Задачи в школьном курсе математики являются средством обучения, т.е. обучение осуществляется через задачи и целью обучения, т.е. учащиеся должны научиться решать определённые классы задач, научиться применять различные математические методы при решении задач и овладеть культурой решения задач.
Под сюжетными понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений.
Решая задачи данного типа, обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, применяют опыт применения математики в жизненных ситуациях.
Решением задач посвящены работы следующих авторов: С. Е. Ляпина, Ю.М. Колягина, П.М. Эрдниева, В.И. Мишина, А.А. Столяра, Л.М. Фридмана и др.
Виды классификации задач:
· по характеру объектов: практические и математические;
· по отношению к способам решения: стандартные и нестандартные;
· по характеру требования: нахождение, построение, доказательство.
Информационная задача – класс математических задач, при решении и обсуждении которых с помощью получаемых сведений от окружающих нас объектах и явлениях осуществляется повышение уровня осведомлённости учащихся [статья О.И. Бычковой]. Фабула данной задачи содержит не только математические данные, но и исторические, географические, биологические, химические, физические и краеведческие факты.
С помощью информационных задач происходит межпредметное взаимодействие. Математика приобретает дополнительные объекты для исследования, так как информационные задачи часто представлены в различных знаковых системах. Конструирование задач вызывает большой интерес у учащихся и не только к математике, но и к истории, географии, биологии, химии, физики, статистики. Каждая задача представляет мини – исследование или проект.
Информационные задачи вошли в модуль «Реальная математика» государственной итоговой аттестации по математики в 9 классе.
Все сюжетные задачи имеют общую структуру, которая включает условие, требование, решение и обоснование, сокращённо - У-Т-Р-О.
У - условие задачи. В условии задачи вычленяется предметная область и классы объектов, о которых идёт речь в задаче, их характеристика и отношения между ними, которые в свою очередь делятся на качественные и количественные, известные и неизвестные.
Т- требование, указание цели решения.
Р – решение, последовательность действий, которые надо осуществить над условием, чтобы выполнить требование.
О – обоснование, элементы теории на которые опираются при выборе действий и последовательности их выполнения.
Работа над задачей осуществляется в несколько этапов.
· Работа над условием задачи, включает приемы: чтение, выяснение сути незнакомых терминов, разбиение условия на смысловые части, его переформулировка, краткая запись.
· Поиск плана решения основан на методах анализа (от требования, что надо знать…) и синтеза (от условия, что можно найти, зная…). Виды анализа: в форме расчленения, нисходящий, восходящий, альтернативный, от противного, в виде модели. Эвристические приёмы: построение вспомогательной задачи, путём переформулировки условия; введение вспомогательных элементов, выделение стандартной задачи, разбиение задачи на части, составление вспомогательной задачи решение которой подскажет решение новой задачи, решение задачи в общем виде, решение задачи для частного случая.
· Реализация плана и оформление решения.
№ шага | Условие | Обоснование | Результат |
· Проверка решения. Способы проверки: проверка логического обоснования; прикидка результата (по смыслу, с помощью ОДЗ); решение задачи другим способом; проверка выполнения условий задачи.
· Познавательные исследования – выделение идеи, положенной в основу решения; анализ идей, отброшенных в ходе решения; составление аналогичных задач (сохраняющих отношения между характеристиками объектов); построение цепочки взаимосвязанных задач
Обучение работе над задачей осуществляется на протяжении всего периода обучения, постепенно расширяя багаж приёмов, которыми овладевают учащиеся в процессе решения всё новых классов задач.
Таким образом, мы пришли к выводу, что информационные задачи класс математических сюжетных задач. Все сюжетные задачи имеют общую структуру и приёмы работы.
Прежде, чем приступить к разработке задачника, выполним подборку информации для сюжетов будущих задач.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 569.