Отрицательные психические состояния и их предупреждение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вначале вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.) и резкое понижение способности принятия решения о правильном поведении в данной ситуации, дезорганизацию, понижение всех психических функций. В ответ на очень сложную обстановку организм нередко реагирует пассивно-оборонительным рефлексом. Не видя выхода из стрессовой ситуации, человек нередко тормозит свою деятельность. При этом возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, их пространственные и временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем постепенно к человеку возвращается способность к правильным действиям.

Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия).

Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п. Стресс как отрицательное психологическое состояние, ухудшает протекание деятельности и в литературе обозначается дистрессом.

Ганс Селье в развитии стрессового состояния он выделил три этапа: 1) тревога; 2) резистентность и 3)истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма).

Стрессоустойчивость – представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Это качество непостоянное, и, следовательно, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Условия стрессоустойчивости:

1) способность человека к саморегуляции, т.е. наличию различных когнитивно обусловленных механизмов адаптации к стрессам и механизмов психологической защиты. Когнитивные механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах человека в виде разнообразных стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки и др.

2) более высокий уровень стрессоустойчивости характерен для людей, в системе ценностей которых преобладают духовные ценности. Например, религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению. В свою очередь, доминирование ценностей прагматического характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости.

3) адекватная самооценка личности, что выражается в соответствии уровня притязаний уровню возможных достижений. Завышенная самооценка может приводить к стрессам от завышенных ожиданий или несбывшихся надежд; заниженная – к ощущению своего неблагополучия и невезучести.

4) Большое значение для обеспечения успешной трудовой деятельности имеет оптимальное соотношение между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения. Графически данную связь отражает Закон Йеркса – Додеона в виде колоколообразной кривой. Закон подтверждает, что наиболее продуктивной является деятельность, осуществляемая при умеренном, оптимальном уровне мотивации. При чрезмерной мотивации может наступить дезорганизация деятельности, поскольку уровень эмоционального возбуждения настолько высок, что позволяет говорить о состоянии стресса. С другой стороны, люди, которые выполняют рутинную работу, подвержены стрессу, который является результатом скуки.

При чрезмерном уровне давления характерно: потеря контроля, неспособность справиться с ситуацией, перегрузки. В свою очередь, точка, в которой позитивная нагрузка переходит в негативный стресс (дистресс), является индивидуальным показателем и зависит от личностных характеристик, восприятия ситуации, способности человека справляться с давлением. Если человек находится в состоянии чрезмерного стресса в течение продолжительного времени, это может повлечь крайне опасные для него последствия.

5) Среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность личности к решению сложных задач относятся – содержание поставленных задач, их трудность, новизна, обстановка деятельности, мотивация, оценка вероятности достижения цели, самооценка, нервно-психическое состояние, эмоциональная устойчивость. При этом большое значение имеет уровень профессиональной подготовленности и информированности.

6) энергетический потенциал личности;

7) уровень развития интуиции; уровень развития логических способностей;

8) эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля;

9) пластичность, способность к изменениям.

Беспокойство – тревога. Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность».

Тревожность – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, задержкой приятного, желательного и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения и др.) и реакциях.

По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива.

Тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за беспокойства за других людей.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Персеверация и ригидность.

Персеверация – пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое.

Ригидность – более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, «застойности», вторые – вследствие такой «подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Апатия – вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.

Депрессия – подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.

Фрустрация (от лат. «frustration – крушение планов) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близко достижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

1) Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

2) Фрустрация выступает в форме депрессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям.

3) В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления).

4) Замещение. Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии); утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»); вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Согласно теории Розенцвейга по направлению реакции подразделяются на:

1) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

2) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

3) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Психическая напряженность – это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации.

Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. На одних людей ПН действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе ее дезорганизующее влияние (поскольку ПН может вызывать нарушения уровня восприятия, мышления и двигательной активности).

Психическая напряженность может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего и внутреннего порядка. К внешним факторам следует отнести: степень неожиданности воздействия; интенсивность воздействия, превышающую индивидуальные психологические возможности человека; дефицит времени на оценку ситуации и принятие решения о его реализации; неопределенность ситуации. Внутренние факторы включают: субъективную оценку воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения в системе ценностей человека; субъективную чувствительность человека к самому стрессогенному фактору, или, иными словами, личностную значимость воздействия; близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно — неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости; конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.

Выделяют:

1) операционную напряженность, то есть напряженность, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.);

2)эмоциональную напряженность, вызванную эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Эмоциональное напряжения может выступать как позитивное состояние:

1)решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения;

2)эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач;

3)выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Эмоциональное напряжения может выступать как негативное состояние

1)снижение процессов восприятия, внимания, памяти:

2)снижение активности мыслительных процессов;

3)утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными;

4)трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации.

