Психологическая совместимость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая совместимость – показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях совместной деятельности.

Психологическая совместимость членов группы состоит из трёх уровней:

нижний уровень – психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, согласованность их совместных элементарных сенсорных действий.

средний уровень – согласованность функционально-ролевых ожиданий. То есть представлений членов групп о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при решении общих задач;

высший уровень – предметно-целевое и ценностно-ориентированное единство. Коллективистская идентификация, адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга.

Межличностные отношения в группе

Межличностные отношения в группе – это взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности.

В основе межличностных отношений лежит оптимальное сочетание ценностных ориентаций; социальных установок, интересов, мотивов; потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций.

В структуре взаимодействия людей выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальные взаимодействия.

Взаимную привязанность или симпатию которые характерны для устойчивых межличностных отношений называют аттракцией.

Факторы формирования аттракции:

1) частота взаимных социальных конфликтов;

2) физическая привлекательность;

3) феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;

4) феномен «усиление», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;

5) сходство социального происхождения, интересов, взглядов.

Личность как субъект и объект управления

В каждой системе управления есть субъект – управляющее звено и объект (люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействие субъекта управления).

Ситуации и роли, в которых человек выступает в качестве объекта управления.

1. Человек как объект собственного управления.

2. Человек – объект управления как работник, производитель, исполнитель.

3. Человек – объект управления как гражданин государства , в соответствии с требованиями, нормами законов, действующих в стране и мире.

4. Человек как объект управления со стороны социальной группы.

5. Человек как объект управления со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.

Условия, когда человеку приходиться становиться объектом внешнего управления: работа, профессиональная деятельность, исполнение служебных обязанностей.

Человек-работник может выступать объектом управления со стороны:

а) собственников средств производства;

б) менеджеров, наставников;

в) вышестоящего руководства;

г) контролёров, инспекторов;

д) потребителей предоставляемых им благ и услуг.

Субъекты управления – это отдельные люди или группы людей, наделённые управляющими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управленческой деятельности. Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры, руководители, работники аппаратов управления, а так же члены коллективных органов управления – советов предприятий, комитетов, комиссий.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Вопросы:

1.Руководство и лидерство.

2.Основные стили управления.

3.Управленческое общение. Его формы и принципы.

4.Правила управленческого поведения.

5.Нормы поведения подчиненного.

6.Педагогическая культура руководителя.

Руководство и лидерство

Руководство – оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующее официальные полномочия.

Лидерство – отношения доминирования и зависимости в системе межличностных отношений в малой группе.

Отличия лидерства от руководства

Критерии Лидерство Руководство
1. Основная функция Регуляция межличностных отношений в группе Регуляция официальных отношений в группе
2. Условия функционирования Возникает и существует в условиях микросреды Осуществляется в макросреде
3. Условия возникновения Возникает стихийно Возникает целенаправленно под контролем общества
4. Устойчивость Нестабильно Достаточно стабильное явление
5. Система санкций Ограниченная система санкций Широкая система санкций
6. Принятие решений Решения непосредственно касаются групповой деятельности Процесс принятия решений опосредован многими факторами

 

Основные стили управления

Стиль управления – типичная для конкретного руководителя (лидера) система приемов оказания влияния на других членов группы.

Классические стили управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль – система межличностных отношений характеризуется иерархичностью во главе с лидером, который имеет единоличную власть в принятии групповых решений, в применении групповых санкций. Минимум свободы, максимум контроля.

Демократический стиль – построение системы отношений в группе на основе принципов равноправия всех членов, функции лидера сводятся к согласованию принимаемых решений, урегулированию возникающих противоречий, вовлечение всех членов группы в групповые процессы. Максимум свободы, максимум контроля.

Либеральный стиль – наблюдается в ситуациях, когда групповые интересы идут стихийно, лидер занимает пассивную позицию и вмешивается в процесс принятия решений только тогда, когда к нему обращаются. Максимум свободы, максимум контроля.

Альтернативная классификация стилей управления

Индивидуальный стиль – индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

1) характер руководителя;

2) классификация сотрудников;

3) ситуация, в которой находится руководитель со своей группой.

Непоследовательный (алогичный) стиль проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому, что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Ситуативный стиль управления – гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных. При низком уровне развития формой управленческого взаимодействия является авторитарные указывания, при среднем – наставничество, при хорошем – консультации по отдельным проблемам, при высоком – передача полномочий.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.