(Правила ННГ)
РД 31.11.01-92
Правила разработаны и подготовлены к изданию Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).
Выпущено по заказу Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Статус Правил, основание для введения, структура
1.1. Правила являются национальными Правилами Российской Федерации.
1.2. Правила устанавливают требования, выполнение которых обеспечивает безопасность людей, сохранность судов и перевозимых грузов.
1.3. Правила обязательны для всех участников морского транспортного процесса, а также смешанных перевозок река - море, в процессе которых суда с навалочными грузами выходят в море.
1.4. Правила распространяются на перевозки навалочных грузов через морские порты Российской Федерации, а также через порты на внутренних водных путях, если загружаемые в них суда должны совершать рейсы с выходом в море.
1.5. Правила вводятся в действие от имени Правительства Российской Федерации как участника Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (МК СОЛАС).
1.6. При подготовке Правил учтены требования глав VI и VII МК СОЛАС с поправками и принята во внимание рекомендация Резолюции А.434 (ХI) Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) о создании в странах - участниках МК СОЛАС национальных Правил по безопасности перевозки навалочных грузов на основе Кодекса безопасной практики перевозки навалочных грузов (Кодекс ИМО), одобренных этой резолюцией. Приняты во внимание нормативные положения, касающиеся перевозки опасных грузов навалом и содержащиеся в п. 24.1 Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).
1.7. Правила, содержащие основополагающие требования гл. VI МК СОЛАС, Резолюция А.434 (ХI), Кодекс ИМО и п. 24.1 МК МПОГ приводятся ниже, после текста основных положений.
1.8. Следует иметь в виду, что в англоязычной терминологии текстов МК СОЛАС и Кодекса ИМО навалочные грузы (русскоязычная терминология) обозначаются как "solid bulk cargoes".
1.9. Безопасность морской перевозки навалочных грузов обеспечивается на основе следующих принципов:
1.9.1. К перевозке на судне может быть принят только груз, физические и химические свойства которого достаточно полно известны морскому перевозчику, и эта информация должна быть документально оформлена согласно настоящим Правилам в виде Декларации.
1.9.2. Основные физические и химические свойства груза должны быть проверены на момент погрузки на судно, и результаты проверки документально оформлены в виде сертификата.
1.9.3. Судно в части его конструкции, оборудования, остойчивости и - там, где это необходимо - аварийной остойчивости, должно удовлетворять условиям безопасности перевозки, и это соответствие требованиям должно быть подтверждено документально.
Ниже конкретизируются перечисленные основополагающие положения, указываются организационные меры по их выполнению.
2. Структура Правил
2.1. В общий текст национальных Правил входят: настоящие Основные положения; текст Кодекса ИМО (Лондон, 1991 г., с поправками 1992 г.), параллельно которому приводится русский перевод; методика определения достаточности остойчивости при смещении груза, изложенная в Приложении 1; карточки на грузы, исследованные в отечественной практике и содержащиеся в Приложении 2; проформы документации по настоящим Правилам, содержащиеся в Приложениях 3 и 4; рекомендации Международной Судоходной Палаты по безопасности перевозки и перегрузки навалочных грузов, изложенные в Приложении 5.
3. Область применения
3.1. Требования настоящих Правил распространяются на следующих юридических и физических лиц - участников морской перевозки, в том числе иностранных, в пределах МК СОЛАС и Кодекса ИМО:
3.1.1. Грузовладельцев и грузоотправителей, а также грузополучателей Российской Федерации, заключающих контракты на торговые операции, в состав которых входят морские перевозки в экспорте и импорте.
3.1.2. Фрахтователей тоннажа и судов, если предполагаются экспортные и импортные перевозки через порты Российской Федерации.
3.1.3. Администрации портов Российской Федерации, в которые завозятся навалочные грузы.
3.1.4. Судовладельцев, если их суда намечается грузить или разгружать в портах Российской Федерации.
3.1.5. Капитанов судов, независимо от их флага, грузящих и разгружающих навалочные грузы в портах Российской Федерации.
3.1.6. Капитанов портов (в том числе внутренних) Российской Федерации, в которых производится погрузка или выгрузка навалочных грузов.
3.2. Подробные обязанности каждого участника морской перевозки указываются ниже.
3.3. Настоящие Правила рекомендуется принимать во внимание страховщикам грузов, судов и фрахта.
