Отличительная особенность Стандарта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

2. Согласны ли Вы с утверждением, что «учитель тогда учитель, когда он блестяще знает свой предмет, ибо с этого, с его научного багажа, и начинается признание учеников, а потом и родителей»? Обоснуйте свою позицию с опорой на требования, предъявляемые к педагогу в профессиональном стандарте (Приложение 1).

С данным утверждение согласны «учитель тогда учитель, когда он блестяще знает свой предмет, ибо с этого, с его научного багажа, и начинается признание учеников, а потом и родителей». Согласно профстандарту педагог  должен демонстрировать отличное знание предмета в рамках программы, утвержденной соответствующим министерством. Уметь грамотно планировать и проводить уроки с последующим анализом их эффективности. Если последнее действие даст негативный результат, педагог должен скорректировать систему донесения знаний до учеников. Знать и применять на практике нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки классических представлений о преподавании. Это могут быть полевые опыты, практические эксперименты и прочее. Руководствоваться индивидуальными подходами в работе с учениками, которые обладают разными способностями к восприятию информации. Отстающие, одаренные ученики, носители иностранного языка, инвалиды – все должны быть в равной степени задействованы в учебном процессе. Объективно подходить к оценке знаний учащихся. Владеть соответствующими компетенциями.

Педагогическая задача 10.

ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Дидактические единицы:

Педагогика:

1. Понятие образовательной программы и ее структурные компоненты.

Образовательная программа – модель пути достижения образовательного стандарта

Образовательная программа – нормативный документ, представляющий собой описание построения образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение стандарта образования учащихся с разными образовательными возможностями.

Виды программ:

По масштабу

· Комплексные – охватывают несколько сфер

· Предметные – направлены на что-то одно

· Порциальные – только часть пограммы

По новизне:

· Типовая - утвержденная и отработанная государством

· Модернизированная – адаптированная, скорректированная

· Эксперементальная – разработана как новая, и которая проверяется

· Авторизированная – новизны меньше 30 %

· Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа явлется эксперементальной.

По целям:

· Образовательные

· Обучающие

· Воспитательные

· Развивающие

· Оздоровительные

· Социализирующие

По сфере деятельности (что охватывает программа)

· Учебная

· Дополнительное образование

· Досуговая

· Общественно-полезная

По уровню усвоения:

· Базовая

· Углубленная

· Сокращенная

· Ориентационная

· Информационная

· Фундоментальная

· Прикладная

· Профессионально-ориентирующая

По срокам реализации:

· Длительные

· Краткосрочные (разовые)

· Среднесрочные

· Долгосрочные

По деятельности участников:

· Игровая

· Познавательная

· Научно-исследовательская

· Экспедиционная

· Тренинговая

· Праздничная

По области знаний:

· Естественно-биологическая

· Художественная

· Эстетическая

· Научно-техническая

· Интеллектуальная

Требования к разработке программ

Принципы:

· Детоцентризм – в центре суждения ставится ребенок

· Модульность

· Вариативность – должна содержать наборы видов действий, запас для гибкости

· Разноуровниевость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)

Инвариативная часть программы– жестко закрепленная, без вариантов

В программе по требованиям Министерства образования должно быть представлено:

Пояснительная записка

Здесь нужно дать ответы на глобальные, концептуальные вопросы:

· Обоснование актуальности (зачем это нужно современным детям; проблемы, потребности, значимость того, чему учит эта программа)

· Адресность (для кого предназначена эта программа – возраст, здоровье, и т. д.)

· Концептуальные идеи организации работы с детьми (в чем специфика, педагогические идеи)

· Обоснование логики построения программы

· Ожидаемый результат ( конкретные умения и навыки, которыми дети овладею)

· Методы отслеживания результативности (при помощи чего будет оценен результат)

Учебно-тематический план

Основные темы, блоки, расчасовка

Основное содержание программы

· Перечисление, чему будут научены дети

Учебно-методический комплекс

· Ответ на вопрос «как?»

· Перечисление тем, построение плана занятия, проблемных вопросов, арсенала средств, технологий, отдельных элементов

Библиография

2 вида:

1. для учащихся ( для детей, что они должны прочитать)

2. Для педагогов (что должны прочитать из списка методических книжек)

Приложение

Образцы работ, тетради учеников и т. д.

Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, как нормативный документ, еще должна быть разработана усилиями многих специалистов.

1. Характеристика свойств образовательной системы:

· актуальность цели;

· убедительное обоснование;

· легкость и гибкость внедрения;

· теоретическое и методическое обеспечение;

· профессиональная грамотность и практический опыт;

· единство объекта и субъекта, процедур и операций.

2. Признаки образовательной системы:

· разграничение;

· разделение;

· расчленение процессов на поэтапность;

· координация этапов процесса;

· однозначность выполнения процедур;

3. Содержательность образовательной системы:

· обоснованность степени сложности;

· наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

· каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.

Принципы разработки образовательной программы:

1. Модульность

2. Вариативность (прогр. гибкие)

3. Разноуровневость

Требования к программе:

· актуальность

· научность

· реалистичность

· полнота (наличие всех структурных элементов программы)

· целостность

· оригинальность (новизна)

Структура образовательных программ:

1. Титульный лист.

· название

· адресность

· срок реализации

· автор

· учреждение

· кто утвердил

2. Пояснительная записка.

· тип программы

· актуальность

· педагогическая целесообразность

· образовательные цели и задачи

· адресность

· основополагающие педагогические идеи (опора)

· подходы к выбору содержания форм работы

· формы и режим занятий

· ожидаемые результаты и способы их проверки

· формы подведения итогов реализации программы

3. Учебно-тематический план.

· перечень разделов тем

· разбивка на часы теоретических и практических занятий

· содержание дополнительных образовательных программ

4. Содержание доп. обр. прогр.

5. Методы обеспечения доп. обр. прогр. Формы, принципы, методы, теоретический материал, техническое оснащение.

6. Список литературы.

· для педагогов

· для учащихся (обязательный, дополнительный)

· Приложение.

Направленность образовательной программы.

Направленность образовательной программы - это обобщённое, идеальное определение результата - итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

· Развитие общества;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

 

2. Требования ФГОС общего образования к уровню подготовки выпускника.

· личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

· метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

· предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

Дидактические единицы:

Психология:

1. Особенности профессиональной мотивации.

 

Мотивация профессиональной деятельности рассматривается как совокупность мотивационных свойств и состояний личности в процессе его деятельности, побуждающих и регулирующих активность, обусловленную спецификой профессиональных задач. Иными словами, мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъектов.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Одной из наиболее известных является теория иерархии потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу разделяет потребности человека на следующие уровни:

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальной активности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самореализации.

Также мотивирующие факторы профессиональной деятельности условно можно разделить на 4 группы:

Личные (врожденные и сформированные) склонности и потребности в определенного вида активности.

Социально и культурно обусловленные мотивы как осознанные причины выбора профессии.

Латентные мотивы и глубинные переживания, порождающие стремление к выбранной профессии.

Особенности темперамента, непосредственно влияющие на то, как именно реализует себя личность в профессиональной деятельности.

Совокупность этих причин образует мотивационный контур, который и приводит личность в профессию. В каждом конкретном случае действие одних факторов ощущается сильнее, других слабее, а некоторых - может и совсем не ощущаться.

А.Г. Здравомыслов (1986) все многообразие мотивов трудовой деятельности сводит к следующим группам:

1. Материальная заинтересованность. При этом профессиональная деятельность рассматривается работником как необходимый путь для приобретения жизненных благ. Чтобы потребность в материальном вознаграждении не снижалась, необходимо уделять внимание оценке трудового вклада сотрудников, иначе может возникнуть противоречие между материальными интересами разных групп.

2. Интерес к содержанию и результатам выполняемой работы. Сюда относится потребность в максимальном проявлении способностей в процессе профессиональной деятельности, т.е. это мотивы инициативного и творческого отношения к труду.

3. Коллективистские установки человека. Данная группа мотивов связанна с потребностью каждого индивидуума быть среди людей, а также активно участвовать в жизни коллектива.

4. Осознание смысла работы, ее общественной значимости.

А.А. Блинов (2001) выделяет следующие типы работников:

1. Инструментально мотивированный работник ориентирован на материальное вознаграждение, причем данное вознаграждение должно быть выражено в денежном эквиваленте и выплачено немедленно. Такой работник индифферентен к нематериальным формам мотивации, целям профессиональной деятельности, форме собственности организации и работодателю.

