Тема проекта: Задачник в открытках «Математика и география» для 5 – 6 классов
Учебные предметы: математика и география.
Основополагающий вопрос. Как на уроках математики можно изучать географию?
Вид проекта:
· По уровню творчества – конструктивный
· По виду деятельности – практико-ориентированный, информационный
· По содержанию – межпредметный
· По количественному составу – индивидуальный
· По продолжительности выполнения – среднесрочный.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
2. Формирование информационной и коммуникативной компетентности.
3. Развитие творческих способностей.
Методические цели проекта:
Развивать умения:
· самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;
· пользоваться поисковыми системами глобальной компьютерной сети Интернет;
· составлять алгоритм действий и сознательно им пользоваться;
· видеть различные пути решения проблемы;
· анализировать ситуации, проблемы, задачи;
· выделять главное и существенное;
· планировать свою работу, распределять свое время;
· составлять отчет, оформлять реферат, творческую работу и др;
· разрабатывать и представлять проект.
Форма презентации: выступление в сопровождении презентации в формате Microsoft PowerPoint, набор открыток, папка с информационными материалами, оформленные результаты проектной деятельности.
Краткая аннотация проекта
В данном проекте нам хотелось показать роль сюжетных математических задач для повышения привлекательности предметов математика и география. Наш проект доказывает, что математика может быть очень увлекательной, а интерес к географии планеты Земля и нашей Родине России, может начаться с решения математических задач, содержащих в себе познавательную информацию.
Используя данные о географических рекордах на Земле и в России: справочники, атласы, энциклопедии, учебники математики 5 – 6 классов, дидактические материалы по математике мы составили задачи, которые помогут другим ученикам не только развить математические способности, но и узнать много нового в географии.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... Глава 1.Теоретические основы построения сюжетных задач на основе географической информации……………………………………………….. 1.1. Теоретические основы сюжетных задач …………………………… 1.2. Географическая информация, как основа для построения сюжетных задач…………………………….…………………………. Глава 2. Сборник задач «Математика – география»………………………. Заключение …………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………… Приложение №1. Электронная версия задачника в открытках «Математика – география» | 3 7 7 10 20 21 |
Введение.
Пятиклассники и шестиклассники, переходя на основную ступень обучения, начинают изучать несколько новых предметов: история, география, биология. Как быть? Если очень понравилась география, а она всего один раз в неделю, за - то математика, каждый день! А можно – ли на математике изучать географию, перед нами встала проблема. Для решения проблемы, мы выяснили, что есть необычные задачи – информационные и математику изучаем и узнаём новую для нас географическую информацию, но таких задач в наших учебниках очень мало и мы решили придумать свои географические – информационные задачи.
Цель, которую мы поставили, для решения данной проблемы: разработать задачник по математике и географии для 5-6 классов.
Задачи, которые помогут реализовать поставленную цель:
1. изучить теоретические основы задачи;
2. подобрать информационную основу по географии, актуальную для 5 и 6 классов;
3. проанализировать учебники математики, с целью обнаружения задач данного класса и определения наиболее подходящих тем для конструирования информационных задач;
4. составить задачи на основе информации о географических рекордах на Земле и в России;
5. составить задачник и представить его ученикам школы, учителям математики и географии.
Тема проекта актуальна, т.к. задачник является средством повышения интереса к математике и географии для учащихся 5-6 классов, а также для учителей, как средство интеграции между географией и математикой.
Новизна работы заключается в том, что был создан сборник задач в открытках с использованием информации о географических рекордах на Земле и в России.
Практическая значимость:
· совершенствование умений решать задачи по следующим темам: « Натуральные числа», «Действия с десятичными и обыкновенными дробями», «НОД и НОК», «Проценты», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Масштаб», « Площади фигур», « Среднее арифметическое»;
· развитие умений работать с источниками информации, компьютерными программами.
· Расширение кругозора более глубокое знакомство с общей географией и географией России.
Объект исследования - информационные задачи, как средство повышения интереса к математике и предметам, на информации, которых они построены.
Предмет исследования – задачник в открытках «Математика и география».
План и этапы работы над проектом:
1. Подготовительный. Работали над проектом ученица 6 класса – Шафарова Диана и учитель Сокольникова Г.А., в процессе работы были привлечены и другие учащиеся из 5 и 6 классов, в качестве кратковременных помощников. Нами была выбрана тема проекта из списка, опубликованного в сети Интернет. Мы проанализировали учебники и определились с темами, над которыми целесообразно работать. Подобрали литературу, для составления задач, и изучили уже имеющиеся примеры информационных задач. Совместно с учителем определили план работы.
2. Поисковый (исследовательская деятельность, сбор информации). Используя возможности школьной и личных библиотек, Интернета, мы ознакомились с литературой о географических рекордах, подобрали фотографии.
3. Аналитический (анализ информации). Проанализировав школьные учебники, дидактические материалы, определили темы, по которым целесообразно составлять задачи.
4. Практический. Самостоятельно и с частичной помощью учителя мы составляли разнообразные задачи, содержащие географическую информацию, предлагали одноклассникам решить эти задачи на факультативном курсе.
