I . ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

 

Овладение будущими педагогами бального танца танцевальной техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.

 

2. Задачи курса

 

• раскрыть теоретические основы становления и эволюционного развития танцевальных форм историко-бытовой хореографии;

• сформировать знания о стилевых особенностях бытовых танцев прошлых эпох;

• овладеть практическими навыками и методикой исполнения танцевально-пластического и хореографического текста исторической бытовой хореографии;

• освоить методику традиционных форм построения композиций историко-бытового танца;

• изучить особенности быта, костюма, этикета и его влияния на характер и манеру исполнения танцевальных композиций историко-бытового танца;

• овладеть основами педагогического мастерства по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев».

 

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Методика преподавания бального танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», а так же с предметами общепрофессионального цикла.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

В результате изучения курса «Методика преподавания историко-бытового танца» студенты должны

знать:

• историю возникновения и эволюционного развития бытовых танцев прошлых эпох;

• методику исполнения движений историко-бытовых танцев;

• методологические основы и категориальный аппарат историко-бытовой хореографии;

• приемы пространственного построения композиций историко-бытового танца;

• формы и стили старинной музыки;

• музыкальную драматургию произведений старинной музыки;

• особенности костюма бытовых танцев прошлых эпох;

• методику организации, методы и формы обучения историко-бытовому танцу.

Владеть:

• технологией ведения урока по историко-бытовому танцу;

• техникой исполнения движений историко-бытового танца;

• характером и манерой исполнения танцев определенной исторической эпохи;

• навыками применения танцевального костюма, его деталей и аксессуаров;

• навыками актерского мастерства;

• опытом реализации выразительных средств историко-бытового танца в самостоятельной профессиональной деятельности.

Уметь:

• определять цель и задачи урока историко-бытового танца;

• устанавливать связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода;

• осуществлять анализ музыкального материала историко-бытового танца;

• применять дидактические принципы и полученные знания в процессе обучения;

• использовать учебную, учебно-методическую, монографическую, художественную и иную литературу, а также иконографию и произведения живописи старинных художников в процессе обучения.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса

 

1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

Исторический бальный танец (Средневековье, Возрождение, XVI – XIX вв.).

Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра.

Основные источники изучения историко-бытовых танцев.

Раздел 2. Исторический  бальный танец (средневековье, возрождение, XVII – XIX в.в.)

Практические занятия:

1. Основные элементы исторического бального танца:

· Основные положения рук дамы.

· Основные положения рук кавалера.

· Основные танцевальные шаги алеманды: простой бранль, двойной бранль, pas elevé, «журавлиный» шаг – grué.

· Основные танцевальные шаги паваны: простой бранль, двойной бранль, боковой шаг паваны и др.

· Основные танцевальные шаги куранты: temps des curante, pas grave, pas glissé (скользящий шаг), pas de bourrée и др.

· Основные танцевальные шаги вольты: pas glissé (скользящий шаг), pas balancé, pas assemblé, прыжки и др.

· Изучение примеров танцевальных композиций эпохи Возрождения:

· Алеманда.

· Павана.

· Куранта.

 

Практические занятия:

1. Основные элементы исторического бального танца XVII века:

· Pas chassé.

· Pas menus.

· Pas grave.

· Pas assemblé.

· Pas jeté.

· Pas menue – основной шаг менуэта XVII века.

· Balancé – menuet.

· Pas ballotté.

· Pas de bourree ballotté и др.

2. Реверанс дамы и поклон кавалера XVII века:

· Роль и значение поклонов в быту и на балах.

· Реверанс дамы XVII века.

· Поклон кавалера XVII века.

3.    Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XVII века:

· Монтаньяр.

· Жига.

· Романеска.

· Менуэт (медленный).

 

Практические занятия:

1. Основные элементы исторического бального танца XVIII века:

· Pas dégagé.

· Pas chassé.

· Pas balancé.

· Pas grave.

· Pas glissade.

· Pas assamblé.

· Pas menu.

· Pas emboité.

· Pas ballotté.

· Pas de bourree ballotté.

· Pas jeté.

· Changement de pied.

· Pas coupé.

· Entrechat quatre и др.

2.    Реверанс дамы и поклон кавалера XVIII века.

· Роль и значение поклонов в быту и на балах.

· Реверанс дамы XVII века.

· Поклон кавалера XVII века.

3.    Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XVIII века:

· Менуэт (скорый).

· Гавот.

· Полонез.

· Алеманда.