2. Профессионально мотивированный работник ориентирован на реализацию своих профессиональных знаний и способностей; ему важны содержание труда и характер работы и свойственна профессиональная гордость.

3. Патриот (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что его мотивация к труду - это высокие идейные и человеческие ценности: построение справедливого общества, достижение равенства и социальной гармонии.

4. Хозяйская мотивация основана на приумножении богатства и достижения высокого уровня потребления. Работник с хозяйской мотивацией индифферентен к внешней мотивации и обладает хорошо развитой внутренней мотивацией, для него характерно наличие внутренней идеи, состоящей в постоянном увеличении собственных материальных благ.

5. Люмпенизированный работник характеризуется предпочтением к уравнительному распределению материального вознаграждения. Такой работник избегает ответственности и предпочитает работать в группе, при этом для него свойственно постоянное чувство зависти и неудовлетворенность порядком распределения благ.

Н.И. Дряхлова (1993) выделяет три приоритетных группы мотивов.

1. Мотивы трудового поведения. Данная группа мотивов основана на выборе сферы профессиональной специализации: уровня материального вознаграждения, призвания, престижа.

2. Мотивы реализации социальных норм. К этой группе относятся социально значимые ценности, в основе которых, с одной стороны, лежит социально-экономическая система в целом, а с другой стороны - организация, коллектив или определенная профессиональная группа. Среди данных мотивов можно выделить гражданские, морально-патриотические, идейно-политические, а также частные мотивы (коллективной солидарности, принадлежности к организации).

3. Последняя группа определяется выбором широкого круга социальных и профессиональных целей, оптимизацию жизненного цикла работника. Сюда можно отнести потребности в социальной и профессиональной мобильности, возрастной релаксации, потребность в преодолении статусно-ролевого и социально-психологического дискомфорта.

В процессе профессионального становления человека происходит смена мотивов профессиональной деятельности. При этом развитие и изменение мотивационной структуры субъекта деятельности в процессе освоения специальности идет в двух направлениях:

- изменение уровня профессионализации, что сопровождается изменением системы профессиональных мотивов;

- переход личных мотивов в трудовые мотивы.

На каждом этапе профессионального роста происходит изменение доминантных механизмов детерминации и целей трудовой деятельности. Если на начальных этапах профессиональной деятельности основным мотивом является цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то в последующем у работника начинают доминировать мотивы в стремлении изменить содержание и условия профессиональной деятельности.

Таким образом, несмотря на разнообразие существующих трактовок мотивации, во всех подчеркивается, во-первых, ее побуждающее, направляющее и регулирующее влияние на деятельность, во-вторых, многочисленность побуждений, образующих иерархию мотивации, в-третьих, ее динамичность и изменчивость.

 

 

Вопросы-задания:

1. Какие педагогические умения и способности проявил педагог? Ответ аргументируйте.

В данной ситуации педагог проявил следующие педагогические умения

1) умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой конкретных условий учебно-воспитательной работы;

2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных педагогу идей, знаний, навыков;

3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.

В данной ситуации педагог проявил следующие педагогические способности

- Дидактические способности (связаны с осуществлением информационной функцией педагога – передачей информации детям).

- Организационно-коммуникативные (осуществление организаторской функции и общение).

- Личностные способности (связаны, в основном, с осуществлением воспитательной функцией педагога).

- Специальные способности

Основной стержень педагогических способностей – расположенность к детям, которая пронизывает все стороны деятельности педагога (расположенность к детям - это сердечная привязанность к ним, желание с ними работать; чувство глубокого удовлетворения от общения с детьми, внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к ним).

Это единственная педагогическая способность, отсутствие которой у педагога ничем компенсировать нельзя. Маскировать её отсутствие, «притворяться», не удастся. Дети очень наблюдательны и чувствуют, искренне любит их педагог, любит свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность.

 

2. Каково назначение используемого педагогом приема? Охарактеризуйте современные образовательные технологии, направленные на освоение образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Назначение используемого педагогом приема - постановка игровой задачи и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Важной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.

· во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

· во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Современные образовательные технологии, направленные на освоение образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

· технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода

· технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

· технологии, основанные на создании учебных ситуаций

· технологии, основанные на реализации проектной деятельности

· технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

· ИКТ.

