Виды общения:
вербальное – невербальное;
контактное – дистанционное;
непосредственное – опосредственное;
устное – письменное;
межличностное – массовое;
частное – деловое.
Этапы общения:
1. появление потребности и намерения вступить в контакт;
2. ориентировка в целях, в ситуации общения;
3. ориентировка в личности партнёра;
4. планирование содержания общения;
5. бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
6. восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
7. корректировка направления и стиля общения.
Средства общения: язык, интонация, мимика, позы, взгляды, жесты.
Личность и группа как субъект и объект управления
Вопросы:
1.Личность и социум.
2.Лидерство в малых группах.
3.Психологическая совместимость.
4.Межличностные отношения в группе.
5.Личность как субъект и объект управления.
Личность и социум
Взаимоотношения личности и социума занимается социальная психология. Это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.
Основные категории социальной психологии: социум, социальная группа, социальная роль, социальный статус, социальная установка.
Поведение человека уже с рождения во многом предопределяется социальным окружением. Влияние людей на поведение других людей описывают социальные процессы: социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное научение, социальный контроль.
Социальная фасилитация – это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образов других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей за его действиями.
Социальная ингибиция – процесс противоположный социальной фасилитации. Реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности.
Социальное научение – процесс, осуществляемый посредством психологических механизмов заражения, подражания, внушения.
Социальный контроль – система воздействия социальных общностей на индивида с целью регуляции его поведения.
Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные группы в которых он ведет себя по-разному, то есть выступает в разных социальных ролях.
Социальная роль состоит из ролевого ожидания и ролевого поведения.
Любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения роли, масштаб роли, формализация деятельности, мотивация поведения.
Ролевая теория личности – рассматривает личность как совокупность множества социальных ролей, которые присущи индивиду как члену общества.
Набором социальных ролей определяется социальный статус личности. Статус – это положение человека, его права, обязанности и привилегии.
Лидерство в малых группах
Лидер – это член группы, который принимает на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений.
Руководитель – это официальное лицо, обеспеченное властными полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
При определённых условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.
В социальной психологии и теории управления существуют такие понятия «формальный лидер» (руководитель) и неформальный(выдвигаемый стихийно).
Основные признаки лидерства:
1. Более высокая инициативность и активность индивида при решении групповых задач;
2. Большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;
3. Большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;
4. Большая выраженность личностных качеств, принимаемым данной группой.
Виды лидерства:
- эмоциональное;
- информационное;
- деловое.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.