5. Презентационный. Подготовили работу к защите, оформив все материалы в виде доклада, задачника в открытках, презентации. На школьной научной практической конференции выступили с защитой проекта.
6. Контрольный. Провели анализ работы над проектом.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. анализ научно – популярной , литературы, статистических данных, ресурсов Интернет;
2. непосредственное составление задач, анализ и решение задач, содержащих географическую информацию;
3. оформление работы с использование программ Word, Power Point.
4. Обобщение и обработка информации, полученной в ходе проектной работы, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Результаты работы над проектом: Мы составили 36 математических задач по 9 различным темам, для учеников 5-6 классов. Решать данные задачи могут и девятиклассники, при подготовки к ОГЭ, т.к. подобные задачи встречаются в модуле «Реальная математика». Итоги работы представлены в виде задачника в открытках и презентации.
Предметные результаты проектной деятельности: мы научились составлять математические задачи, совершенствовали умения решать задачи, а также мы узнали много информации о географических рекордах на Земле и в частности в России.
Метапредметные результаты проектной деятельности: мы развили умения работать с информацией, представленной в различном виде (текстовая, графическая в табличная), совершенствовали умения работы с компьютерными программами.
Личностные результаты: мы поняли, что математические задачи, составленные на основе географической информации, могут помочь узнать больше о природе планеты Земля и о нашей Родине.
Выводы: в ходе работы над проектом нам было сложно: правильно, логически формулировать условие задачи. Пришлось брать консультации учителя русского языка. Все составленные задачи мы должны были решить дважды, во время придумывания сюжета и во время проверки решения. Хочется отметить, что составлять задачи оказалось труднее, чем решать уже готовые. Главным плюсом в нашей работе было то, что нам было интересно, некоторые ребята приносили нам свои задачи, когда узнали, что мы составляем задачник. В будущем планируем продолжать начатую работу и увеличить количество задач в нашем сборнике, а также составлять задачи и для 7 класса.
Вывод по I главе
В данной главе мы показали, что информационные задачи класс математических сюжетных задач. Все сюжетные задачи имеют общую структуру и приёмы работы.
Прежде, чем приступить к разработке задачника, мы выполнили подборку информации для сюжетов будущих задач.
Наиболее подходящая информация для географических задач должна дополнять те темы по географии, которые учащиеся проходят в данном курсе.
Таблица №1. Анализ учебников 5 -6 классов.
Учебники 5 класса | Учебники 6 класса |
Автор И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович | Автор И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович |
Тема: Вычисления с многозначными числами. №170, стр.52. Сюжет – длина рек Мира. | Задач данного класса не обнаружено |
Автор Н. Я. Виленкин и другие | Автор Н. Я. Виленкин и другие |
Тема: Вычисления с многозначными числами. № 60, стр.15. Сюжет – длина рек в России. № 70, стр. 16. Сюжет – горы в России. | Тема: Масштаб. № 823, стр.135 Сюжет – расстояние от Бреста до Владивостока. Тема: действия с положительными и отрицательными числами. №902. Сюжет – высота гор и глубина морей Мира. № 1167. Сюжет – по карте часовых поясов решить и придумать задачи. Тема: Диаграммы. №1427. Сюжет – составить диаграмму озёр в России, расстояние от Солнца, до планет. №1437. Сюжет – составит диаграмму площадей стран Мира, длины рек в России. |
В результате проведённого анализ видно, что в учебниках математики для 5-6 классов под редакцией И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович, задачи , составленные на основе географической информации отсутствуют в 6 классе, а в 5 классе одна из интересующих нас задач. В учебниках под редакцией Н. Я. Виленкина 7 задач на два года обучения: две в 5 классе и пять в 6 классе. Мы видим, что задач данного класса очень мало и поэтому перешли к составлению своих задач.
Содержание задачника представлено по темам 5 -6 классов, изучаемых по математике.
Содержание
Задачи для 5 класса……………………………………………………… | Стр. |
Тема 1. Действия с натуральными числами…………………………….. | 1-8 |
Тема 2. Действия с десятичными дробями……………………………… | 9-20 |
Тема 3. Площади и объёмы фигур……………………………………….. | 21-26 |
Тема 4. Проценты ………………………………………………………… | 27-32 |
Тема 5. Среднее арифметическое………………………………………… | 33-38 |
Задачи для 6 класса……………………………………………………… | Стр. |
Тема 1. НОД и НОК………………………………………………………. | 38-42 |
Тема 2. Отношения и пропорции………………………………………… | 43-44 |
Тема 3. Масштаб………………………………………………………….. | 45-50 |
Тема 4. Действия с положительными и отрицательными числами……. | 51-64 |
Список литературы………………………………………на обороте обложки |
Задачник в оригинале представлен в приложение №1, в виде презентации. В задачник мы подобрали фотографии, картосхемы и рисунки ко всем задачам, чтобы географическую информацию представить и в зрительной форме. Все представленные задачи были решены нами и другими учениками нашей школы.
На одну задачу приходится 2 слайда: на первом слайде – фотография географического объекта на основе которого построен сюжет задачи, на втором – условие задачи и географическая информация.
