ВОПРОС 18. Классификация методов социально-культурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важной составляющей технологического процесса социально-культурной деятельности являются методы. Само понятие «метод» имеет греческие корни и означает «путь, способ продвижения к ожидаемому результату». И если в педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности в условиях свободного времени под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей. При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности. Таким образом, метод характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта, метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер их взаимодействия.

Ю.А.Стрельцов отмечает, что «Методами воспитания в клубоведении называют способы работы, посредством которых достигаются воспитательные цели. В условиях клуба это - целенаправленное воздействие одного или нескольких людей на отдельного человека; группу, коллектив».

По мнению А.Д.Жаркова «Методы культурно-досуговой деятельности,- фиксирует следует рассматривать как определяемые целями способы воплощения содержания в доступной, интересной форме. Отсюда сложность в умении отобрать и использовать наиболее точные творческие методы культурно-досуговой деятельности».

Рассматривая современные технологии социально-культурной деятельности Е.И. Григорьева отмечает, что «Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты»

Распространенной является классификация методов по источнику получения информации:

- словесные методы - устное и печатное слово;

- наглядные методы - наглядные пособия, явления, предметы;

    - практические методы - разнообразная практическая деятельность.                            Другая классификация группы методов основана на применении трех родовых методов, широко используемых в учреждениях культуры, и включает в себя метод театрализации, метод иллюстрации и метод игры. Данные методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности. Однако весь спектр методов, применяемых в социально-культурной деятельности, не может вместиться лишь в эти классификации, и значительная их часть остается как бы за кадром предложенных классификаций.

Вызывает интерес классификация методов,сделавшим попытку их объединения в следующую структуру:

- методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности;

- методы формирования общественного сознания личности;

- методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения:

- методы стимулирования социально-культурной активности;

- методы социологических исследований социально-культурной деятельности.

На наш взгляд, данную классификацию следует дополнить, включив в нее и такие немаловажные методы:

- методы стимулирования самовоспитания личности;

- методы, рекреации;

- методы организации творческой деятельности.

В практике социально-культурной деятельности используется все многообразие методов, и ни один из них не является универсальным. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:

- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок социально-культурной деятельности;

- особенностей содержания поднимаемой темы;

- цели, задач и содержания конкретной формы социально-культурной деятельности;

- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;

- материальной оснащенности учреждения культуры;

- времени проведения выбранной формы;

- возможностей работника социально-культурной сферы, его профессионального мастерства и личных качеств.

Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

 

Литература:

- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-

методическое пособие. - М.: МГУК, НПО «Профиздат», 2002. - С. 188.- 

- Современные технологии социально-культурной деятельности:- Учебное пособие. -                         Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 504с.

- Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное     пособие. – Изд.2-е, испряв. и доп. – М.: МГУКИ,2008.- 173с.

- Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа. Учебник для училищ и колледжей культуры. Тверь,2003. – 388с.

- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: Учебное пособие. - М . :     Просвещение, 1979.-С. 11.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.