Общая характеристика младшего школьного детства, дети 7 – 9 лет:
- отношение к окружающему миру по-прежнему наивно-игровое;
- развитие психики происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (Л.С. Выготский). Мышление – доминанта психической деятельности. Формирование основных социально-нравственных качеств личности;
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
- доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
- возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой (А. С. Белкин).
Стержневая проблема деятельности в сфере досуга – помощь семье, школе, детским организациям в формировании готовности к учению в период младшего школьного детства.
Цели педагогического взаимодействия и воздействия на детей 6-7 –10-11 лет в сфере досуга.
Досуговый центр должен помочь в развитии:
- уровня интеллектуальной готовности: расширение кругозора, развитие памяти, речи, формирование произвольного внимания, умственной активности, увеличивать словарный запас.
- уровня нравственной готовности: формирование первоначальных убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей. Развитие этических знаний, умений, навыков.
- уровня эстетической готовности: формирование эстетического отношения к действительности, доведение этого отношения до степени творчества по законам красоты; формирование эстетического восприятия природы и человеческих отношений, умение оценивать произведения литературы и искусства; развитие эстетических взглядов, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств, навыков эстетической культуры;
- уровня физической готовности: укрепление здоровья, привитие навыков физической культуры, развитие волевых качеств личности;
- уровня трудовой готовности: психологическое и практическое приобщение к труду, внедрение самообслуживания, формирование навыков коллективного труда, создание положительного отношения к социально-значимому труду.
Содержание педагогического воздействия и взаимодействия в центрах досуга детей:
1. Создание системы отношения к миру через игровое поле деятельности детского сообщества.
2. Использование ведущих художественно-педагогических игровых методов – театрализация, художественное иллюстрирование.
3. Использование эффективных форм массово-групповой игровой деятельности – студии, объединения по интересам, кружки, коллективы самодеятельности.
Этапы педагогического взаимодействия в деятельности клубных формирований:
- организационно-деятельностный;
- репродуктивно-деятельностный;
- созидательно-деятельностный.
Технология моделирования педагогического взаимодействия в досуговой деятельности: локальные цели, производные педагогические задачи, критерии взаимодействия на каждом этапе, содержание педагогического процесса, методы, формы, качества педагога, изменяющиеся соответственно этапу и целям педагогического взаимодействия, изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия, организационно-творческая тактика педагогического взаимодействия деятельности досугового объединения.
Основные понятия: готовность, метод театрализации, художественное иллюстрирование, стержневая проблема деятельности, технология моделирования.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов. – Челябинск, 2003, 2004, 2005.
2. Русанова, В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга / В. С. Русанова. – Челябинск, 2007.
3. Русанова, В. С. Словарь-справочник / В. С. Русанова. – Челябинск, 2010.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.