ВОПРОС 23.Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Народная художественная культура предстает как многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством . Народная художественная культура рассматривается с точки зрения самостоятельного, исторически обусловленного типа культуры, имеющего свои формы, механизмы, стратификацию и другие структурные факторы. В настоящем понимании традиционная народная художественная культура трактуется как сфера проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа.

Понятие "обычай" более широкое чем понятие "обряд". В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение . По мнению Р.Ф. Итса, обычай — это "установленное правило поведения в данной этнической общности ". Таким образом, обычай — это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности.
Определяя "обряд" С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, "цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием ". В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия "обряд" часто выступает понятие "ритуал".

Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.
Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т.д.

Художественные элементы праздников и обрядов
В старину к большому празднику в селе или в малом Российском городе начинали готовиться за неделю. Мужчины тщательно убирают двор, запасают дрова на весь праздник, колют скотину на мясо, покупают водку и другие съестные припасы, отдают мастерам поправлять обувь, одежду или шьют то и другое новое. Женщины тщательно убирают в избе или в доме, варят пиво, готовят себе и на все семейство праздничную одежду.
Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой.
Особенностью празднества Рождества Христова было славить Христа. Вообще время от дня Рождения Христа до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до бесчинства, тут-то чаще всего происходили кулачные бои; по улицам ходили толпы песельников, а халдеи бегали в своих нарядах по селу или городу и обжигали встречным бороды.
В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников, в проведывании кумовьев, молодоженов и т.д. Именно это социально-бытовое ядро престольных праздников оказалось жизнестойким и не утратило своих этических функций даже в наше время.
Семейные праздники. Здесь идет передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Семейные праздники укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами - дело чести любой хозяйки. Скорее всего, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем их у нас в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь - так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий.
Осенний цикл славянских праздников.
Осенью, во время уборки урожая, для игр и развлечений времени было мало. Поэтому осенний обрядовый фольклор небогат. К тому же, у русских песни, связанные с жатвой, сохранились только в местах, соприкасающихся с Белоруссией.
Обряд «зажинок» состоял в том, что вязали первый сноп, обмолачивали его, пекли из новой муки хлеб и освящали его; женщины и девушки делали из колосьев венки и с зажиночными песнями торжественно относили домой первые снопы.
Народная мечта о получении больших урожаев вылилась в почитание наиболее плодоносного стебля. Выйдя на жнитво, крестьяне отыскивали «житную матку», или «спорынью»,— так назывался стебель, на котором было 12 колосьев. «Житные матки» с песней относили домой, хранили до нового посева, и зерно их высевали первым. Во всём этом сказался стихийно-материалистический характер наблюдений трудового крестьянства над природой.

С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков…

Таким образом, Народная художественная культура является одной из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и активно взаимодействует со всеми ее образованиями.

 

 

ВОПРОС 24. Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-куль­турной деятельности

СКД в организационно-технологическом контексте - это система организации соответствующих ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения запланированных результатов. Ресурсная база - это совокупность основных компонентов, необходимых для производства культурных благ и услуг.

Ресурсную базу СКД составляют следующие основные виды ресурсов: нормативный, кадровый, финансовый, материально-технический, социально-демографический, информационно-методический, морально-этический ресурс.

Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технических документов, инструктивной информации, определяющих организацию подготовки и проведения СКД. Нормативно-правовое поле СКД составляют документы, охраняющие, закрепляющие, регулирующие права граждан на участие в культурной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, закон РФ «О культуре» (1992 г.), «Об общих принципах местного самоуправления» (1995 г.), «Об образовании» (1991 г.), «Основы социального обслуживания населения» (1995 г.) и др.

Кадровый ресурс - реализуется через кадровую политику на всех уровнях по направлениям: 1) кадровые планирования; 2) оценка наличного кадрового ресурса; 3) оценка будущих кадровых потребностей; 4) разработка программ обеспечения кадрами; 5) разработка требований к кадрам; 6) профессиональная подготовка и переподготовка кадров; 7) карьерные передвижения.

Финансовый ресурс включает бюджетные и внебюджетные источники финансирования, использование которых не противоречит законодательству РФ. Многоуровневое финансирование учреждений СКД учитывает их вклад в развитие культуры региона, с учетом перспектив его культурного роста.

Уровни финансирования: нормативный, содержательный, социальный (компенсационный).

Материально-технический ресурс - наличие специального оборудования, имущества, инвентаря, способствующих организации СКД. Имущество учреждений культуры составляет основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, включенные в самостоятельный баланс учреждения.

Социально-демографический ресурс включает в себя совокупность физических лиц, проживающих на территории региона обслуживания социально-культурными учреждениями. Необходим учет их возраста, интересов, социальных особенностей и других демографических принципов.

Информационно-методический ресурс включает средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в СКС. Создание информационного пространства, необходимого для эффективного функционирования социокультурных учреждений, организующих досуг, народное творчество, общественные виды социально-значимой деятельности населения.

Морально-этический ресурс - совокупность принципов, норм, требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм поведения участников социокультурной деятельности. Создание на основе данного ресурса благоприятного психологического климата как на социокультурном мероприятии, так и в профессиональных и самодеятельных коллективах. Эффективная реализация человеческого фактора в процессе организации и осуществления СКД.

 

 













Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.