 

Тема 12. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVIII века

Художественный стиль рококо и его влияние на бальный костюм (хрупкость, изыскан­ность и причудливость форм, нежность цветовой гаммы) и бытовой танец. Обязательное обучение танцам детей аристократов, выработки непринужденности естественности манеры исполнения. XVIII век – эпоха галантного отношения к женщине. Хрупкость и изящество – идеал женской красоты. Изысканность и грациозность манер – непременное условие в костюме и манерах у быту и танцах. Изменение формы женского костюма – кринолин (овал), легкость ткани (шелк, тонкий атлас), более короткая (до щиколотки) длинна юбки, рукава (а la pagoda), перчатки и т.д. Новая форма женской бальной обуви – как причина сложности и легкость движений салонного танца. Взаимосвязь и взаимовлияние бального и сценического танцев. Сложность технического исполнения бальной хореографии.

 

Тема 13 . Бытовой танец в России

Хоровод. Танец–игра. Скоморошество – как явление русской культуры. Роль скоморохов в развитии танцевального искусства. Бытовые танцы в эпоху царствования Алексея Михайловича. Реформы Петра I. Открытие Петровских Ассамблей. Этикет и правила поведения на Ассамблеях. Особенности манеры исполнения западноевропейских танцев в России. Введение танца как обязательного предмета в высшие и средние учебные заведения.

 

Практические занятия:

1. Основные элементы исторического бального танца XIX века:

· Формы pas chassé: 1-я форма, 2-я форма «А» и «Б», 3-я форма «А» и «Б», 4-я форма «А» и «Б», double chassé.

· Па полонеза.

· Па польки.

· Pas balancé.

· Па галопа.

· Вальс в три па, в два па.

· Pas de basque.

· Элементы мазурки: pas gala, pas couru, pas coupé, coup de talon и др.

2.    Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

· Реверанс дамы, книксен XIX века.

· Поклон кавалера XIX века.

3.    Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XIX века:

· Полонез.

· Французская кадриль.

· Лансье.

· Вальс в два па.

· Вальс в три па.

· Комбинированный вальс.

· Алеман (вальс втроем).

· Полька.

· Мазурка.

· Шакон.

· Миньон

 

Тема 15 .особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIX века

XIX век – новая эра в бальной хореографии. Балы и маскарады. Демократизация бальной хореографии. Стандартизация мужского костюма. Торжественность художественного стиля ампир в облике бального женского костюма начала века XIX века. Разделение костюмов по назначению: бальные, домашние и т.д. Отказ от корсета в женском платье (свобода движений). Общий тип бального женского костюма: длинное платье (с лифом под грудью), глубокое декольте, рукав – «фонарик» и т.д. Наличие в бальном платье длинных шлейфов (с лифом или с поясом). Веер, перчатки, атласные бальные туфельки – непременное условие женского бального костюма. Элементы античности в женских прическах: гребни, диадемы и т.д. Эволюция бытового танца (положение партнеров в паре лиц он друг к другу; кавалер держит даму за талию). Обращение к народной тематике в костюме и танцах. Вальс и его роль в развитии бытового и сценического танца.

Эстетические принципы романтического стиля 20–30 годов XIX века. Особенность стиля женского бального костюма романтического стиля – «воздушное создание»: очень стянутая корсетом талия, сильно открытое короткое (до щиколотки) платье с расширенной к низу юбкой, плотно облегающие руку до запястья перчатки и т.д. Особенность бальной обуви. Сценический образ и костюм М. Тальони и их влияние на эстетику женского платья 40–х годов. Романтический стиль в бытовой хореографии.

Возвращение стиля «рококо» середины столетия. Кринолин как обязательное условие бальных и придворных платьев. Перчатки – непременное дополнение бального женского туалета. Разделение женских украшений на вечерние (бальные) и повседневные.

Изменение женского силуэта конца столетия (S-образная линия изгиба корсета). Простота композиционного и лексического построения бальных танцев. Доступность массовому исполнительству. Появление танцев сочиненных русскими хореографами. Роль Н. Гавликовского, А. Бычкова, Е. Иванова и других балетмейстеров в создании бытовой хореографии в России конца XIX века.

 

Практические занятия:

1. Основные элементы танцев первой половины XX века:

Вальс – Бостон.

· Открытая перемена.

· Зигзаг вперед, назад, с задержкой.

· Правый поворот.

· Левый поворот.

Фокстрот.

· Тройной шаг.

· Шаг перо.

· Правый поворот.

· Левый поворот.

· Смена направления.

Танго.

· Прогрессивный боковой шаг.

· Открытый левый поворот.

· Рокк.

· Смена направления.

Чарльстон.

· Основное движение.

· Основное движение на одной ноге.

· Попеременное движение с двух ног.

· Двойное основное движение.

Квикстеп.

· Четвертные повороты.

· Правый и левый повороты.

· Поступательное шассе.

· Локк-степ вперед и назад.

