Теоретические основы сюжетных задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи в школьном курсе математики являются средством обучения, т.е. обучение осуществляется через задачи и целью обучения, т.е. учащиеся должны научиться решать определённые классы задач, научиться применять различные математические методы при решении задач и овладеть культурой решения задач.

Под сюжетными понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений.

Решая задачи данного типа, обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, применяют опыт применения математики в жизненных ситуациях.

Решением задач посвящены работы следующих авторов: С. Е. Ляпина, Ю.М. Колягина, П.М. Эрдниева, В.И. Мишина, А.А. Столяра, Л.М. Фридмана и др.

Виды классификации задач:

· по характеру объектов: практические и математические;

· по отношению к способам решения: стандартные и нестандартные;

· по характеру требования: нахождение, построение, доказательство.

Информационная задача – класс математических задач, при решении и обсуждении которых с помощью получаемых сведений от окружающих нас объектах и явлениях осуществляется повышение уровня осведомлённости учащихся [статья О.И. Бычковой]. Фабула данной задачи содержит не только математические данные, но и исторические, географические, биологические, химические, физические и краеведческие факты.

С помощью информационных задач происходит межпредметное взаимодействие. Математика приобретает дополнительные объекты для исследования, так как информационные задачи часто представлены в различных знаковых системах. Конструирование задач вызывает большой интерес у учащихся и не только к математике, но и к истории, географии, биологии, химии, физики, статистики. Каждая задача представляет мини – исследование или проект.

Информационные задачи вошли в модуль «Реальная математика» государственной итоговой аттестации по математики в 9 классе.

Все сюжетные задачи имеют общую структуру, которая включает  условие, требование, решение и обоснование, сокращённо - У-Т-Р-О.

У - условие задачи. В условии задачи вычленяется предметная область и классы объектов, о которых идёт речь в задаче, их характеристика и отношения между ними, которые в свою очередь делятся на качественные и количественные, известные и неизвестные.

Т- требование, указание цели решения.

Р – решение, последовательность действий, которые надо осуществить над условием, чтобы выполнить требование.

О – обоснование, элементы теории на которые опираются при выборе действий и последовательности их выполнения.

Работа над задачей осуществляется в несколько этапов.

· Работа над условием задачи, включает приемы: чтение, выяснение сути незнакомых терминов, разбиение условия на смысловые части, его переформулировка, краткая запись.

· Поиск плана решения основан на методах анализа (от требования, что надо знать…) и синтеза (от условия, что можно найти, зная…). Виды анализа: в форме расчленения, нисходящий, восходящий, альтернативный, от противного, в виде модели. Эвристические приёмы: построение вспомогательной задачи, путём переформулировки условия; введение вспомогательных элементов, выделение стандартной задачи, разбиение задачи на части, составление вспомогательной задачи решение которой подскажет решение новой задачи, решение задачи в общем виде, решение задачи для частного случая.

· Реализация плана и оформление решения.

№ шага Условие Обоснование Результат

 

· Проверка решения. Способы проверки: проверка логического обоснования; прикидка результата (по смыслу, с помощью ОДЗ); решение задачи другим способом; проверка выполнения условий задачи.

· Познавательные исследования – выделение идеи, положенной в основу решения; анализ идей, отброшенных в ходе решения; составление аналогичных задач (сохраняющих отношения между характеристиками объектов); построение цепочки взаимосвязанных задач

Обучение работе над задачей осуществляется на протяжении всего периода обучения, постепенно расширяя багаж приёмов, которыми овладевают учащиеся в процессе решения всё новых классов задач.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что информационные задачи класс математических сюжетных задач. Все сюжетные задачи имеют общую структуру и приёмы работы.

Прежде, чем приступить к разработке  задачника, выполним подборку информации для сюжетов будущих задач.

 

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 502.