Открытки распечатаны в программе печати «Брошюра» и разрезаны, так, что на открытке с первой стороны слайд №1 - фотография объекта, а со второй стороны – сюжет задачи.
Примет открытки
1 сторона
2 сторона
Задачи для 5 класса
Тема 4. Проценты
№1. Общее количество живых организмов, обитающих в Байкале 2635, количество эндемичных (обитающих только в Байкале) видов – 1800, а сколько это будет в процентах? (Приблизительно 68%).
№2. Озеро Байкал содержит 20% всех пресных вод на Земле и его объём составляет 23000 км в кубе, а какой объём всех пресных вод на планете? (115000 км в кубе).
№3. Финляндию часто называют «страной тысяч озёр», в ней насчитывается около 190 000 озёр, занимающих 9 % её площади. Найдите площадь всех озёр, зная, что площадь Финляндии 338430 км². (30458,7 км²).
№4. Самая протяжённая пещера в мире Флирт- Мамонтова, длинною - 500 км, в горах Аппалачи, Северной Америке. В России Ботовская пещера (Иркутская область), считается самой протяженной, ведь ее длина достигает 66 743 метров. Сколько процентов (по длине) Ботовская пещера составляет от Мамонтовой? (13,3%).
Задачи для 6 класса
Тема 1. НОД и НОК
№1.Решив числовой кроссворд и заполнив пустые клетки по вертикали, вы узнаете длину самой длинной реки в мире – Нил, которая протекает в Африке.
1 | |||
2 |
| ||
4 | |||
3 | |||
1. Сумма НОД и НОК чисел 315 и 520.
2. Сумма НОД и НОК чисел 144 и 840.
3. НОД чисел 49 и 56.
4. НОК чисел 35 и 42.
( 6671 м).
№2. На Земле и в частности в России, есть два уникальных озера – самое глубокое и самое большое по площади. Первое из них – Байкал, его глубина составляет 1640 метров, а второе – Каспийское – 371000 км². Каспийское озеро принято называть морем за его размеры, а озером – за отсутствие сообщения с океаном. Найдите между этими данными НОД и НОК. ( НОД 40, НОК 14637000).
Тема 3. Масштаб
№1. Самая северная материковая точка России – мыс Челюскин, на полуострове Таймыр. Самая южная точка России – гора Базардюзю, в районе Кавказских гор. Определите при помощи линейки и масштаба карты расстояние между крайними северной и южной точками России. (Приблизительно 5000 км).
№2. Крайняя западная точка России расположена в Калининградской области на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря (ориентир на карте г. Калининград). Крайняя восточная точка России на материке находится на мысе Дежнёва, остров Ратманова в Беринговом проливе. От этой точки до крайней западной точки Америки – мыса принца Уэльского – 86 километров. При помощи линейки и масштаба карты определите расстояние между крайними восточной и западной точками России. (Приблизительно 8000 км).
№3. Столица нашей Родины город Москва, а столица нашей малой родины город Иркутск. При помощи линейки и масштаба карты определите расстояние между этими городами. Сколько времени длится путешествие на поезде из Москвы в Иркутск, без учёта остановок, если средняя скорость поезда 80 км\ч? Сколько времени займёт перелёт на самолёте из Иркутска в Москву, если средняя скорость самолёта 700 км\ч? (5000 км, 62,5 ч, 7 ч).
№4. За сколько дней можно совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, если его начать в Москве, посетить Пекин, Канберру, Бразилиа, Вашингтон, Каир, Лондон и вернуться в Москву, если средняя скорость воздушного шара 20 км\ч? Во время расчёта пользоваться линейкой, картой мира и её масштабом. (Зависит от используемой карты).
Вывод по II главе.
В данной главе мы провели работу по созданию задачника в открытках «Математика и география». Провели анализ школьных учебников 5-6 классов, с целью выявления необходимости в составлении задач данного класса. Составили оглавление задачника по темам, изучаемым по математике в 5 и 6 классах. Наполнили содержание задачника различными задачами, что придало ему прикладной и в то же время интегрированный характер.
Заключение
В процессе нашего исследования полностью были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1. Информационные задачи – это класс сюжетных задач, у которых общая структура и приёмы работы.
2. Географическая информация может служить сюжетом для составления задач на разные темы по математике.
3. Созданный задачник в открытках является средством для развития интереса и расширения кругозора у учащихся.
Список литературы
1. Быстрова Н.В. Модель построения содержательной линии сюжетный задач школьного курса математики основной школы с позиции компетентностного подхода //Материалы Герценовских чтений Спб., 2009.
2. Бычкова О.И. Декун К.В. О чём может рассказать задача? Сборник задач, - Иркутск, 2014.
3. Бычкова О.И. Развитие УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе решения ими информационных задач на уроках математики. ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013.
4. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2013.
5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2013.
6. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2015.
7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://katalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет;
2. http://www.edu.ru –Федеральный образовательный портал;
3. http://school-cjllection.tdu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Тема проекта: Задачник в открытках «Математика и география» для 5 – 6 классов
Учебные предметы: математика и география.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 709.