2.    Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

· Реверанс дамы XX века.

· Приглашение и поклон партнера XX века.

3.    Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века:

· Вальс-Бостон.

· Фокстрот.

· Квикстеп.

· Степ.

· Танго.

· Чарльстон.

· Краковяк.

 

Практические занятия:

1. Основные элементы танцев второй половины XX века:

Рок-н-ролл.

· Основное движение.

· Смена мест справа налево.

· Смена мест слева направо.

· Повороты вправо влево.

Твист.

· Основное движение.

· Основное движение на одной ноге.

· Попеременное движение с двух ног.

· Попеременное движение с приседанием.

Диско.

· «Пружинка».

· Круговые вращения правой и левой рукой от локтя.

· Хлопки в ладоши.

· Удары ладошами по ногам.

· Разворот прыжком вправо влево.

Макарена.

· Шассе на месте с правой, левой ноги.

· Движения рук по очередное.

· Прыжок с поворотом вправо, влево (на месте).

· Приставные шаги в сторону с хлопком.

Мамбо.

· Основное движение вперед, назад.

· Основное движение в сторону.

· Соло поворот вправо, влево.

· Смена мест справа налево.

· Смена мест с лева направо.

· Раскручивание от руки.

Шейк.

· Основное движение поочередное.

· Двойное основное движение.

· Основное движение в повороте вправо, влево.

· Движение «цыпленок».

· Перекрестный шаг в сторону.

4.    Примеры танцевальных композиций бытовых танцев второй половины XX века:

· Твист.

· Свинг.

· Рок-н-ролл.

· Буги-вуги.

· Шейк.

· Диско.

· Мамбо.

· Ламбада.

· Меренга.

 

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

Тема: Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии

Контрольные вопросы:

1. Какую роль играет историко-бытовой танец в учебно-воспитательном процессе танцоров бальной хореографии?

2. Дайте характеристику истокам бальной хореографии.

3. Назовите основные исторические этапы самоопределения бального танца в отдельный вид искусства.

4. Какие современные направления бальной хореографии, Вы знаете?

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

 

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1. Истоки бытовой хореографии.

2. Стили и жанры историко-бытовой хореографии.

3. Тенденции развития бытового танца в современном обществе.

4. Бытовая хореография как часть истории мировой культуры.

5. Понятийный аппарат историко-бытового танца.

6. Преемственность танцевальных форм прошлых эпох как закономерность развития современной бытовой хореографии.

7. Музыка и бытовой танец.

8. Общая характеристика музыкальных произведений эпохи Средневековья.

9. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи Средневековья.

10. Особенность структурного построения танцевальных форм эпохи Средневековья.

11. Танцевальные формы народной хореографии в эпоху Средневековья.

12. Танцевальные формы салонной хореографии в эпоху Средневековья.

13. Поклоны и реверансы, их функции в быту и танцах эпохи Средневековья.

14. Художественный стиль, бытовой костюм и его влияние на технику, характер и манеру исполнения танцев эпохи Средневековья.

15. Общая характеристика музыкальных произведений эпохи Возрождения.

16. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи Возрождения.

17. Особенность структурного построения танцевальных форм эпохи Возрождения.

18. Танцевальные формы народной хореографии в эпоху Возрождения.

19. Танцевальные формы салонной хореографии в эпоху Возрождения.

20. Поклоны и реверансы, их функции в быту и танцах эпохи Возрождения.

21. Художественный стиль, бытовой костюм и его влияние на технику, характер и манеру исполнения танцев эпохи Возрождения.

22. Влияние праздников балов, рыцарских турниров и этикета на развитие бытового танца XIV – XVI веков.

23. Характеристика музыкальных произведений XVII века.

24. Общая характеристика танцевальной культуры XVII века.

25. Особенность структурного построения танцевальных форм салонной хореографии
XVII века.

26. Поклоны и реверансы, их функции в быту и танцах XVII века

27. Художественный стиль, бытовой костюм и его влияние на технику, характер и манеру исполнения танцев XVII века.

28. Общая характеристика танцевальной культуры XVIII века.

29. Особенность структурного построения танцевальных форм XVIII века.

30. История возникновения и процесс эволюционного развития менуэта.

31. Художественный стиль, бытовой костюм и его влияние на технику, характер и манеру исполнения танцев XVIII века.

32. Характеристика музыкальных произведений XIX века.

33. Общая характеристика танцевальной культуры первой половины XIX века.

34. Особенность структурного построения танцевальных форм первой половины XIX века.

35. Художественный стиль, бытовой костюм, и его влияние на технику и манеру исполнения бальных танцев первой половины XIX века.

36. Общая характеристика танцевальной культуры второй половины XIX века.

