Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (Кодекс ИМО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот уже более ста лет такие грузы, как зерно и уголь, перевозятся навалом. Однако в последние годы отмечался значительный рост разнообразия навалочных грузов, перевозимых морем, и теперь они составляют значительную часть международной морской торговли.

Миллионы тонн этих грузов - уголь, концентраты, зерно, удобрения, корма, минералы и руды - ежегодно перевозятся навалом по морю. Хотя громадное большинство этих перевозок осуществляется без аварий, к сожалению, еще имеют место серьезные инциденты, которые привели к гибели не только судов, но и людей.

Проблемы, связанные с перевозкой навалочных грузов, отмечались делегатами Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1960 года, но в то время не представлялось возможным разработать подробные требования, за исключением требований, касающихся перевозки зерновых грузов. Конференция, однако, рекомендовала в пункте 55 приложения D к Конвенции, чтобы под эгидой Международной морской организации (ИМО) был разработан приемлемый в международном масштабе кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. Эта работа была предпринята подкомитетом по контейнерам и грузам ИМО, в результате чего было выпущено несколько изданий Кодекса, первое из которых вышло в 1965 г.

Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. вступила в силу 25 мая 1980 г., заменив Конвенцию 1960 г., а в 1983 г. Комитет по безопасности мореплавания принял пересмотренную главу VII. Внесенные в эту главу поправки вступили в силу 1 июля 1986 г. В настоящее время раздел А главы VII регламентирует перевозку опасных грузов как пакетированных, так и твердых навалочных.

Настоящий Кодекс является руководством, рекомендуемым для использования Администрациями, судовладельцами, грузоотправителями и капитанами, и содержит нормы, обеспечивающие безопасное размещение и перевозку твердых навалочных грузов, за исключением зерна, перевозка которого регламентируется отдельными правилами. Кодекс содержит общие рекомендации, которыми следует руководствоваться всякий раз, когда предполагается перевозка навалочного груза морем, описание опасностей, характерных для определенных материалов, перечни типичных веществ, перевозимых в настоящее время навалом, а также подробное описание рекомендуемых методик по определению различных характеристик перевозимых навалом веществ.

Следует отметить, что перечень веществ, приводимый в Приложениях А, В и С к Кодексу, никоим образом не является исчерпывающим, а физические свойства веществ приводятся лишь для получения общего представления. Вследствие этого перед погрузкой какого-либо навалочного груза необходимо у грузоотправителя получить свежую информацию о его физико-химических свойствах.

Поскольку ценная информация, способствующая совершенствованию настоящего Кодекса, может быть получена из отчетов о рейсе, Администрациям рекомендуется побуждать своих капитанов извещать их о "поведении" различных типов навалочных грузов и, в частности, сообщать обстоятельства любых инцидентов, связанных с перевозками таких грузов.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Главной целью настоящего Кодекса является содействие безопасной погрузке и перевозке навалочных грузов, осуществляемых за счет:

.1. Указания опасностей, связанных с перевозкой некоторых типов навалочных грузов;

.2. Руководящих указаний относительно методик, которым надо следовать в условиях, когда предполагается перевозка навалочных грузов;

.3. Перечисления традиционных материалов, перевозимых в настоящее время навалом, включая информацию об их свойствах и рекомендации по их переработке;

.4. Описания методик испытаний по определению различных характеристик перевозимых навалом веществ.

2. Определения терминов, используемых в данном Кодексе, приводятся в разделе 1.

3. В общих чертах опасности, связанные с перевозкой навалочных грузов, можно подразделить на следующие категории:

.1. Повреждение корпуса судна в результате неправильного размещения груза. Рекомендации по этому вопросу можно найти в разделе 2 и Приложениях В и С.

.2. Потеря или снижение остойчивости во время рейса судна. Обычно это происходит в результате:

.2.1. Смещения груза во время шторма вследствие его недостаточной штивки или неправильного размещения; рекомендации по этому вопросу содержатся в разделах 2, 5 и 6, а также Приложениях В, С и D.2.

.2.2. Разжижения грузов под действием вибрации и качки судна и последующего смещения или перетекания их в одну сторону грузового трюма; такими грузами являются обычно мелкозернистые вещества, включая мелкий уголь, перевозимые в увлажненном состоянии; рекомендации по этому вопросу содержатся в разделах 7 и 8, а также Приложениях А и D.1.

.3. Химические реакции (например, выделение ядовитых или взрывоопасных газов, самовозгорание или сильная коррозия). Рекомендации по этому вопросу содержатся в разделах 3 и 9, а также Приложениях В, D.4, D.5, D.6 и Е.

4. Если физические или химические свойства материалов, предъявленных к перевозке, неизвестны, то трудно определить, какие меры предосторожности, если таковые имеются, следует принять для обеспечения их безопасной перевозки. Поэтому грузоотправитель должен представить соответствующую информацию о предназначенном для перевозки грузе. Рекомендации по этому вопросу можно найти в разделе 4.

5. В разделе 3 и Приложении F особо обращается внимание на необходимость соблюдения всем персоналом, участвующим в подготовке и осуществлении погрузки или выгрузки навалочных грузов, большой осторожности, особенно при входе в помещения, в которых возможно снижение содержания кислорода или в которых могут содержаться ядовитые газы.

6. Перечни типичных материалов, перевозимых в настоящее время навалом, а также информация об их свойствах и методах переработки приводятся в Приложениях А, В и С. Следует, однако, подчеркнуть, что свойства материалов приводятся лишь для получения общего представления о грузе, а их перечни не являются исчерпывающими. Вследствие этого перед погрузкой необходимо получить свежую информацию о физико-химических свойствах материалов, предназначенных для перевозки.