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

· открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

· инструменты «взрослой» информационной деятельности,

· среда информационной поддержки учебного процесса,

· гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

· современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ, выступают следующие:

o формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;

o освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами(прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

· создание проблемной ситуации,

· формулирование учебной проблемы,

· актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,

· поиск решения проблемы, открытие нового знания,

· применение нового знания,

· выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Технология работы с текстом

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

1. до чтения текста – просмотровое чтение;

2. во время чтения текста – изучающее чтение;

3. после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:

· фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);

· подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);

· концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

· осваиваются правила поведения и роли в группе;

· рассматриваются возможности самих групп;

· приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

· накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

· находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

· анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

· сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

· выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

 


Педагогическая задача 11.

 

ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Дидактические единицы:

Педагогика:

1. Понятие образовательной программы и ее структурные компоненты.

2. Требования ФГОС общего образования к уровню подготовки выпускника.

Дидактические единицы:

Психология:

1. Особенности профессиональной мотивации.

 

Педагогическая задача 11.

Сережа - довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.

Вопросы-задания:

1. Объясните причины поведения мальчика.

2. В чем должна состоять преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования? Какие компоненты готовности к школе не сформированы у ребенка и почему? Что не учел педагог в работе с первоклассником? Аргументируйте свой ответ. 

Дидактические единицы:

Педагогика:

3. Понятие образовательной программы и ее структурные компоненты.

Образовательная программа – модель пути достижения образовательного стандарта

Образовательная программа – нормативный документ, представляющий собой описание построения образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение стандарта образования учащихся с разными образовательными возможностями.

Виды программ:

По масштабу

· Комплексные – охватывают несколько сфер

· Предметные – направлены на что-то одно

· Порциальные – только часть пограммы

По новизне:

· Типовая - утвержденная и отработанная государством

· Модернизированная – адаптированная, скорректированная

· Эксперементальная – разработана как новая, и которая проверяется

· Авторизированная – новизны меньше 30 %

· Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа явлется эксперементальной.

По целям:

· Образовательные

· Обучающие

· Воспитательные

· Развивающие

· Оздоровительные

· Социализирующие

По сфере деятельности (что охватывает программа)

· Учебная

· Дополнительное образование

· Досуговая

· Общественно-полезная

По уровню усвоения:

· Базовая

· Углубленная

· Сокращенная

· Ориентационная

· Информационная

· Фундоментальная

· Прикладная

· Профессионально-ориентирующая

По срокам реализации:

· Длительные

· Краткосрочные (разовые)

· Среднесрочные

· Долгосрочные

По деятельности участников:

· Игровая

· Познавательная

· Научно-исследовательская

· Экспедиционная

· Тренинговая

· Праздничная

По области знаний:

· Естественно-биологическая

· Художественная

· Эстетическая

· Научно-техническая

· Интеллектуальная

Требования к разработке программ

Принципы:

· Детоцентризм – в центре суждения ставится ребенок

· Модульность

· Вариативность – должна содержать наборы видов действий, запас для гибкости

· Разноуровниевость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)

Инвариативная часть программы– жестко закрепленная, без вариантов

В программе по требованиям Министерства образования должно быть представлено:

Пояснительная записка

Здесь нужно дать ответы на глобальные, концептуальные вопросы:

· Обоснование актуальности (зачем это нужно современным детям; проблемы, потребности, значимость того, чему учит эта программа)

· Адресность (для кого предназначена эта программа – возраст, здоровье, и т. д.)

· Концептуальные идеи организации работы с детьми (в чем специфика, педагогические идеи)

· Обоснование логики построения программы

· Ожидаемый результат ( конкретные умения и навыки, которыми дети овладею)

· Методы отслеживания результативности (при помощи чего будет оценен результат)

Учебно-тематический план

Основные темы, блоки, расчасовка

Основное содержание программы

· Перечисление, чему будут научены дети

Учебно-методический комплекс

· Ответ на вопрос «как?»

· Перечисление тем, построение плана занятия, проблемных вопросов, арсенала средств, технологий, отдельных элементов

Библиография

2 вида:

1. для учащихся ( для детей, что они должны прочитать)

2. Для педагогов (что должны прочитать из списка методических книжек)

Приложение

Образцы работ, тетради учеников и т. д.

Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, как нормативный документ, еще должна быть разработана усилиями многих специалистов.

1. Характеристика свойств образовательной системы:

· актуальность цели;

· убедительное обоснование;

· легкость и гибкость внедрения;

· теоретическое и методическое обеспечение;

· профессиональная грамотность и практический опыт;

· единство объекта и субъекта, процедур и операций.

2. Признаки образовательной системы:

· разграничение;

· разделение;

· расчленение процессов на поэтапность;

· координация этапов процесса;

· однозначность выполнения процедур;

3. Содержательность образовательной системы:

· обоснованность степени сложности;

· наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

· каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.

Принципы разработки образовательной программы:

4. Модульность

5. Вариативность (прогр. гибкие)

6. Разноуровневость

Требования к программе:

· актуальность

· научность

· реалистичность

· полнота (наличие всех структурных элементов программы)

· целостность

· оригинальность (новизна)

Структура образовательных программ:

2. Титульный лист.

· название

· адресность

· срок реализации

· автор

· учреждение

· кто утвердил

3. Пояснительная записка.

· тип программы

· актуальность

· педагогическая целесообразность

· образовательные цели и задачи

· адресность

· основополагающие педагогические идеи (опора)

· подходы к выбору содержания форм работы

· формы и режим занятий

· ожидаемые результаты и способы их проверки

· формы подведения итогов реализации программы

4. Учебно-тематический план.

· перечень разделов тем

· разбивка на часы теоретических и практических занятий

· содержание дополнительных образовательных программ

7. Содержание доп. обр. прогр.

8. Методы обеспечения доп. обр. прогр. Формы, принципы, методы, теоретический материал, техническое оснащение.

9. Список литературы.

· для педагогов

· для учащихся (обязательный, дополнительный)

· Приложение.

Направленность образовательной программы.

Направленность образовательной программы - это обобщённое, идеальное определение результата - итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

· Развитие общества;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

 

4. Требования ФГОС общего образования к уровню подготовки выпускника.

· личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

· метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

· предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

Дидактические единицы:

Психология:

2. Особенности профессиональной мотивации.

 

Мотивация профессиональной деятельности рассматривается как совокупность мотивационных свойств и состояний личности в процессе его деятельности, побуждающих и регулирующих активность, обусловленную спецификой профессиональных задач. Иными словами, мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъектов.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Одной из наиболее известных является теория иерархии потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу разделяет потребности человека на следующие уровни:

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальной активности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самореализации.

Также мотивирующие факторы профессиональной деятельности условно можно разделить на 4 группы:

Личные (врожденные и сформированные) склонности и потребности в определенного вида активности.

Социально и культурно обусловленные мотивы как осознанные причины выбора профессии.

Латентные мотивы и глубинные переживания, порождающие стремление к выбранной профессии.

Особенности темперамента, непосредственно влияющие на то, как именно реализует себя личность в профессиональной деятельности.

Совокупность этих причин образует мотивационный контур, который и приводит личность в профессию. В каждом конкретном случае действие одних факторов ощущается сильнее, других слабее, а некоторых - может и совсем не ощущаться.

А.Г. Здравомыслов (1986) все многообразие мотивов трудовой деятельности сводит к следующим группам:

1. Материальная заинтересованность. При этом профессиональная деятельность рассматривается работником как необходимый путь для приобретения жизненных благ. Чтобы потребность в материальном вознаграждении не снижалась, необходимо уделять внимание оценке трудового вклада сотрудников, иначе может возникнуть противоречие между материальными интересами разных групп.

2. Интерес к содержанию и результатам выполняемой работы. Сюда относится потребность в максимальном проявлении способностей в процессе профессиональной деятельности, т.е. это мотивы инициативного и творческого отношения к труду.

3. Коллективистские установки человека. Данная группа мотивов связанна с потребностью каждого индивидуума быть среди людей, а также активно участвовать в жизни коллектива.

4. Осознание смысла работы, ее общественной значимости.

А.А. Блинов (2001) выделяет следующие типы работников:

1. Инструментально мотивированный работник ориентирован на материальное вознаграждение, причем данное вознаграждение должно быть выражено в денежном эквиваленте и выплачено немедленно. Такой работник индифферентен к нематериальным формам мотивации, целям профессиональной деятельности, форме собственности организации и работодателю.

