7 февраля около 5 часов утра адмирал Колчак и премьер-министр Пепеляев были выведены из тюрьмы на окраину города и расстреляны. Существуют различные рассказы о последних минутах адмирала Колчака; все они свидетельствуют, что он умер так же смело и честно, как всегда жил.
Решение о бессудном расстреле Колчака принял Иркутский Революционный комитет. Его председателем в то время был Янкель Шумятский; кроме него убийство санкционировали комендант Иркутска Иван Бурсак и член Военного комитета Лазарь Левинсон; в качестве палача выступил Самуил Чудновский. 7 февраля 1920 г. около 5 часов утра адмирал Колчак и премьер-министр В.Н. Пепеляев были выведены из тюрьмы на окраину города и расстреляны. Впоследствии в газете «Советская Сибирь» Чудновский напечатал следующий рассказ об убийстве А.В. Колчака:
«В начале февраля 1920 года, когда Иркутску грозило наступление белогвардейцев, я сообщил председателю Революционного комитета Ширенкову, что, по моему мнению, необходимо без суда убить Колчака и двадцать других белых лидеров, которые попали в наши руки. Мое предложение было принято, и рано утром 5 февраля я поехал в тюрьму, чтобы привести в исполнение волю революционного комитета. Удостоверившись, что караул состоит из верных и надежных товарищей, я вошел в тюрьму и был проведен в камеру Колчака. Адмирал не спал и был одет в меховое пальто и шапку. Я прочитал ему решение революционного комитета и приказал моим людям надеть ему ручные кандалы. «Таким образом, надо мной не будет суда?», – спросил Колчак. Должен сознаться, что этот вопрос застал меня врасплох, но я не ответил и приказал моим людям вывести Колчака. На вопрос, имеет ли он какую-либо последнюю просьбу, он ответил: «Передайте моей жене, которая живет в Париже, что, умирая, я благословляю моего сына». Я (Чудновский) ответил: «Если не забуду, то постараюсь исполнить Вашу просьбу».
Как только я оставил Колчака, один из часовых позвал меня назад и спросил, может ли он позволить заключенному выкурить последнюю папироску. Я разрешил, через несколько минут бледный, возбужденный часовой выбежал в коридор и сказал мне, что Колчак пытался отравиться, приняв капсулу, которая была у него завязана в носовой платок.
Колчак и Пепеляев были выведены на холм на окраине города, их сопровождал священник, они громко молились.
Я поставил их обоих на вершину холма. Колчак, стройный, гладко выбритый, имел вид англичанина. Пепеляев, короткий, тучный, очень бледный, с закрытыми глазами, имел вид трупа.
Наши товарищи выпустили первый залп и затем для верности второй – все было кончено».
На смерть А. В. Колчака.
Когда бы он путем терновым
Вошел в спасенную Москву,
Венцом покрыли бы терновым
Его победную главу.
Освобожденная Россия
Ему бы молитвы принесла,
И был бы он тогда Мессия,
Ее избавивший от зла.
Жестокий рок судил иначе;
Бесстрашный вождь, прямой солдат, –
Не в схватке честной и горячей
Нашел он ранний свой закат.
Своими честными очами
Он проглядел измены яд.
И, осужденный палачами,
Он палачами был распят.
И там, в стране порабощенной,
Где он погиб, где он распят,
Под крик победы исступленный
Знамена красные горят…
Но день придёт, когда свободным
Порывом движима, страна
Склонит пред прахом благородным
Колени, горечи полна.
Словарь:
Акростих – стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст.
№18. Процесс коллективизации в свидетельствах очевидцев.
Задание: прочитайте фрагменты из воспоминаний очевидцев коллективизации и ответьте на вопросы:
1. Какие группы сельского населения можно выделить по их экономическому положению? Как можно охарактеризовать данные социальные группы: их имущественное положение, отношение к труду? Как к каждой из них относились в обществе?
2. Как вы полагаете, к каким их данных категорий сельского населения относятся авторы воспоминаний?
3. На основе прочитанных фрагментов ответьте, что такое «колхозы»? Как различные по имущественному положению группы сельского населения относились к коллективизации, к вступлению в колхозы? Кому из них было выгодно вступать в коллективные хозяйства, кому нет?
4. Какими мерами осуществлялось создание колхозов? Каковы были последствия перехода к коллективным хозяйствам для различных категорий населения?
5. Как очевидцы описывают крестьянскую жизнь до коллективизации и после?
6. На основе прочитанных фрагментов ответьте, что такое «коллективизация»?
7. Проанализируйте пропагандистские плакаты времён коллективизации. К чему призывала государственная пропаганда тех лет? Как вы думаете, была ли она эффективна?
Источники:
1. Воспоминания Рейник Елены Малофеевны. 1999 г. // Лопатин Л. Н., Лопатина Н. мЛ. Коллективизация и раскулачивание (очевидцы и документы свидетельствуют). Кемерово: Аксиома, 2009. С. 19–20.
2. Воспоминания Панкратова Алексея Федоровича. 1999 г. // Там же. С. 31–32.
3. Воспоминания Захаровой Любови Григорьевны. 1999 г. // Там же. С. 140–141.
4. Воспоминания Яковлевой (Нефедовой) Антонины Петровны. 2000 г. // Там же. С. 358–360.
5. Воспоминания Жубина Якова Михеевича. 1998 г. // Там же. С. 279–280.
7. Советские пропагандистские плакаты 1930–1935 гг. (Илл. 3–7)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 533.