Международная охрана атмосферного воздуха и воды от загрязнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с доктриной международного права международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды, т. е. состоит из международно-правового регулирования охраны вод, воздуха или атмосферы, почв, лесов, флоры и фауны.   Охрана окружающей среды в различных сферах.

Прежде чем перейти к вопросу о правовом статусе воздуха, необходимо определить взаимосвязь между понятиями "атмосфера", "атмосферный воздух" и "воздух". Атмосфера Земли (от греч. atmos - шар или сфера) означает воздушное пространство вокруг земного шара, вращающееся вместе с последним, а воздух - совокупность газов, из которых состоит атмосфера Земли. Когда речь идет о правовой охране воздуха, подразумевается совокупность мер, направленных на сохранение природного химического состава атмосферного воздуха, предотвращение его загрязнения выбросами

Атмосфера - это невидимая оболочка воздуха вокруг земного шара. Ее возраст исчисляется миллиардами лет. Атмосфера Земли - уникальное природное явление. У других планет Солнечной системы нет подобной оболочки. Большая часть атмосферы Земли состоит из азота и кислорода, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности всего живого мира на нашей планете. Атмосфера также имеет значение как один из специфических ресурсов влаги и важнейших звеньев общепланетарной циркуляции воды. Из поверхности океанов ежегодно испаряется 450 тысяч кубических километров воды, 2/3 этого объема в виде осадков возвращается в океаны, а оставшиеся 150 тысяч кубических километров, распространяясь по континентам, обеспечивают течение рек. Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и главным условием существования человечества. По своему физическому составу атмосферный воздух не может считаться ни неотъемлемой составной частью территории государства, ни объектом общего международного права собственности.

Охрана атмосферного воздуха по предмету правового регулирования охватывает следующие вопросы: ограничение выбросов серы, ее смесей и оксидов азота; стратегия борьбы с выбросами парниковых газов; ограничение выбросов улетучивающихся органических соединений; борьба с выбросами твердых органических загрязнителей; ограничение выбросов твердых металлов; защита от радиоактивного загрязнения; стратегия борьбы с выбросами газов, разрушающих озоновый слой, и др. Формирование международных актов, имеющих хотя бы косвенное отношение к охране атмосферного воздуха, началось в рамках международного гуманитарного права. Первым из них был Протокол о недопущении применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, веществ и бактериологических средств к Конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны. Положения об охране воздуха предусмотрены также в следующих международных соглашениях: - Договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; - Венская конвенция 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб; - Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. и др. Вопросы охраны атмосферы и предотвращения изменений климата являются основными экологическими проблемами современности. Кислотные дожди и глобальное потепление (парниковый эффект), возникновение озоновой дыры, прочие неблагоприятные атмосферные явления привели к созданию международно-правового режима, направленного на предотвращение подобных угроз. Основным этапом создания этого режима стала Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. Эта Конвенция была разработана в рамках Европейской экономической комиссии ООН по требованию Норвегии и Швеции ввиду выпадения кислотных дождей на Северную Европу. Сторонами Конвенции были развитые европейские государства. Задачи этих государств по Конвенции носили общий характер и состояли в обеспечении обмена информацией, консультаций, сотрудничества в сфере научных исследований, контроля (мониторинга) атмосферы. Поскольку наибольшая доля загрязнения приходилась на трансграничное загрязнение и виновниками загрязнения воздуха были и другие государства, необходимо вести консультации с этими государствами с учетом соответствующих требований.

Первым многосторонним международным договором, практически полностью посвященным вопросам охраны воздушной среды, является Конвенция 1979 г. В этой Конвенции определены общие обязательства государств по ограничению и сокращению трансграничного загрязнения воздуха.

Статья 1 Женевской конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г. содержит определение понятия "трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния". В этой статье отмечается, что "трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния" означает загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов. В ст. 2 Конвенции закреплены основополагающие принципы деятельности государств. В соответствии с этой статьей Договаривающиеся Стороны, учитывая должным образом соответствующие факты и проблемы, выражают решимость охранять человека и окружающую его среду от загрязнения воздуха и будут стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния.

Охрана вод

Океан - это “лёгкие” Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточение огромных богатств полезных ископаемых. Но научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана - интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжёлым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед человечеством стоит глобальная задача - срочно ликвидировать ущерб, нанесённый океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагубно скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человечества. В связи с этим в рамках международного права принимаются международные акты, позволяющие принимать меры, направленные на защиту и сохранение морской среды. Первостепенное значение в настоящее время из многих международных актов принадлежит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с ее нормами государства приняли на себя обязательства свести к минимуму выброс токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее путем захоронения; уменьшить загрязнение с судов, загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке ресурсов морского дна, и иных установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Особое внимание в Конвенции уделяется принятию государствами внутреннего законодательства в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны с точки зрения обеспечения в пределах этих территорий экологической безопасности.

Особое место в охране морской среды занимает международная охрана морских животных: китов, морских котиков, тюленей. На этих животных ведется активный промысел, создается угроза их исчезновения. В связи с этим международным правом выработаны правила, позволяющие контролировать действия субъектов, ведущих промысел указанных животных. Важнейшими международными актами по этому вопросу являются Конвенция по урегулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Путем заключения двусторонних договоров государства стремятся сохранить рыбные запасы Мирового океана и прекратить бесконтрольный рыбный промысел. Регулированию этих же вопросов посвящены и многосторонние акты: Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.; Конвенция об охране лосося в северной части Атлантического океана 1982 г. и другие. В соответствии с правилами международных актов ежегодно устанавливается оптимально допустимый улов, который распределяется между государствами. За судами, осуществляющими промысел, устанавливается международный и национальный контроль.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.