Особенности профессиональной мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мотивация профессиональной деятельности рассматривается как совокупность мотивационных свойств и состояний личности в процессе его деятельности, побуждающих и регулирующих активность, обусловленную спецификой профессиональных задач. Иными словами, мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъектов.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Одной из наиболее известных является теория иерархии потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу разделяет потребности человека на следующие уровни:

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальной активности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самореализации.

Также мотивирующие факторы профессиональной деятельности условно можно разделить на 4 группы:

Личные (врожденные и сформированные) склонности и потребности в определенного вида активности.

Социально и культурно обусловленные мотивы как осознанные причины выбора профессии.

Латентные мотивы и глубинные переживания, порождающие стремление к выбранной профессии.

Особенности темперамента, непосредственно влияющие на то, как именно реализует себя личность в профессиональной деятельности.

Совокупность этих причин образует мотивационный контур, который и приводит личность в профессию. В каждом конкретном случае действие одних факторов ощущается сильнее, других слабее, а некоторых - может и совсем не ощущаться.

А.Г. Здравомыслов (1986) все многообразие мотивов трудовой деятельности сводит к следующим группам:

1. Материальная заинтересованность. При этом профессиональная деятельность рассматривается работником как необходимый путь для приобретения жизненных благ. Чтобы потребность в материальном вознаграждении не снижалась, необходимо уделять внимание оценке трудового вклада сотрудников, иначе может возникнуть противоречие между материальными интересами разных групп.

2. Интерес к содержанию и результатам выполняемой работы. Сюда относится потребность в максимальном проявлении способностей в процессе профессиональной деятельности, т.е. это мотивы инициативного и творческого отношения к труду.

3. Коллективистские установки человека. Данная группа мотивов связанна с потребностью каждого индивидуума быть среди людей, а также активно участвовать в жизни коллектива.

4. Осознание смысла работы, ее общественной значимости.

А.А. Блинов (2001) выделяет следующие типы работников:

1. Инструментально мотивированный работник ориентирован на материальное вознаграждение, причем данное вознаграждение должно быть выражено в денежном эквиваленте и выплачено немедленно. Такой работник индифферентен к нематериальным формам мотивации, целям профессиональной деятельности, форме собственности организации и работодателю.

2. Профессионально мотивированный работник ориентирован на реализацию своих профессиональных знаний и способностей; ему важны содержание труда и характер работы и свойственна профессиональная гордость.

3. Патриот (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что его мотивация к труду - это высокие идейные и человеческие ценности: построение справедливого общества, достижение равенства и социальной гармонии.

4. Хозяйская мотивация основана на приумножении богатства и достижения высокого уровня потребления. Работник с хозяйской мотивацией индифферентен к внешней мотивации и обладает хорошо развитой внутренней мотивацией, для него характерно наличие внутренней идеи, состоящей в постоянном увеличении собственных материальных благ.

5. Люмпенизированный работник характеризуется предпочтением к уравнительному распределению материального вознаграждения. Такой работник избегает ответственности и предпочитает работать в группе, при этом для него свойственно постоянное чувство зависти и неудовлетворенность порядком распределения благ.

Н.И. Дряхлова (1993) выделяет три приоритетных группы мотивов.

1. Мотивы трудового поведения. Данная группа мотивов основана на выборе сферы профессиональной специализации: уровня материального вознаграждения, призвания, престижа.

2. Мотивы реализации социальных норм. К этой группе относятся социально значимые ценности, в основе которых, с одной стороны, лежит социально-экономическая система в целом, а с другой стороны - организация, коллектив или определенная профессиональная группа. Среди данных мотивов можно выделить гражданские, морально-патриотические, идейно-политические, а также частные мотивы (коллективной солидарности, принадлежности к организации).

3. Последняя группа определяется выбором широкого круга социальных и профессиональных целей, оптимизацию жизненного цикла работника. Сюда можно отнести потребности в социальной и профессиональной мобильности, возрастной релаксации, потребность в преодолении статусно-ролевого и социально-психологического дискомфорта.

