальная, судебная, народного образования, демографическая, медицинская и т.д.).
Статистические методы широко применяют в различных областях знаний: в математике, физике, астрономии, биологии, меди- цине и т.д.
Как каждая наука, статистика имеет свой предмет исследования - массовые явления и процессы общественной жизни, свои методы исследования - статистические, математические, разрабатывает системы и подсистемы показателей, в которых отражаются размеры и качественные соотношения общественных явлений.
Статистика изучает количественные уровни и соотношения общественной жизни в неразрывной связи с их качественной стороной.
Математика также изучает количественную сторону тел, явлений окружающего мира, но абстрактно, без связи с качеством этих тел и явлений. Статистика возникла на базе математики и широко пользуется математическими методами. Это выборочный метод исследования, основанный на математической теории вероятности и законе больших чисел, это различные методы обработки вариационных и динамических рядов, это измерение корреляционных связей между явлениями и др.
Статистика имеет и свои собственные методы. Это метод массового наблюдения, группировок, таблиц и графиков. В литерату- ре, как правило, не проводят разграничения математических и статистических методов, применяющихся в статистике, более того, вообще говорят о статистическом методе, или о математической статистике, объединяя, таким образом, все методы, применяемые в статистике.
Главная задача статистики, как и всякой другой науки, заключается в установлении закономерностей изучаемых явлений.
Нельзя установить закономерность на основе наблюдения единичного факта, явления, для этого нужно наблюдать совокупность однородных фактов, т.е. нужно массовое наблюдение, так как закономерность проявляется только при достаточно большом числе наблюдений. Это основное положение закона больших чисел, на котором зиждется вся статистика и который выражает диалектику случайного и необходимого. Закон больших чисел был открыт Я. Бернулли.
Его очень наглядно демонстрирует опыт с аппаратом Гальтона. Биолог Гальтон сконструировал остроумный и очень простой аппарат, представляющий собой деревянный застекленный ящик, по внутренней стенке которого в верхней части вбиты гвозди, а в нижней части имеются перегородки. Вверху ящика есть отверстие, через которое насыпают горох или дробинки. Если бы горошины не встречали на своем пути гвозди и перегородки, то все они упали бы вертикально вниз. Однако каждая горошина встречает случайные препятствия - гвозди и перегородки и падает не обязательно вертикально вниз. Направление и место ее падения могут отклоняться и влево, и вправо от срединного положения. Никакой закономерности в падении и расположении горошин при малом их числе не выявляется.
Когда мы увеличиваем число горошин - сыплем горох струйкой, вырисовывается закономерность в их падении: больше всего горошин падает посредине, меньше всего - по краям, и чем дальше от середины, тем меньше падает горошин. Горошины, упавшие влево и вправо от середины, как бы взаимно уничтожаются, и остаются горошины, упавшие посредине, как выражение основной тенденции - закона свободно падающего тела.
Так происходит и при массовом статистическом наблюдении: основная закономерность проявляется лишь при достаточно большом числе наблюдений.
На основе закона больших чисел П. Лаплас разработал теорию вероятностей, которая рассматривает меру возможности, частоты или вероятности какого-либо явления, события или признака.
Вероятность какого-либо события равна отношению числа наступивших событий к числу всех возможных событий.
Вероятность отсутствия какого-либо события равна отношению числа ненаступивших событий к числу всех возможных событий.
В сумме вероятности наступления события и его отсутствия составляют единицу. Чем ближе вероятность наступления события к нулю, тем оно менее вероятно.
Какова вероятность того, что подброшенная монета упадет гербом вверх? Если мы подбросим монету всего 2 раза, то оба раза она может упасть гербом вниз или, наоборот, вверх. Закономерности не выявляется. Если подбросить монету 100 раз, то примерно 50
раз она падает гербом вниз, а 50 - вверх. Значит, вероятность того, что монета упадет гербом вверх, равна 1/2. Однако это выявляется лишь при достаточно большом числе наблюдений.
Как рассчитать вероятность рождения девочки? Несколько беременных могут родить только девочек. У нескольких сотен бере- менных на 100 рожденных девочек будет приходиться 106 мальчиков. Вероятность рождения девочки у каждой отдельной женщины составляет 0,48.
Назначение статистики, как и каждой науки, - вскрывать причины изучаемых явлений, поскольку все процессы и изменения в мире и обществе происходят в результате действия определенных причин.
Причинные взаимосвязи в обществе многообразны. Связи между явлениями и процессами в обществе могут быть временными, корреляционными, пространственными и др. Статистика изучает все эти взаимосвязи.
Чтобы изучать количественные закономерности, нужно сначала познать закономерности качественные, качественную сущность изучаемых явлений. Отсюда следует, что заниматься экономической статистикой должен обязательно экономист, а статистикой в каждой специальной отрасли - соответствующий специалист.
Экономическая статистика, которая изучает в целом все народное хозяйство страны, тесно связана с политической экономией, ус- танавливающей характер, сущность и законы развития экономических явлений и процессов. Экономист может и должен применять статистику только на основе глубокого понимания сущности экономических явлений, после теоретического изучения экономических процессов. В противном случае будет «игра в цифирьки». Соответственно судебной статистикой должен заниматься судебный медик, промышленной - инженер, медицинской - врач и т.д.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.