2. Профессионально мотивированный работник ориентирован на реализацию своих профессиональных знаний и способностей; ему важны содержание труда и характер работы и свойственна профессиональная гордость.

3. Патриот (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что его мотивация к труду - это высокие идейные и человеческие ценности: построение справедливого общества, достижение равенства и социальной гармонии.

4. Хозяйская мотивация основана на приумножении богатства и достижения высокого уровня потребления. Работник с хозяйской мотивацией индифферентен к внешней мотивации и обладает хорошо развитой внутренней мотивацией, для него характерно наличие внутренней идеи, состоящей в постоянном увеличении собственных материальных благ.

5. Люмпенизированный работник характеризуется предпочтением к уравнительному распределению материального вознаграждения. Такой работник избегает ответственности и предпочитает работать в группе, при этом для него свойственно постоянное чувство зависти и неудовлетворенность порядком распределения благ.

Н.И. Дряхлова (1993) выделяет три приоритетных группы мотивов.

1. Мотивы трудового поведения. Данная группа мотивов основана на выборе сферы профессиональной специализации: уровня материального вознаграждения, призвания, престижа.

2. Мотивы реализации социальных норм. К этой группе относятся социально значимые ценности, в основе которых, с одной стороны, лежит социально-экономическая система в целом, а с другой стороны - организация, коллектив или определенная профессиональная группа. Среди данных мотивов можно выделить гражданские, морально-патриотические, идейно-политические, а также частные мотивы (коллективной солидарности, принадлежности к организации).

3. Последняя группа определяется выбором широкого круга социальных и профессиональных целей, оптимизацию жизненного цикла работника. Сюда можно отнести потребности в социальной и профессиональной мобильности, возрастной релаксации, потребность в преодолении статусно-ролевого и социально-психологического дискомфорта.

В процессе профессионального становления человека происходит смена мотивов профессиональной деятельности. При этом развитие и изменение мотивационной структуры субъекта деятельности в процессе освоения специальности идет в двух направлениях:

- изменение уровня профессионализации, что сопровождается изменением системы профессиональных мотивов;

- переход личных мотивов в трудовые мотивы.

На каждом этапе профессионального роста происходит изменение доминантных механизмов детерминации и целей трудовой деятельности. Если на начальных этапах профессиональной деятельности основным мотивом является цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то в последующем у работника начинают доминировать мотивы в стремлении изменить содержание и условия профессиональной деятельности.

Таким образом, несмотря на разнообразие существующих трактовок мотивации, во всех подчеркивается, во-первых, ее побуждающее, направляющее и регулирующее влияние на деятельность, во-вторых, многочисленность побуждений, образующих иерархию мотивации, в-третьих, ее динамичность и изменчивость.

Педагогическая задача 11.

Сережа - довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.

Вопросы-задания:

1. Объясните причины поведения мальчика.

У Сережи не полностью сформирована психологическая готовность к школе, недостаточно развита воля. Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия. У него отсутствует стремление предвидеть, преодолевать трудности, умение организовать рабочее место и свою учебную деятельность.

 

2. В чем должна состоять преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования? Какие компоненты готовности к школе не сформированы у ребенка и почему? Что не учел педагог в работе с первоклассником? Аргументируйте свой ответ. 

 

На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

 Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности НОД как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

У мальчика не сформированна психомоторная (функциональная готовность) – те преобразования, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.

Эмоционально-волевая готовность – она включает в себя:

· Произвольность поведения

· Формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построения плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

· Начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

· Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами.

· Позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно - потребностной сферы и сферы самосознания личности:

· Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Выражается в желании стать школьником, в итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

· Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга).

· Формирование самосознания и самооценки.

Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия. Например, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.

Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.

Доступность. Как только ребенок перестает понимать, о чем идет речь на уроке, он переключит свое внимание на другой объект. Поэтому необходимо изучать материал на основе имеющихся представлений у детей. По возможности любое объяснение должно быть проиллюстрировано конкретными примерами.

Также следует учитывать, что у шестилеток преобладает наглядное мышление. Значит, на уроке должны быть использованы яркие картинки, видеофрагменты, раздаточный материал, игрушки.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 5609.