4. Документация, необходимая для морской перевозки конкретного навалочного груза
4.1. Обеспечение безопасности морской перевозки согласно принципам, указанным в п. 1.9 настоящих Правил, требует документального подтверждения, как указано ниже.
4.2. Декларация о грузе.
4.2.1. Разрабатывается во исполнение правил 1.2 и 2 гл. VI МК СОЛАС.
4.2.2. Согласно правилу 1.2 гл. VI МК СОЛАС Декларация о грузе должна содержать достоверную и полную информацию о всех опасных свойствах груза, позволяющую обеспечить его безопасную перевозку.
4.2.3. Декларация о грузе составляется согласно пункту 4.1 Кодекса ИМО заботами грузовладельца (грузоотправителя) и вручается администрации порта и судовладельцу на момент заключения договора о перевозке.
4.2.4. Завоз навалочного груза в порт и погрузка его на судно без Декларации запрещаются.
4.2.5. Декларация о грузе должна быть вручена капитану до начала погрузки (правило 2 гл. VI МК СОЛАС), допускается ее передача пользователям электронной почтой или другими средствами связи.
4.2.6. Декларация о грузе является документом многоразового действия. Ее копии могут сопровождать партии груза в течение срока действия.
4.2.7. Срок действия Декларации не более 5 лет, с переосвидетельствованием разжижающихся грузов не позже чем через 6 мес. (п. 4.4.1 Кодекса ИМО), для других грузов сроки переосвидетельствования устанавливаются разработчиком Декларации в зависимости от характера и динамики изменения их транспортных свойств.
С целью уточнения транспортных свойств груза в натурных условиях проводятся экспериментальные рейсы.
4.2.8. Содержание Декларации о грузе раскрывается в следующих пунктах Кодекса ИМО: 3.2.2 - 3.2.5, 4.1.1, 4.1.2, 9.1.2, 9.1.3. Документ должен включать: объемно-весовые характеристики груза, прочностные характеристики с указанием наличия сцепления или значения угла естественного откоса, способы штивки или устройства, препятствующие смещению груза, физико-химические опасности (например, самонагревание, самовозгорание, взрывоопасность, токсичность, коррозиеопасность и т.д.), также данные о транспортабельном пределе влажности разжижающихся грузов и классификацию груза по химической опасности. Кроме того, должны быть указаны и другие свойства груза, которые могут повлиять на безопасность при транспортировке груза морем, в том числе вопросы совместимости грузов, согласно п. п. 9.3.1.1, 9.3.4 Кодекса ИМО, приборы контроля за состоянием атмосферы грузового помещения и температурой груза, согласно п. 3.4 Кодекса ИМО и правилу 3 гл. VI МК СОЛАС.
4.2.9. Проформа Декларации и Инструкция по ее подготовке приводятся в Приложении 3 настоящих Правил.
4.3. Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки.
4.3.1. Необходимость Сертификата предусмотрена правилами 2 и 6 гл. VI МК СОЛАС и 4.2 Кодекса ИМО.
4.3.2. Содержание Сертификата определяется в п. п. 4.1 и 4.2 Кодекса ИМО, также другими свойствами груза, указанными в Декларации о грузе. Сертификат составляется на основании испытаний согласно процедурам, описанным в п. п. 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4, 4.5 Кодекса ИМО.
4.3.3. Сертификат является документом одноразового действия и должен быть представлен капитану судна до начала погрузки грузоотправителем или назначенным им агентом.
4.3.4. Сертификат выдается по результатам испытаний, выполненных на основе проб, отобранных из штабеля (из вагонов), находящихся в порту.
4.3.5. Отбор проб должен производиться в соответствии с п. п. 4.3.4, 4.3.5 Кодекса ИМО по международным или национальным методикам.
4.3.6. Проформа Сертификата приведена в Приложении 4 настоящих Правил.
4.4. Справка об отборе проб.
4.4.1. Справка подтверждает, что для определения характеристик груза пробы были отобраны в соответствии с одобренными методиками.
4.4.2. Справка одновременно с Сертификатом (п. 4.3 настоящих Положений) выдается капитану судна заботами грузовладельца (грузоотправителя) и является документом одноразового действия.
4.5. Свидетельство о соответствии судна требованиям правила 54 гл. II-2 МК СОЛАС.