В процессе профессионального становления человека происходит смена мотивов профессиональной деятельности. При этом развитие и изменение мотивационной структуры субъекта деятельности в процессе освоения специальности идет в двух направлениях:

- изменение уровня профессионализации, что сопровождается изменением системы профессиональных мотивов;

- переход личных мотивов в трудовые мотивы.

На каждом этапе профессионального роста происходит изменение доминантных механизмов детерминации и целей трудовой деятельности. Если на начальных этапах профессиональной деятельности основным мотивом является цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то в последующем у работника начинают доминировать мотивы в стремлении изменить содержание и условия профессиональной деятельности.

Таким образом, несмотря на разнообразие существующих трактовок мотивации, во всех подчеркивается, во-первых, ее побуждающее, направляющее и регулирующее влияние на деятельность, во-вторых, многочисленность побуждений, образующих иерархию мотивации, в-третьих, ее динамичность и изменчивость.

 

Вопросы-задания:

Проанализируйте профессиональный стандарт педагога с точки зрения его назначения, структуры и содержания (Приложение 1).

 

Профессиональный стандарт — документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым умениям и знаниям.

Характеристика стандарта

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

· обучение;

· воспитание;

· развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

· Деятельность педагогов дошкольных учреждений.

· Деятельность педагогов начального образования.

· Деятельность педагогов основного и среднего образования.

· Модуль "Предметное обучение. Математика".

· Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

 

2. Как соотносятся требования профессионального стандарта педагога с требованиями к образовательным результатам федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Приложение 1, 2).

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – ПСП) призван дать новый импульс профессиональному развитию педагога. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, прежде всего инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. В ПСП определены основные требования к профессиональному уровню педагогических кадров, их квалификации, к личностным качествам педагога, таким как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда. Определенные требования в стандарте прописаны к коммуникативной культуре педагога, что указывает на значимость владения приемами общения, которые позволяют осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «человек-человек».

Педагогический анализ требований, прописанных в ПСП, показывает, что он является конкретным, объективным измерителем квалификации педагога. Квалификация педагога отражает уровень его профессиональной подготовки. Она складывается из его профессиональных компетенций, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способности их применения в решении профессиональных задач, от которых в целом зависит эффективность образования. Поэтому педагог должен иметь высшее образование – требование, отраженное в ПСП. Наряду с этим в области обучения от педагога требуется хорошее знание своего предмета, умение ясно, доходчиво излагать учебный материал, обладать высокой культурой речи, быть доброжелательным и уважать обучающихся, мотивировать их потребность к обучению, организовывать их совместную учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого. Педагог должен хорошо владеть современными педагогическими технологиями и техническими средствами обучения и воспитания. Он обязан демонстрировать знание предмета и программы обучения. Владеть умением планировать, проводить уроки и анализировать их эффективность.

Педагогическая деятельность требует от человека хорошего знания психологии людей, умения устанавливать и поддерживать деловые и межличностные контакты, уметь сотрудничать и координировать свою профессиональную деятельность с другими педагогами, осуществлять необходимое взаимодействие со своими коллегами. В данном случае общая культура педагога выступает фундаментом его профессиональной культуры. В области воспитательной работы педагог должен: владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной деятельности; владеть методами организации экскурсий, музейной педагогики, походов и экспедиций, используя их для расширения кругозора обучающихся; эффективно управлять классом, с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность и регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Педагог должен: ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения; устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления; уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, находить ценностный аспект учебного знания и информации, а также обеспечивать его понимание. Педагог должен: владеть методикой проектирования и создания ситуации или события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Уметь анализировать реальное состояние дел в классе (группе), поддерживать в коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать, если они оказались в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях; поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации, внося в них свой положительный вклад.

Что касается личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности обучающихся – это, прежде всего, знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся. Педагог должен владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу; быть готовым к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума; уметь отслеживать динамику развития обучающихся и составлять совместно с другими специалистами программу их индивидуального развития; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Педагог обязан принять и научить ценностям социального поведения всех обучающихся, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей их поведении, состояния психического и физического здоровья, привить им навыки поликультурного общения и толерантности. В обязанности педагога входит формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, образцов и навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Педагог должен обладать способностью, в ходе наблюдения, выявлять разнообразные проблемы обучающихся и оказывать им адресную помощь своими педагогическими приемами.

