Вторая мировая война и первое послевоенное десятилетие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

№11. «Трактористы» (1939).

Задание: посмотрите фильм (оригинальную версию 1939 г., а не переозвученную в 1964 г.), прочитайте тексты песен, звучавших в фильме (приложены к заданию), и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность рабочих МТС в 1930-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид, распорядок дня и проч.)?

2. Какие характерные для советского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (аббревиатуры, названия должностей, профессии и т.д.).

3. Какие упоминания об И.В. Сталине содержатся в фильме? Именно эти фрагменты были вырезаны из фильма в 1964 г., как вы думаете, почему (ответьте на данный вопрос, пользуясь знаниями, полученными в лекционном курсе)?

4. Какие отсылки к возможным военным конфликтам содержатся в фильме? Какую страну режиссер видит в качестве возможного врага СССР? Как автор фильма характеризует военный потенциал СССР? Каков образ советского солдата? А каково отношение народа к возможной войне?

5. О каких более ранних и уже происходивших в то время военных конфликтах сообщается в фильме?

«Марш советских танкистов»

(cлова: Б. Ласкина)


1 куплет: Броня крепка, и танки наши быстры,

И наши люди мужеством полны.

В строю стоят советские танкисты –

Своей великой Родины сыны.

Припев:

Гремя огнем, сверкая блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход,

Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,

И первый маршал в бой нас поведет.

Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,

И первый маршал в бой нас поведет.

2 куплет: Заводов труд и труд колхозных пашен,

Мы защитим, страну свою храня,

Ударной силой орудийных башен

И быстротой, и натиском огня.

Припев.

3 куплет: Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,

Мы начеку, мы за врагом следим.

Чужой земли мы не хотим не пяди,

Но и своей вершка не отдадим.

Припев.

4 куплет: А если к нам полезет враг матерый,

Он будет бит повсюду и везде.

Тогда нажмут водители стартеры

И по лесам, по сопкам, по воде...

Припев.


 

В версии 1964 г. в текст песни было внесено изменение: вместо «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведёт!» пелось: «Когда суровый час войны настанет, и нас в атаку Родина пошлёт».


«Три танкиста» (cлова: Б. Ласкина)


На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

 

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

 

Там живут – и песня в том порука

Нерушимой, крепкою семьей

Три танкиста – три веселых друга

Экипаж машины боевой.

 

На траву легла роса густая,

Полегли туманы, широки.

В эту ночь решили самураи

Перейти границу у реки.

 

Но разведка доложила точно:

И пошел, командою взметен,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

 

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи,

Под напором стали и огня.

 

И добили – песня в том порука –

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста – три веселых друга

Экипаж машины боевой!


№12. «А зори здесь тихие» (1972). 2 серии.

Задание: просмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность служащих в прифронтовой полосе в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в коллективе? Как люди относились к своим военным обязанностям? Почему? Что, по вашему мнению, помогало героям преодолевать душевные невзгоды?

3. Каким, согласно фильму, было отношение к женщинам-военным? Делались ли им поблажки? Насколько в военные годы стиралась грань между мужчиной и женщиной?

4. Какие личные вещи сослуживцы забирали у убитых в бою? Как вы полагаете, с какой целью?

5. Просмотрев данный фильм, как бы вы ответили, что такое «подвиг»? А что такое «долг»? В чем, по вашему мнению, состоял долг героев, и каков был их подвиг (подвиги)?

 

№13. «Председатель» (1964). 2 серии.

Задание: просмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность сельских жителей в первое десятилетие после Великой Отечественной войны (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Каким, согласно фильму, было состояние сельского хозяйства в послевоенные годы? Насколько хорошо людям жилось в деревнях? Почему?

3. Как сельские жители относились к труду? Все ли из них добросовестно исполняли свои обязанности? Как вы относитесь к тому, что председатель заставлял каждого работоспособного человека трудиться в колхозе? Почему?

4. Удалось ли новому председателю изменить жизнь вверенной ему деревни? Какие изменения и зачем он хотел внести? Что ему удалось сделать? А что, по вашему мнению, препятствовало исполнению его планов?

5. Какие характерные для того периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (аббревиатуры, названия должностей, имена, профессии и т. д.).

 

№14. «Стряпуха» (1965).

Задание: просмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность колхозников в 1950-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид, распорядок дня и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в рабочем коллективе? Как люди относились к труду? Все ли исправно выполняли свои обязанности?

3. Какие характерные для советского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (аббревиатуры, названия должностей, профессии и т.д.).

4. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 






Вторая половина 20 века

№15. «Девчата» (1961).

Задание: посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневная жизнь жителей сибирского лесного промышленного хозяйства в начале 1960-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в рабочем коллективе? Как люди относились к труду? Все ли исправно выполняли свои обязанности? Насколько правдоподобной вам кажется представленная картина? Почему?

3. Много ли в поселке было семейных людей? Какие препятствия стояли на пути у желавших создать семью?

4. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№16. «Королева бензоколонки» (1962).

Задание: посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Как в фильме представлен образ «трудящегося человека» (на примере различных персонажей)?

2. Представители каких социальных слоев (либо профессий) встречаются в фильме? Какое отношение, согласно фильму, было к ним в обществе?

3. Как в фильме представлена повседневная жизнь людей начала 1960-х годов (одежда, внешний вид, еда, транспорт, язык, бытовые условия и проч.)?

4. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№17. «Афоня» (1975).

Задание: просмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность советского человека 1960–1970-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в рабочих коллективах? Как люди относились к труду? Все ли исправно выполняли свои обязанности?

3. Как осуществлялся общественный контроль за поведением людей? Как вы считаете, насколько допустимыми являлись подобные мероприятия?

4. Какие характерные для советского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (аббревиатуры, названия должностей, имена, профессии и т.д.).

5. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

Раздел III

Задания для самостоятельной работы

№1. Репрессии 1920–1950-х гг. в истории моей семьи.

Задание: основываясь на документах, имеющихся в семейном архиве, рассказах родственников и информации из открытых баз данных напишите историческое сочинение о членах вашей семьи, подвергнутых репрессиям в указанный период.

Примерный план сочинения:

1. Соберите сведения о жизни человека, которому посвящено ваше сочинение, до того, как он был репрессирован (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; образование; профессия либо род деятельности; сведения о семье).

2. Когда, где и кем он был репрессирован? По какой статье? Какова была мера наказания?

3. Имеются ли в семье документы, относящиеся к данному периоду? Какие? О чем они свидетельствуют?

4. В какой мере он отбыл наказание? Какова была дальнейшая судьба репрессированного (место жительства, работа, семья)?

5. Сохранились ли в семье дополнительные сведения, воспоминания, относящиеся к данным событиям? Запишите их.

Дополнительные ресурсы:

1. Мемориал (https://www.memo.ru). Базы данных жертв политического террора.

№2. Вторая мировая война в истории моей семьи.

Задание: основываясь на документах, имеющихся в семейном архиве, и рассказах родственников, напишите историческое сочинение о ваших родственниках, принимавших участие во Второй Мировой войне.

Примерный план сочинения:

1. Соберите сведения о жизни человека, которому посвящено ваше сочинение, до начала войны (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; образование; профессия либо род деятельности; сведения о семье).

2. Когда и где он был призван в армию? Какие имел воинские звания и должности? В каких родах войск и воинских формирования служил? В каких битвах принимал участие?

3. Какие имел боевые награды? Когда их получил и за какие подвиги?

4. Имеются ли в семье документы, относящиеся к данному периоду? Какие? О чем они свидетельствуют?

5. Если не вернулся с войны, то когда, где и при каких обстоятельствах погиб/пропал без вести? Если вернулся, то какова была дальнейшая судьба этого человека (место жительства, работа, семья)?

6. Были ли среди ваших родственников работники тыла, жители блокадных и оккупированных территорий? Соберите сведения об их жизни во время войны.

7. Сохранились ли в семье дополнительные сведения, воспоминания о войне? Запишите их.

Дополнительные ресурсы:

1. Подвиг народа (http://podvignaroda.ru). База данных участников Второй мировой войны.

2. Мемориал (www.obd-memorial.ru). База данных о погибших во Второй мировой войне.

№3. Город в именах.

Задание: 1) выберите любой город России или стран – бывших республик СССР, 2) найдите на его карте 5 названий улиц (либо скверов, парков и проч. территориальных объектов), носящих имена различных исторических, общественных, политических, либо культурных деятелей, непосредственно связанных с данным городом, и 3) используя интернет-ресурсы, ответьте на следующие вопросы по каждому из 5 топонимов:

1. Название города.

2. Как называется улица и в честь кого она названа?

3. Как данный человек связан с городом?

4. В какой области/областях деятельности он был известен (политика, литература, медицина и проч.)?

5. Чем был известен данный человек? Опишите его заслуги и достижения.

6. Кто из этих людей был вам известен ранее? Откуда? О ком вы узнали впервые, выполняя данное задание?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 591.