4.5.1. Суда, кили которых заложены или которые находились в подобной стадии постройки на 1 сентября 1984 года или после этой даты, должны иметь Свидетельство о соответствии конструкции и оборудования судна требованиям правила 54 гл. II-2 МК СОЛАС. Суда, построенные ранее указанной даты и используемые для перевозки опасных навалочных грузов, могут иметь такое Свидетельство по желанию судовладельца.
4.5.2. Суда, перевозящие опасные навалочные грузы, классифицированные Кодексом ИМО или грузовладельцем (грузоотправителем) как грузы классов 4 - 9, кроме класса 7, должны иметь документы согласно п. 4.5.1 с учетом даты закладки киля судна и п. 4.7 настоящих Положений. Для судов, кили которых заложены до 1 сентября 1984 г., требования к судам могут быть изложены в карточках Приложения В Кодекса ИМО, Приложения 2 настоящих Правил и в Декларации о грузе.
4.5.3. Суда, перевозящие вещества, классифицированные Кодексом ИМО как ВОН (вещества, опасные при перевозке навалом) либо имеющие характеристики, сходные с характеристиками таких материалов, к которым не применяются в полном объеме требования правила 54 гл. II-2 МК СОЛАС, должны иметь только документы по п. 4.7 настоящих Положений. Эти документы выдаются на основании требований к судам, которые могут быть изложены в карточках Приложения В Кодекса ИМО, Приложения 2 настоящих Правил и Декларации о грузе. При выполнении этих требований такие грузы заносятся в Перечень Свидетельства по п. 4.6 с выдачей Дополнения по п. 4.7 настоящих Положений.
4.5.4. Свидетельство выдается Регистром по заявке и заботами судовладельца. Свидетельство является документом многоразового действия. Срок действия его устанавливается Регистром.
4.6. Свидетельство о пригодности судна для перевозки навалочного груза.
4.6.1. Свидетельство подтверждает выполнение требований правил 1, 2 и 6 гл. VI МК СОЛАС.
4.6.2. Свидетельство должно быть на судне при перевозке любых навалочных грузов, перечисленных в Приложениях А, В, С Кодекса ИМО, а также и не поименованных в них.
При перевозке химически опасных навалочных грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ИМО, либо грузов, имеющих характеристики, сходные с характеристиками таких материалов, на судно должно быть выдано Дополнение к "Свидетельству о пригодности судна для перевозки навалочного груза".
4.6.3. Свидетельство выдается с учетом пригодности конструкции и оборудования судна требованиям Кодекса ИМО, наличия на борту исчерпывающей информации об остойчивости судна для перевозки на данном судне грузов, перечисленных в Приложениях А, В, С Кодекса ИМО, а также и не поименованных в них, по заявлению судовладельца. Свидетельство действительно при наличии приложенного к нему Перечня конкретных навалочных грузов.
4.6.4. Свидетельство выдается на 5 лет с ежегодным подтверждением перечня навалочных грузов. Свидетельство должно быть переоформлено в случае внесения изменений в Информацию об остойчивости. В исключительных случаях допускается продление срока действия до трех месяцев без освидетельствования.
4.6.5. Свидетельство выдается Регистром или его доверенной организацией по заявке и заботами судовладельца.
4.6.6. Исчерпывающая информация об остойчивости и прочности должна включать данные, подтверждающие выполнение следующих требований Кодекса ИМО (соответствующие разделы и пункты Кодекса ИМО указаны в скобках):
- к общей и местной прочности судна (2.1.1.1 - 2.1.2.4 - Правила Регистра);
- к обеспечению достаточной остойчивости судна (2.1.3.1, 2.1.3.4 - Правила Регистра);
- к возможности перевозки груза в твиндеках (2.1.3.2, 2.1.3.3);
- к установке устройств, препятствующих или ограничивающих смещение груза (2.1.3.5, 5.2.4.2);
- к величине допустимых кренящих моментов при возможном смещении груза (2.1.3.1, 2.1.3.5, 5.2.4.2).
4.6.7. Если при дополнительных расчетах, касающихся несмещаемости груза, или при включении данного навалочного груза в Перечень грузов "Свидетельства" возникнут вопросы, связанные с учетом особенностей судна, района или сезона перевозок, которые могут быть решены в условиях натурных исследований в экспериментальных рейсах, то такие рейсы проводятся за счет судовладельца с привлечением специалистов соответствующих компетентных организаций и судовладельца.
