1. Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез.
2. Индивид, индивидуальность, личность. Единство биологического и социального в человеке.
3. Человек и общество. Роль личности в истории.
4. Этическое и эстетическое измерение человеческого бытия. Проблема свободы и смысла жизни. Дилемма насилия и ненасилия.
1. Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.
Антропосоциогенез (от греч. антропос – человек, лат. societas – общество, греч. генезис – происхождение) – процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию. Двумя его неразрывно связанными сторонами являются: (1) превращение непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека –антропогенез, и (2) трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество – социогенез. Антропосоциогенез начался примерно 1,8 млн. лет тому назад и завершился около 40 тысяч лет тому назад. По археологической периодизации это ранний палеолит.
2.Важнейшими категориями, характеризующими человека, являются категории «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Индивид – это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества.
Индивидуальность – уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый человек по рождению, от природы потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а могут и не быть.
В понимании сути биологического и социального в человеке существуют различные подходы. В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался многими мыслителями (Монтескье, Гельвеций, Дидро и др.) как фундамент, определяющий все основные свойства, способности, потребности и действия людей, а через них общественные отношения, законы, учреждения и т.п. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.
Со второй половины XIX в. в философии и социологии значительное распространение получают разновидности теории социального дарвинизма, согласно которым возникновение и развитие человека и общества обусловлено непосредственно законами живой природы, в частности, законами естественного отбора и борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных. Почти все, что происходит в обществе: социальные болезни, угнетение, социальное неравенство, войны, несправедливость и т.д., признается детерминированным биологическими причинами. В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы, с которой каждый индивид связан многими нитями. Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность жизни, возрастные периоды, специфические этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность.
3. Человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных, неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль.
Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменились в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений. Личность ХХ столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного прошлого, скажем, XVIII-XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.
При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода; общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности.
С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. За отдельным индивидом признается уже определенная самостоятельность действий и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности. Однако личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в разных типах культур. Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы.
В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился ее духовный мир: она стала осознавать свою уникальность, свободу, способность общения с Богом-Творцом, выступающим гарантом значимости личности. Поэтому в жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных. В эпоху Возрождения очень остро была осознана творческая свобода человека, автономия для Бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный неограниченной свободой выбора. Человек ощутил себя господином мира, творцом, «человеческим богом».
Затем, в эпоху Просвещения, господствующую позицию занял отделенный от иных сущностных качеств человека разум: все подвергалось сомнению и критике. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало бурный расцвет науки. Изменились и ценностные ориентации и мировоззрение. По мере развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и др. Дальнейшее развитие привело к глобальному отчуждению личности – то есть к обезличиванию человека, лишению его некоторых своих сущностных характеристик, к утрате им своей природы. Сложилась личность индивидуалистического типа с вещной ориентацией. Один из существенных источников отчуждения в современном мире – процесс превращения техники в самостоятельную, существующую по собственным законам и все более заполняющую предметное бытие человека силу.
4. В истории все более возрастает роль человеческого фактора. И это вполне закономерный, объективный процесс. Связан же он с тем, что доля сознательного в общественно-исторической практике по сравнению со стихийным неуклонно возрастает. История человечества есть процесс становления свободы человека, то есть процесс все большего развития его сущностных сил. Свобода же предполагает выбор. Человек истинно свободен, когда он осуществляет этот выбор самостоятельно, без принуждения со стороны внешних сил, без навязывания ему чужих мнений, при условии знания законов реального мира, в том числе и истории. Но человек свободен лишь в той мере, в какой условия его общественного бытия позволяют ему это.
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать, принимать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности, в том числе и за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Австрийский психолог и философ В. Франкл подчеркивал, что ответственное бытие человека означает нечто большее, чем свободное бытие: «в ответственности содержится еще и «зачем» человеческой свободы – то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение». То есть вопрос о свободе и ответственности тесно связан с вопросом о смысле жизни человека. Сам Франкл считал, что стремление к смыслу есть главное качество человеческого существа. При этом «попытка ответить на вопрос о смысле бытия всегда предполагает бытие смысла», то есть в этой концепции реализуется онтологический подход к проблеме смысла человеческой жизни. Предполагается, что возможен поиск смысла как онтологической реальности, которая трансцендентна человеку, и голос которой («зов трансцендентного») он слышит в голосе совести.