Таким образом, ПСП включает конкретные требования к обучению, воспитанию и развитию обучающихся, которые также отражены в содержании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), вводится во всех общеобразовательных организациях. В частности, и ФГОС ООО и ПСП выполняют благородную миссию основного общего образования, направленного на становление и формирование личности обучающегося. «Формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению» о чем говорится в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС ООО регламентирует организацию в осуществлении образовательной деятельности. Согласно ФГОС ООО педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии со ФГОС ООО, с учетом основной образовательной программы (ООП) и учебным планом. Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения и индивидуальные учебные планы.

Педагог должен обладать компетентностью грамотного подхода к разработке конкретных индивидуальных планов обучающихся, с учетом их особенностей и образовательных потребностей. Он должен проектировать индивидуальные образовательные маршруты; работать совместно с тьютерами и педагогами-психологами; осуществлять коррекционную работу и комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; формировать компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; создавать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся универсальных учебных действий; применять методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий, результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В соответствии со ФГОС ООО внеурочная деятельность, так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность педагогами реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей, а также с учетом имеющихся материально-технических условий. Педагог должен владеть формами, способами и направлениями организации внеурочной деятельности: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественнонаучные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен).

План внеурочной деятельности – обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы, поэтому педагог должен владеть умениями разрабатывать состав, структуру, определять общий объем направлений внеурочной деятельности. Он должен вести организационную и учебную документацию, предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т.д.

В соответствии со ФГОС ООО программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, в том числе: ·освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; ·формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности; ·формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, в том числе антикоррупционного сознания и норм здорового и безопасного образа жизни; ·развитие осознанных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни; ·формирование экологической культуры. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество.

 ФГОС ООО предъявляет требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования. Система оценки должна: ·закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ·ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы; · обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; ·обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы; · предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования. ФГОС ООО предъявляет конкретные требования к уровню профессиональной квалификации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу основного общего образования.

 Таким образом, сопоставив требования к профессиональному уровню учителя в контексте двух документов «Профессиональный стандарт «Педагога» и «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», видно, что эти требования не только не расходятся по каким-либо позициям, но дополняют, конкретизируют и регламентируют педагогическую деятельность, что отвечает Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой и непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

 

Какие трудовые действия, необходимые умения и знания, представленные в профессиональном стандарте педагога, могли быть востребованы учительницей в решении создавшейся ситуации. Обоснуйте свою позицию (Приложение 1).

Трудовые действия, необходимые умения и знания, представленные в профессиональном стандарте педагога, могли быть востребованы учительницей в решении создавшейся ситуации: участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации, планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами

Педагогическая задача 9.

ОПК-4. Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования.

Дидактические единицы:

Педагогика:

Содержание профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ребенка, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Своим происхождением профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Согласно Климову Е.А., объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек).

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик педагога входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

§ организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

§ коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

§ перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

§ экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

§ профессиональная работоспособность;

§ физическое и психическое здоровье.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру (Зимняя И.А):

1. Мотивация.

2. Педагогические цели и задачи.

3. Предмет педагогической деятельности.

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

5. Продукт и результат педагогической деятельности.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение детьми социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

§ научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат;

§ "носители" знаний - знание, воспроизводимое ребенком при наблюдении, организованном педагогом, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

§ вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

§ Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

§ объяснение;

§ показ (иллюстрация);

§ совместная работа;

§ непосредственная практика;

§ тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ребенка индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

§ его личностное совершенствование;

§ интеллектуальное совершенствование;

§ становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Выделяют 5 уровней продуктивной пед. деятельности

I репродуктивный – педагог умеет пересказать то, что знает сам.

II адаптивный – педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям детей.

III локально – моделирующий – педагог владеет стратегиями обучения детей знаниям, навыкам по определенным темам.

IV системно-моделирующий знания детей в целом.

V системно-моделирующий деятельность и поведение детей – педагог владеет стратегиями превращения тем в средство формирования личности учащихся.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.