Экспериментальные рейсы проводятся по Программе экспериментальных исследований и на основе действующей Декларации о грузе.
4.7. Дополнение к "Свидетельству о пригодности судна для перевозки навалочных грузов" о пригодности судна для перевозки химически опасных навалочных грузов согласно разделу 24.1 МК МПОГ (по п. 4.6.2).
4.7.1. Дополнение подтверждает пригодность конструкции и оборудования судна требованиям безопасности для грузов, перечисленных в Приложении В к Кодексу ИМО, в том числе классифицируемых как вещества ВОН, а также заявленных грузоотправителем в Декларации как химически опасные, но не вошедшие в Приложение В Кодекса ИМО.
4.7.2. При подготовке Дополнения могут быть учтены конкретные условия перевозок: район, сезон, продолжительность перевозок и пр.
4.7.3. Дополнение выдается на 5 лет с ежегодным подтверждением в Перечне химически опасных навалочных грузов. В исключительных случаях допускается продление срока действия до трех месяцев без освидетельствования.
4.7.4. Дополнение выдастся Регистром или доверенной им организацией по заявке и заботами судовладельца.
4.8. Манифест (люковая записка) опасных навалочных грузов.
4.8.1. Подготавливается администрацией судна во исполнение правила 5 гл. VII МК СОЛАС при перевозке опасных навалочных грузов.
4.8.2. Содержит сведения о размещении навалочных грузов по грузовым помещениям судна и указания об их принадлежности к тем или иным классам опасности.
4.8.3. Для грузов ВОН Манифест не составляется, если это специально не оговорено в грузовой документации.
4.9. Акт о готовности судна к погрузке после выгрузки опасных навалочных грузов.
4.9.1. Подготавливается заботами судовладельца с привлечением независимых экспертов на основе осмотра грузовых помещений после выгрузки и зачистки, согласно п. п. 9.3.1.11, 9.3.1.12 Кодекса ИМО.
4.9.2. Акт выдается после разгрузки опасных навалочных грузов, классифицируемых по степени опасности согласно правилу 2 гл. VII МК СОЛАС, заботами судовладельца.
4.9.3. Акт не требуется для грузов ВОН, если это специально не оговорено в грузовой документации.
5. Обязанности участников транспортного процесса за документальное подтверждение безопасности морской перевозки
5.1. Грузовладелец или грузоотправитель должен обеспечить разработку Декларации о грузе, а также организовать контроль состояния груза в порту, выдачу Сертификата о характеристиках груза на момент погрузки и Справки об отборе проб.
5.2. Декларация о грузе должна быть готова на момент заключения договора о перевозке, так как на ее основе должны подбираться суда и определяться их пригодность для перевозки.
5.3. Судовладелец до подачи судна под погрузку обязан обеспечить судно необходимой документацией по безопасности перевозки данного навалочного груза и освидетельствование судна на пригодность к перевозке этого груза.
5.4. Администрация портов не должна принимать груз в порт без Декларации о грузе и обеспечения его сертификации путем организации (найма) соответствующей лаборатории заботами грузовладельца (грузоотправителя).
6. Комментарии к пунктам Кодекса ИМО, не содержащим конкретных технических требований
В настоящем разделе приводятся конкретные меры, необходимые для выполнения рекомендации Кодекса ИМО.
П. 2.1.1.1. Выполняется путем соблюдения требований Регистра или иного классификационного общества в части прочности и остойчивости, а также требований ИМО, относящихся к информации грузоотправителя по навалочному грузу (Декларации о грузе).
П. 2.1.2.1. Для отечественных судов соответствует требованиям Регистра о наличии на судне Информации об остойчивости и прочности судна при перевозке грузов с соответствующими УПО и об ограничении верхнего предела остойчивости.
П. 2.1.3.1. Дополнительно к Информации об остойчивости судна выполняются расчеты, отражающие фактические свойства конкретного навалочного груза, намечаемого к погрузке, прежде всего возможные значения кренящих моментов при его смещении (Приложение 1 к настоящим Правилам) или подтверждающее его несмещаемость на данном судне, возможно, с учетом особенностей предстоящего рейса. Эти сведения приводятся в дополнение к Информации об остойчивости судна.
П. 2.1.3.2. С учетом комментариев к п. п. 2.1.2.1, 2.1.3.1.
