Тема 4.1. Познание как предмет философского анализа. Проблема истины в философии и науке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.Основные гносеологические концепции в истории философии. Многообразие форм знаний. Вера и знание.

2.Структура познавательной деятельности. Субъект и объект познания.

3.Взаимодействие чувственного и рационального в познании.  Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и логика

4 Истина: критерии и концепции.

 

1. Познание можно определить как творческую деятельность человека, направленную на получение достоверного знания о мире. В философии существует две основные точки зрения на решение вопроса о познаваемости мира: гносеологический оптимизм, признающий возможность познания действительности и агностицизм, отрицающий такую возможность

Исследование оснований и механизмов человеческого познания дает, в самом общем виде, несколько типов концепций, которые отличаются друг от друга толкованием отношения между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом).

Наивный реализм – познавательная концепция, которая 1) признает существование реальности за пределами человеческого сознания (объективной реальности); 2) утверждает возможность познания объективной реальности такой, как она есть; 3) считает, что истина о реальности дается сознанию в непосредственном опыте.

Дуалистический реализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) утверждает возможность ее познания человеком; 3) считает, что познание осуществляется путем образования в сознании уменьшенных копированных изображений физических предметов (происходит удвоение физических предметов в идеальном плане сознания – отсюда «дуализм»).

Критический реализм (теория воздействия) – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным для человека ее достоверное познание; 3) утверждает, что познание предметов происходит путем формирования в сознании их символических образов в результате воздействия их на органы чувств.

Феноменализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) отрицает возможность ее подлинного познания человеком; 3) считает, что истина о мире гораздо больше определяется свойствами сознания, чем воздействием на него предметов реальности.

Субъективный идеализм – концепция познания, которая 1) отрицает существование объективной реальности и считает все существующее продуктом человеческого сознания; 2) проблему истинности знания считает излишней: все содержание реальности является одновременно и содержанием сознания (т.е. открыто ему); работа познания состоит лишь в отделении устойчивых, необходимых представлений сознания от единичных, случайных.

Объективный идеализм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность, трактуя ее идеалистически, как универсальную разумность; 2) считает, что она познаваема; 3) определяет познание как отношение между субъективной разумностью и объективным универсальным разумом: субъективный разум (умозрительно) познает содержание объективного.

Интуитивизм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным ее познание человеком; 3) познание трактует как основное отношение бытия: субъект и объект познания не противостоят друг другу, а составляют единое целое как элементы бытия; на этой целостности основано содержательное единство субъекта и объекта познания.

Существует множество различных форм познания: обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Если научное познание стремится к логическому и фактическому обоснованию своих результатов, к получению истинного и доказанного знания, то для иных форм познания большей значимостью обладает вера. Однако вера и знание тесно взаимосвязаны. Вера, как принятие за истину сведений без достаточного доказательства, тем не менее, имеет свои основания. Она базируется на пережитом опыте или социальном признании того или иного явления. Даже в корпусе научных сведений имеются положения и предположения, требующие веры. Поэтому, кроме религиозной, различают также философскую и научную веру. Феномен философской веры описан К. Ясперсом, утверждавшим, что содержанием этой веры выступают существование Бога, безусловность нравственного закона, человеческое бытие в мире как экзистенция. В. Дильтей указывал, что философской веры требуют такие положения метафизики, как целостность мира, существование и бессмертие души, космический порядок. В свою очередь, научная вера предполагает убежденность в рациональности и познаваемости мира, в единообразии природы и всеобщности причинной связи и т.д.

 

2. Если рассматривать процесс  познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), различные социальные группы, так и общество в целом. В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами.

3. Существуют две составляющих части единого процесса познания: рациональная и иррациональная. Рациональная составляющая опирается на логические способности человека, его умение рассуждать, выдвигать непротиворечивые гипотезы (предположения), заниматься исследованиями посредством измерения/описания количественных и качественных свойств предмета исследования, а также анализировать полученные описания с целью определения зависимостей тех или иных свойств предмета исследования, подтверждающих или опровергающих исходные гипотезы и постулаты.

Иррациональная составляющая познания основана на интуиции, воображении, вере, «озарении», на способности человека изобретать и совершать открытия за счет глубокого проникновения в суть вещей и явлений.

4.  В истории философии стоит различать два принципиальных подхода к проблеме истины:  онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них - онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Пример онтологического отношения к истине - философская концепция Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления. Другой пример онтологизма - теологическое представление о Боге как единственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.

 Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик:

Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме.    

Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении, то есть не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Ключевые понятия: познание, агностицизм, гносеологический оптимизм, субъект познания, объект познания, методы познания, истина, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.