7. Подробное описание методик испытаний, а также рекомендации относительно методик отбора проб представительных образцов, используемых для исследований, приводятся в разделах 7 и 8, а также Приложении D.

8. Описанные в этом Приложении методики лабораторных исследований применяются для определения следующих характеристик:

.1. Влагосодержания, влажности разжижения, транспортабельного предела влажности материалов, склонных к разжижению;

.2. Угла естественного откоса гранулированных материалов;

.3. Экзотермического саморазложения удобрений, содержащих нитраты;

.4. Сопротивления детонации;

.5. Самонагревания угля.

9. Настоятельно рекомендуется, чтобы эти исследования проводились только персоналом, прошедшим соответствующую подготовку. Для определения значений показателей, упомянутых в п. п. 8.1 и 8.2, судовым персоналом могут проводиться дополнительные проверочные исследования, описание которых приводится. Их следует проводить лишь в тех случаях, когда у капитана возникли сомнения относительно того, что состояние груза таково, что оно не препятствует безопасности перевозки.

10. Перечень всех материалов, упомянутых в Кодексе, с указанием соответствующего Приложения, содержащего необходимые сведения, приведен в алфавитном указателе веществ настоящего Кодекса. Еще раз подчеркивается, что данный перечень не является исчерпывающим.

Примечание. Если к перевозке навалом предъявлен груз, не упомянутый в настоящем Кодексе, капитану следует проконсультироваться с соответствующими властями для получения дополнительных сведений.

 

Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Угол естественного - максимальный угол наклона откоса

откоса гранулированного материала, не

обладающего сцеплением, т.е.

свободно текучего материала.

Это угол между горизонтальной

плоскостью и образующей конуса.

 

/\

/ \

/угол\

/естес-\

/твенного\

/ откоса \

/) (\

----------------

 

1.2. Грузы, склонные - грузы, которые подвержены

к разжижению, миграции влаги и последующему

разжижению, если они перевозятся

с влагосодержанием, превышающим

предел влажности.

1.3. Концентраты - материалы, полученные из природной

руды в процессе ее очистки методом

физического или химического

отделения нежелательных компонентов.

1.4. Грузовое помещение - любое судовое помещение,

предназначенное для перевозки

груза.

1.5. Влажность - влагосодержание в процентах (от

разжижения массы пробы во влажном состоянии),

при котором в результате проведения

предписанного методикой исследования

представительного образца материала

наступает его разжижение (см.

Приложение D.1).

1.6. Состояние - состояние, наступающее в тот момент,

разжижения когда масса гранулированного

материала становится настолько

насыщенной, что под влиянием

преобладающих внешних сил таких,

как вибрация, толчки или качка

судна, оно теряет свое внутреннее

сопротивление к смещению и начинает

вести себя как жидкость.

1.7. Несовместимые - такие материалы, которые могут

материалы вступать в опасные реакции при

смешивании. Их перевозка

регламентируется требованиями к

размещению (п. 9.3) и требованиями,

предъявляемыми к индивидуальным

грузам, описанным в Приложении В.

1.8. Влагосодержание - та часть представительного образца,

которая состоит из воды, льда или

другой жидкости <1>, выраженная в

процентах от общей массы образца

во влажном состоянии.

--------------------------------

<1> Приводимые в Кодексе методики применяют лишь в тех традиционных случаях, когда влага почти полностью состоит из воды или льда.

 

1.9. Миграция влаги - перемещение содержащейся в

навалочном грузе влаги в результате

усадки и уплотнения груза,а

возникающих вследствие вибрации и

качки судна. Постепенно происходит

вытеснение влаги, которое может

привести к тому, что некоторые части

или весь объем материала достигают

состояния разжижения.

1.10. Испытываемый - образец материала, отобранный в

представительный образец количестве, достаточном для

проведения исследований физических

и/или химических свойств груза,

которые должны отвечать

специфическим требованиям. Отбор

проб следует производить согласно

соответствующей предписанной

методике (см. п. 4.3).

1.11. Грузоотправитель - для целей настоящего Кодекса термин

"грузоотправитель" означает любое

лицо, которым или от имени

которого, или по поручению которого

с судовладельцем заключен договор о

морской перевозке грузов, либо любое

лицо, которым или от имени

которого, или по поручению которого

грузы фактически передаются

судовладельцу на основании договора

о морской перевозке.

1.12. Твердый - любой, в основном однородный по

навалочный груз составу, груз, не являющийся

жидкостью или газом, состоящий из

смеси частиц, гранул или любых более

крупных кусков вещества, который

грузится в грузовые помещения судна

без применения каких-либо

промежуточных видов тары.

1.13. Удельный - удельный погрузочный объем

погрузочный объем навалочного груза, представленный

числом, выражающим количество

кубических метров, занимаемое одной

метрической тонной груза.

1.14. Транспортабельный - транспортабельный предел влажности

предел влажности груза, склонного к разжижению,

представляющий собой максимальное

влагосодержание материала, которое

считается безопасным для его

перевозки на судах, не отвечающих

специальным требованиям п. п. 7.2.2

и 7.2.3. Оно определяется на основе

влажности разжижения (метод

испытательного стола, Приложение

D.1) или данных, полученных

посредством других методик

исследования, одобренных

соответствующими властями

государства порта как обеспечивающих

равноценную надежность.

1.15. Штивка - в настоящем Кодексе термин "штивка"

означает любое, частичное или общее

разравнивание поверхности груза в

пределах грузового помещения,

производимое с помощью погрузочных

рукавов или лотков, переносных

механизмов и оборудования или

вручную.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 530.