Иной, субъективистски-релятивистский подход проблему смысла сводит к его конструированию как субъективно-креативной реальности. С этой точки зрения смысл жизни не ищется как нечто готовое, а творится самим человеком. Оба подхода, несмотря на существенные различия, предполагают активную позицию человека по отношению к смыслу своей жизни. С точки зрения содержания смысл жизни человека, так или иначе, связан с универсальными ценностями – Истина, Добро, Красота, Святость.
Как правило, любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой — как добро или зло. Причем эти оценки тесно взаимосвязаны. Поэтому в истории философии они часто отождествлялись: благое – прекрасно, зло – безобразно, и наоборот. Причина этому - всеобщность этических и эстетических оценок, их приложимость ко всем сферам жизни человека, в том числе и друг к другу. Охватывая предмет или явление целостно, эстетическая оценка в качестве своего необходимого условия предполагает выявление их этической значимости. В свою очередь, этическая оценка учитывает эстетическую состоятельность явления. Внутреннее родство этих двух сфер нашло отражение в смысловом единстве таких понятий, как возвышенное, низменное, героическое и др., где предмет или явление оцениваются одновременно с этических и эстетических позиций
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным.
Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки.
Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется «ответственность за цели». Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность.
Но есть еще третья линия поведения — это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими — принципиально ненасильственными - методами.
Ключевые понятия: человек, общество, индивид, индивидуальность, личность, антропосоциогенез, этика, эстетика, мораль, свобода, ответственность, насилие, ненасилие,
Примерные вопросы к экзамену
1. Философия как наука и мировоззрение. Предмет и специфика философии.
2. Основной вопрос философии: онтологическая и гносеологическая сторона. Основные философские течения и направления.
3. Основные разделы философского знания.
4. Характерные черты и периодизация античной философии.
5. Учение о человеке в философии Сократа.
6. Учение о бытии, идеях, материи и вещах в философии Платона.
7. Учение о бытии, форме и материи Аристотеля.
8. Характеристика этапов средневековой философии, особенности и основные проблемы средневековой философии.
9. Аврелий Августин – апогей латинской патристики.
10. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
11. Средневековый спор об универсалиях. Уильям Оккам.
12. Условия формирования и характерные черты философии эпохи Возрождения.
13. Содержание научной революции XVII века. Эмпиризм Ф. Бэкона.
14. Содержание научной революции XVII века. Рационализм Р. Декарта.
15. Характерные черты и основные учения в философии эпохи Просвещения.
16. Общая характеристика немецкой классической философии. Творчество И.Канта.
17. Общая характеристика немецкой классической философии. Диалектика Г. Гегеля.
18. Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм.
19. Философия позитивизма. Постпозитивизм о закономерностях развития науки.
20. Экзистенциализм как философское направление.
21. Этапы развития и особенности русской философии.
22. Философский аспект спора славянофилов и западников.
23. Религиозно-философский ренессанс в России. Основные черты и представители.
24. Философия В.С. Соловьева.
25. Русский космизм.
26. Философские взгляды В.И. Ленина.
27. Трактовки бытия в философии. Формы бытия.
28. Материя как философская категория . Атрибуты материи. Категории движения, пространства, времени.
29. Детерминизм. Понятия причины и следствия, необходимости и случайности.
30. Структура сознания. Проблема сознательного и бессознательного. Сознание и самосознание.
31. Гносеология как философская дисциплина. Основные направления в гносеологии.
32. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.
33. Многообразие концепций истины. Объективность, относительность, абсолютность и конкретность истины.
34. Наука как предмет философского анализа.
35. Критерии научности. Наука как система знания: теоретический и эмпирический уровни научного познания.
36. Антропология как философская дисциплина. Основные подходы к трактовке сущности человека.
37. Проблема антропосоциогенеза. Понятие индивида, индивидуальности и личности.
38. Проблема смысла человеческого бытия. Проблема свободы и ответственности.
39. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
40. Перспективы развития человечества. Глобальные проблемы и понятие «конца истории».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.