37. Особенность структурного построения танцевальных форм бальной хореографии
второй половины XIX века.

38. История возникновения и процесс эволюционного развития вальса.

39. Художественный стиль, бытовой костюм, и его влияние на технику и манеру исполнения бальных танцев второй половины XIX века.

40. Поклоны и реверансы, их функции в быту и танцах XIX века.

41. Социальные функции бытовой и бальной хореографии XX века.

42. Общая характеристика танцевальных форм бытовой хореографии первой половины
XX века.

43. Общая характеристика танцевальных форм бальной хореографии первой половины
XX века.

44. Художественный стиль, бытовой костюм, и его влияние на технику и манеру исполнения бытовых танцев первой половины XX века.

45. Общая характеристика танцевальных форм бытовой хореографии второй половины XX века.

46. Общая характеристика танцевальных форм бальной хореографии второй половины XX века.

47. Общая характеристика бальных танцев «советской» программы второй половины XX века.

48. Историко-бытовой танец в структуре хореографического, оперного, балетного и драматического искусств.

49. Историко-бытовой и бальный танец в системе хореографического образования и эстетического воспитания.

50. Взаимодействие концертмейстера и хореографа в процессе учебно-творческой работы.

 





280

100

100

80

6

Исторический бальный танец эпохи Средневековья.

28

10

10

8

7

Исторический бальный танец эпохи Возрождения.

28

10

10

8

8

Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIV–XVI веков.

28

10

10

8

9

Исторический бальный танец XVII века.

28

10

10

8

10

Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVII веков.

28

10

10

8

11

Исторический бальный танец XVIII века.

28

10

10

8

12

Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVIII веков.

28

10

10

8

13

Бытовой танец в России.

28

10

10

8

14

Исторический бальный танец XIX века.

28

10

10

8

15

Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев ХIХ века

28

10

10

8

 

Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра

112

40

40

32

16

Композиция танцев классического наследия (XVI век).

28

10

10

8

17

Композиция танцев классического наследия (XVII век).

28

10

10

8

18

Композиция танцев классического наследия (XVIII век).

28

10

10

8

19

Композиция танцев классического наследия (XIX век).

28

10

10

8

 

Раздел 4.источники изучения историко-бытовых танцев

112

40

40

32

20

Основные источники изучения историко-бытовых танцев XIV–XVI веков.

28

10

10

8

21

Основные источники изучения историко-бытовых танцев XVII веков.

28

10

10

8

22

Основные источники изучения историко-бытовых танцев XVIII веков.

28

10

10

8

23

Основные источники изучения историкобытовых танцев ХIХ веков.

28

10

10

8

670

242

240

188

                     

I . ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

 

Овладение будущими педагогами бального танца танцевальной техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.

 

2. Задачи курса

 

• раскрыть теоретические основы становления и эволюционного развития танцевальных форм историко-бытовой хореографии;

• сформировать знания о стилевых особенностях бытовых танцев прошлых эпох;

• овладеть практическими навыками и методикой исполнения танцевально-пластического и хореографического текста исторической бытовой хореографии;

• освоить методику традиционных форм построения композиций историко-бытового танца;

• изучить особенности быта, костюма, этикета и его влияния на характер и манеру исполнения танцевальных композиций историко-бытового танца;

• овладеть основами педагогического мастерства по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев».

 

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Методика преподавания бального танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», а так же с предметами общепрофессионального цикла.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

В результате изучения курса «Методика преподавания историко-бытового танца» студенты должны

знать:

• историю возникновения и эволюционного развития бытовых танцев прошлых эпох;

• методику исполнения движений историко-бытовых танцев;

• методологические основы и категориальный аппарат историко-бытовой хореографии;

• приемы пространственного построения композиций историко-бытового танца;

• формы и стили старинной музыки;

• музыкальную драматургию произведений старинной музыки;

• особенности костюма бытовых танцев прошлых эпох;

• методику организации, методы и формы обучения историко-бытовому танцу.

Владеть:

• технологией ведения урока по историко-бытовому танцу;

• техникой исполнения движений историко-бытового танца;

• характером и манерой исполнения танцев определенной исторической эпохи;

• навыками применения танцевального костюма, его деталей и аксессуаров;

• навыками актерского мастерства;

• опытом реализации выразительных средств историко-бытового танца в самостоятельной профессиональной деятельности.

Уметь:

• определять цель и задачи урока историко-бытового танца;

• устанавливать связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода;

• осуществлять анализ музыкального материала историко-бытового танца;

• применять дидактические принципы и полученные знания в процессе обучения;

• использовать учебную, учебно-методическую, монографическую, художественную и иную литературу, а также иконографию и произведения живописи старинных художников в процессе обучения.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса

 

1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.