Интеллектуальные способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под интеллектом понимается совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Интеллектуальная активность – это специфически человеческий способ приспосабливаться (адаптироваться) к условиям своего существования. По определению американского психолога Векслера, создавшего в 1939 году первую систему измерения интеллекта взрослого человека, интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Для общих характеристик интеллекта используют понятия:

а) конкретного практического интеллекта, необходимого в повседневной жизни;

б) абстрактного интеллекта, с помощью которого оперируют со словами, терминами, символами;

в) «потенциального» интеллекта – совокупности врожденных способностей к мышлению, абстрагированию и рассуждению, достигающих своего предельного развития к 16 – 20-летнему возрасту (в зависимости от пола);

г) приобретенного интеллекта – характеристики общей суммы конкретных навыков, знаний, умений, обретаемых человеком в продолжение всей его жизни.

Развитие интеллекта определяет:

1.Наследственная обусловленность, которая связана со многими факторами:

- генетическая обусловленность, т.е. влияние наследственной информации, полученной от родителей;

- физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности;

- хромосомные аномалии (например, болезнь Дауна);

- экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т.п.

2.Адаптационная обусловленность проявляется, прежде всего, во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

- особенностей питания ребенка (особенно, в первые 1,5 года);

- психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии);

- числа детей в семье, ее социального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).

Оценка интеллекта.

Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта, обычно используют два «субтеста»:

1) в одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием слов (ВИП – вербальный интеллектуальный показатель);

2) в другом надо выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями (НИП – невербальный интеллектуальный показатель). Общий показатель складывается из их суммы, причем единых правил подобного «сложения» пока не существует.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ,который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие значения могут приближаться к 0, самые высокие – к 200.

Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону.

У каждого третьего человека IQ находится между 84 – 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом.

Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Следует признать, что количественные измерения возможностей интеллекта оказывались действительно эффективными только в отношении людей, которых принято называть слабоумными. Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта.

Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ < 50–70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ < 50 – средней тяжести; при IQ < 35 – резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ = 20–50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж. Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ < 75), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Их поведение достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте особенно проявляется, когда обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Ими все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями. Они послушны, исполнительны, трудолюбивы, уважают начальство и любую власть. Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, т.к. ни одна страна не заинтересована в ее точности. Активные психологические исследования, мышления продолжаются более 300 лет, но сложность объекта изучения не гарантирует решающих успехов и в XXI веке.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.