Современная педагогика представляет собой разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, появившихся в процессе дифференциации и интеграции.
1. Возрастная педагогика – изучение закономерностей воспитания и развития личности на разных этапах. Например, предшкольная и дошкольная педагогика, педагогика начальной школы и т. д.
2. Профессиональная отраслевая педагогика – педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности. Например, военная, инженерная, спортивная и др.
3. Вспомогательная педагогика – образование на основе интеграции наук с целью углубленного исследования проблем воспитания, образования и обучения. Например, социология образования, философия воспитания и др.
4. Специальная педагогика – обучение, воспитание детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. Например, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и т.д.
Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития
Вопросы:
1.Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире.
2.Образование как способ вхождения человека в мир культуры.
1. Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире:
1. Заинтересованность общества в более высоком уровне образования.
2. Расширение сети высшего образования.
3. «Индустриализация обучения», то есть его компьютеризация и сопровождающая её технологизация.
4. Переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, с включение элементов проблемности, научного поиска, широким использованием самостоятельной работы обучающихся.
5. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие.
6. Разделение изучающих предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся.
7. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Образование как способ вхождения человека в мир культуры
Образование происходит от слова «образ», поэтому образование в буквальном смысле означает «формирование образа». Под образованием понимается формирование образа личности.
Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями.
Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию мы приобщаемся к жизни общества, социализируемся и интегрируемся в социальную систему.
Образование – это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.Способствует социальной селекции, тем самым обеспечивает социальную мобильность людей, открывает доступ к престижным должностям и званием.
Образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.
12 Система образования в республике Беларусь: состояния и пути развития
Вопросы:
1.Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.
2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования.
1. Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.
Национальная система образования в Республике Беларусь включает образовательные учреждения, которые осуществляют:
а) дошкольное воспитание;
б) общее среднее образование;
в) внешкольное обучение и воспитание;
г) профессионально-техническое образование;
д) среднее специальное образование;
е) высшее образование;
ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров;
з) повышение квалификации и переподготовку кадров.
Характеристика системы образования
1. Многоуровневость, ступенчатость, в основе чего лежит преимущественно возрастной критерий.
2. Преемственность уровней, управляемость, эффективность, направленность.
3. Качественная и количественная оценка всех подсистем;
4. Основной принцип действия – единство и непрерывность, что обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.
Система образования рассматривается в трёх аспектах:
1. Социальный масштаб рассмотрения (образование в мире, в определенной стране, регионе и т. д.; государственное, частное.).
2. Ступень образования (дошкольное, школьное, высшее).
3. Профиль образования (общее, специальное).
Основные принципы реформирования национальной системы образования:
1. Доступность образования.
2. Равенство прав граждан и воспитательных задач.
3. Единство образовательных и воспитательных задач.
4. Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений.
5. Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
6. Преемственность между уровнями и ступенями образования.
7. Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования.
8. Поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов.
9. Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.
Реформирование белорусской высшей школы сопровождается следующими нововведениями:
1. Введение новых образовательных стандартов, предполагающих реализацию компетентносного подхода к образованию студентов.
2. Модернизация на основе новых образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ.
3. Внедрение единой системы мониторинга качества высшего образования.
4. Приём в вузы по результатам централизованного тестирования и письменных экзаменов вместо устных.
5. Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.
6. Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.
7. Увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов за счёт снижения объёма аудиторной учебной нагрузки.
8. Замена контрольных работ у заочников на компьютерное тестирование и т. д.
2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования
Содержание образования – система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования – это и результат, и уровень к которому стремится учебное заведение и те достижения, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах человека.
Выделяют три аспекта содержания понятия «образование»:
1. Образование как система – разные элементы и связи между ними (подсистем, управление, организацию, кадры и т. д.), характеризующиеся целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.
2. Образование как процесс функционирования и развития образовательной системы осуществляется в образовательном процессе обучения и воспитания. Образование как процесс передачи опыта не прекращается никогда, видоизменяется по целям, содержанию, формам.
3. Образование как результат. Образование – это результат процесса обучения, овладения человеком системой определённых знаний, умений и навыков; формирование научного мировоззрения. Результатом образования является образованность (общая и профессионально-содержательная).
Виды образования:
В западной педагогике в ХVIII – нач. ХIХ в. формировались направления (виды): формальное и материальное образование.
Формальное образование – развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Источник знания – разум.
Материальное образование – передача учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки, необходимых в жизни. Энциклопедизм. Источник знаний – опыт.
В ХХ – ХХI вв. появилась личностно-целостное направление (вид) – основной упор делается на развитие личности и личностное самоопределение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.