П. 2.1.3.3. Согласно комментарию к п. 2.1.1.1; также с учетом требований п. 5.2.2.2 Кодекса ИМО или - минимальная толщина слоя груза должна быть обоснована расчетом его несмещаемости по настилу палубы, который выполняется заблаговременно по результатам специальных исследований.
П. п. 2.1.3.4 - 2.1.3.5. Груз может быть "заподозрен в реальной смещаемости" или отнесен к числу неопасных возможностью смещения на основе расчетов условий разрушения его штабелей при качке судна.
Эффективность шифтингбордсов, как средства уменьшения кренящего момента, оценивается расчетами остойчивости при смещении груза.
П. 3.1.1. Требования при погрузке в портах Российской Федерации отражаются в перечисленных выше документах и комментариях.
П. 3.1.2. Следует учитывать, что в карточках на грузы (Приложение В к Кодексу ИМО) указаны номера таблиц по оказанию первой медицинской помощи и действия при авариях. Эти карточки помещены в V (дополнительном) томе МК МПОГ чрезвычайные меры (EmS) и руководстве по оказанию первой медицинской помощи (MFAG).
В дополнение к этому судовладельцу рекомендуется при подготовке к рейсу и оказании первой медицинской помощи пользоваться соответствующими разделами РД 31.15.01-89 (Правила МОПОГ - приложение 18 "Меры первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с транспортированием опасных грузов"). При разработке мер по действиям в аварийных ситуациях рекомендуется также пользоваться данными аварийных карт, помещенных в Правилах МОПОГ (приложение 7). Аналогичные рекомендации касаются использования средств защиты, огнетушительных средств, подготовительных мероприятий по борьбе с пожаром.
П. п. 3.2.1 - 3.2.7. Меры предосторожности для каждого груза с учетом его свойств приводятся в документах, перечисленных выше.
П. п. 3.3.1, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.1. Согласно комментарию к п. 3.1.1.
П. п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.2.2, 4.2.3. Согласно комментарию к п. 3.1.1 Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки выдается заботами грузовладельца (грузоотправителя).
П. п. 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2.1, 5.2.2.2. Необходимая для обеспечения несмещаемости груза (с учетом его свойств) штивка может быть определена на основе расчетов условий разрушения штабелей груза при качке судна.
П. п. 5.2.4.2, 5.2.4.3, 5.2.4.4, 7.1.5. Характеристики смещаемости груза согласно классификации Кодекса ИМО указываются в Декларации о грузе.
П. п. 7.2.2.1, 7.2.2.2. Допустимые пределы смещения груза и требования к остойчивости судна определяются по методике Приложения 1 настоящих Правил.
П. 9. Выполнение требований раздела к перевозке веществ, обладающих опасными химическими свойствами, обеспечивается при выдаче документации по п. п. 4.5 - 4.7 настоящих Положений.
П. п. 9.1.2, 9.1.3. Особые характеристики конкретного груза приводятся в документах согласно комментариям к пунктам 3.1.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3.
В Приложениях А, В и С Кодекса ИМО приводятся сведения об основных общих свойствах тех или иных видов навалочных грузов. В этих Приложениях грузы сгруппированы по признакам, общим для этих видов при одной опасности во время морской перевозки (возможность разжижения, химическая активность). Склонность к смещению при морской перевозке в той или иной мере характерна для всех навалочных грузов, однако она зависит как от природных свойств материала (плотности, влажности, наличия или отсутствия сцепления, внутреннего трения), так и от размещения на судне, штивки груза после погрузки, особенностей качки судна. Поэтому смещаемость или несмещаемость определяется в большинстве случаев индивидуально для каждого конкретного варианта перевозки заботами судовладельца.
Дополнительная информация на основе отечественного опыта перевозок приводится в карточках Приложения 2 к настоящим Правилам. Сведения об основных свойствах грузов даются для предварительного ознакомления с возможными особенностями предстоящей морской перевозки и не исключают наличия исчерпывающих сведений о данном конкретном грузе (сорте, марке, месторождении и т.п.) в Декларации о нем.
В случае предъявления к перевозке опасных грузов, не включенных в список Приложения В Кодекса ИМО, решение о возможности их перевозки по заявке грузовладельца (грузоотправителя) принимает Департамент морского транспорта Министерства транспорта России после проверки химических и технологических опасных свойств груза в соответствии с требованиями п. 1.9 настоящих Положений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.