На поведенческом уровне это выражается в неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, в возможности появления как активных (в том числе в виде физической агрессии), так и пассивных форм реагирования и т.д.

Аффект (от лат. «affectus» – совершать согласно с чувством) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действии. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:

1)патологические (болезненное нервно-психическое перевозбуждение, связанное с полным помрачением сознания и парализацией воли);

2)физиологические на патологической основе;

3)физиологические.

Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.

Физиологический аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.

По мнению М.М. Коченова, существуют три механизма возникновения аффекта:

Первый связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пусковым механизмом» для развития аффективного состояния может стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей».

Второй механизм – это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия).

Третий механизм связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было, как бы отсрочено на время – от нескольких минут до нескольких лет.

Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы:

На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.

На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.

На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин рассматривают признаки физиологического аффекта следующим образом.

1.Внезапность возникновения. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается самовзвинчиванием. Аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.

2.Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это значит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до долей секунды) состояние достигает высшей точки, т.е. происходит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.

3.Кратковременность аффективного состояния. Аффект может исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда говорят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это преувеличение либо совершенно другое состояние.

4.Аффект характеризуется интенсивностью и напряженностью протекания. У человека происходит своего рода высвобождение всех его внутренних ресурсов (физических и психологических). В состоянии аффекта астеничный человек меланхолического темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего по силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.

5.Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятельность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения человека, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.

6.Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной моторной активностью. В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности, человек мечется, совершает много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом орудие преступления не всегда бывает адекватным: им может оказаться любой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, на регрессию, примитивизацию психической деятельности человека в состоянии аффекта.

7.В состоянии аффекта наблюдаются вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистой полости рта, изменении голоса и т.п. Нередко именно подобные проявления отмечают свидетели, которые видели обвиняемого в момент совершения преступления или сразу после него.

8.Частичная амнезия на детали события и астенический синдром. Что касается астенического синдрома, то здесь следует отметить, что заключительной стадией эффекта является спад, который проявляется также в состоянии всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, проявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может вызывать рвоту, сон). Может наблюдаться и снижение адекватности поведения (например, женщина, совершившая убийство мужа, убегает с места происшествия, оставляя в квартире вместе с трупом свою полуторагодовалую дочь).

Давая краткую характеристику физиологического аффекта, В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин отмечают, что данное состояние возникает при наличии аффектогенной ситуации. Рассмотрим признаки такой ситуации.

1.Конфликтность. Она может порождаться высокой личностной значимостью психотравмирующего воздействия со стороны потерпевшего, насилием, угрозой жизни, здоровью, самоуважению, чести, достоинству (как самого обвиняемого, так и близких ему людей), недостатком информации о ситуации и способах ее разрешения. Конфликтность ситуации может быть вызвана как противоречиями в отношениях с окружающими (в частности, с потерпевшим), так и внутриличностными противоречиями (в случаях, когда у человека сталкиваются разнонаправленные мотивы и побуждения). Например, человеку приходится выбирать между двумя привлекательными решениями, требующими противоположных действий, или когда цель представляется привлекательной и в то же время непривлекательной; возможен также выбор между двумя в равной степени непривлекательными решениями. Нередко в жизни межличностные и внутриличностные конфликты сочетаются.

2.Внезапность. В данном случае речь идет о том, что ситуация обладает новизной, динамизмом, требует быстроты разрешения, однако человек не готов к этому, не имеет адекватных, подходящих способов действия.

3.Экстремальность. Это может быть обусловлено тем, что человек не имеет достаточной информации о ситуации и опыта решения возникающих необычных, новых для него проблем. Кроме того, как показывает практика, аффектогенным ситуациям свойственны быстротечность, наличие значительного количества помех, что влечет за собой дефицит времени для принятия решения и его реализации.

4.Реальность. Этот признак говорит о том, что аффектогенная ситуация должна быть реальной, а не воображаемой. М.М. Коченов призывает понимать данный тезис не столь прямолинейно, поскольку поведение потерпевшего может по-разному быть воспринято человеком в зависимости от его системы ценностей, функционального состояния в момент происшествия, настроения, предшествующих переживаний и т.д.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием, поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень.

Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

Состояние аффекта не является состоянием невменяемости. Аффект – это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Свойства личности

Вопросы:

1.Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.

2.Характер: понятие, свойства, типология.

3.Понятие о способностях и их классификация. Задатки как основа способностей. Интеллектуальные способности

Дата: 2018-12-28, просмотров: 412.