Отрасли педагогических знаний

Современная педагогика представляет собой разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, появившихся в процессе дифференциации и интеграции.

1. Возрастная педагогика – изучение закономерностей воспитания и развития личности на разных этапах. Например, предшкольная и дошкольная педагогика, педагогика начальной школы и т. д.

2. Профессиональная отраслевая педагогика – педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности. Например, военная, инженерная, спортивная и др.

3. Вспомогательная педагогика – образование на основе интеграции наук с целью углубленного исследования проблем воспитания, образования и обучения. Например, социология образования, философия воспитания и др.

4. Специальная педагогика – обучение, воспитание детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. Например, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и т.д.

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Вопросы:

1.Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире.

2.Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

1. Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире:

1. Заинтересованность общества в более высоком уровне образования.

2. Расширение сети высшего образования.

3. «Индустриализация обучения», то есть его компьютеризация и сопровождающая её технологизация.

4. Переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, с включение элементов проблемности, научного поиска, широким использованием самостоятельной работы обучающихся.

5. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие.

6. Разделение изучающих предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся.

7. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Образование как способ вхождения человека в мир культуры

Образование происходит от слова «образ», поэтому образование в буквальном смысле означает «формирование образа». Под образованием понимается формирование образа личности.

Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями.

Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию мы приобщаемся к жизни общества, социализируемся и интегрируемся в социальную систему.

Образование – это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.Способствует социальной селекции, тем самым обеспечивает социальную мобильность людей, открывает доступ к престижным должностям и званием.

Образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.

12 Система образования в республике Беларусь: состояния и пути развития

Вопросы:

1.Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.

2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования.

1. Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.

Национальная система образования в Республике Беларусь включает образовательные учреждения, которые осуществляют:

а) дошкольное воспитание;

б) общее среднее образование;

в) внешкольное обучение и воспитание;

г) профессионально-техническое образование;

д) среднее специальное образование;

е) высшее образование;

ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров;

з) повышение квалификации и переподготовку кадров.

Характеристика системы образования

1. Многоуровневость, ступенчатость, в основе чего лежит преимущественно возрастной критерий.

2. Преемственность уровней, управляемость, эффективность, направленность.

3. Качественная и количественная оценка всех подсистем;

4. Основной принцип действия – единство и непрерывность, что обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.

Система образования рассматривается в трёх аспектах:

1. Социальный масштаб рассмотрения (образование в мире, в определенной стране, регионе и т. д.; государственное, частное.).

2. Ступень образования (дошкольное, школьное, высшее).

3. Профиль образования (общее, специальное).

Основные принципы реформирования национальной системы образования:

1. Доступность образования.

2. Равенство прав граждан и воспитательных задач.

3. Единство образовательных и воспитательных задач.

4. Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений.

5. Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

6. Преемственность между уровнями и ступенями образования.

7. Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования.

8. Поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов.

9. Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформирование белорусской высшей школы сопровождается следующими нововведениями:

1. Введение новых образовательных стандартов, предполагающих реализацию компетентносного подхода к образованию студентов.

2. Модернизация на основе новых образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ.

3. Внедрение единой системы мониторинга качества высшего образования.

4. Приём в вузы по результатам централизованного тестирования и письменных экзаменов вместо устных.

5. Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

6. Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

7. Увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов за счёт снижения объёма аудиторной учебной нагрузки.

8. Замена контрольных работ у заочников на компьютерное тестирование и т. д.

2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования

Содержание образования – система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования – это и результат, и уровень к которому стремится учебное заведение и те достижения, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах человека.

Выделяют три аспекта содержания понятия «образование»:

1. Образование как система – разные элементы и связи между ними (подсистем, управление, организацию, кадры и т. д.), характеризующиеся целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.

2. Образование как процесс функционирования и развития образовательной системы осуществляется в образовательном процессе обучения и воспитания. Образование как процесс передачи опыта не прекращается никогда, видоизменяется по целям, содержанию, формам.

3. Образование как результат. Образование – это результат процесса обучения, овладения человеком системой определённых знаний, умений и навыков; формирование научного мировоззрения. Результатом образования является образованность (общая и профессионально-содержательная).

Виды образования:

В западной педагогике в ХVIII – нач. ХIХ в. формировались направления (виды): формальное и материальное образование.

Формальное образование – развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Источник знания – разум.

Материальное образование – передача учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки, необходимых в жизни. Энциклопедизм. Источник знаний – опыт.

В ХХ – ХХI вв. появилась личностно-целостное направление (вид) – основной упор делается на развитие личности и личностное самоопределение.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 19.