В соответствии с международными договорами сложилась определенная система межгосударственных органов, в функции которых входит международный контроль за деятельностью государств в сфере защиты прав человека.
Международные процедуры защиты прав человека (по презентации):
- рассмотрение докладов государства; - инспектирование; - расследование массовых нарушений прав; - рассмотрение межгосударственных и и индивидуальных жалоб.
В зависимости от того какую сферу действия имеют нормы о правах человека и на какую территорию распространяется правовое регулирование выделяются универсальная и региональные системы защиты прав человека.
Универсальная система защиты прав человека сложилась в рамках ООН, и в ней участвуют все государства. Универсальный механизм раскрывает деятельность международных организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод и защиты в случаях их нарушения. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, а также специальные органы: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств и другие. Специальные органы, контролирующие деятельность государств в сфере обеспечения прав человека и привлекающие их к ответственности в случаях нарушений, как правило, созданы на основе отдельных конвенций: Комиссия по правам человека - на основе Пакта о гражданских и политических правах; Комитет против пыток - на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Комитет по правам ребенка – на основе Конвенции о правах ребенка.Большую роль в защите прав человека в последнее время играют неправительственные организации. К последним относятся Международный комитет красного креста (МККК), Международная Амнистия и др.
В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система защты прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека. Страны – члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств – членов СНГ. Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами - членами в рамках Содружества. Механизмы защиты в рамках различных международных организаций имеют много общего: доклады государств о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посещение экспертами организаций государств - участников, процедуры рассмотрения межгосударственных жалоб. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением государствами рекомендаций, решений международных органов.
Наиболее эффективным является механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам обращаться с жалобой в международные органы. Протокол № 11 к Европейской Конвенции закрепил право на индивидуальную жалобу в качестве общепризнанного и обязательного. Юрисдикция Европейского Суда является обязательной, компетенция Комитета по правам человека имеет факультативный характер (ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах). В Комитет по правам человека частные лица могут обращаться с жалобами на Российскую Федерацию с 1992 года. Российская Федерация признала обязательной ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и право граждан на индивидуальное обращение.
На государства возложена обязанность обеспечивать права и свободы, изложенные в международно-правовых актах, каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией. Термин «каждый» подчеркивает универсальность прав и свобод, закрепленных международными актами. Это значит, что данные права и их защита гарантируются всем лицам: гражданам, иностранцам, лицам без гражданства; защита прав не зависит от дееспособности лица, т.е. заявителями в межгосударственные органы могут быть, даже дети и инвалиды.
При обращении в межгосударственные органы по защите прав человека нет необходимости устанавливать между человеком и государством - участником такую юридическую связь, как «гражданство», «местожительство» или «местопребывание». Заявитель не обязательно должен быть гражданином государства –нарушителя. Следует отметить, что не имеет значения также, находится ли лицо, права которого нарушены государством, на его территории законно или нет. Заявитель не обязательно должен находиться на территории государства-нарушителя, он может быть в пределах третьего государства. Достаточно того, что государство может осуществлять в отношении данного лица определенные властные полномочия.
В соответствии со ст. 34 Европейской Конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой.
Европейская практика имеет особенности. В Европейский Суд может подать жалобу «косвенная» или «потенциальная» жертва. Индивидуальные жалобы в межгосударственные органы по защите прав человека должны отвечать определенным критериям приемлемости.
Европейский Суд рассматривает жалобы на нарушение лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней.
требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты.
требуется от заявителей подавать свои петиции в Суд в течение 6 месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
учитывается доступность, целесообразность и эффективность внутренних средств защиты прав.
Международные акты называют и иные условия приемлемости. В соответствии со ст. 35 ЕКПЧ Суд (в соответствии со ст. 3 Факультативного Протокола - Комитет по правам человека соответственно) не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, которая является анонимной; - является по существу той же, которая уже была рассмотрена Судом, или является предметом другой процедуры международного разбирательства, и не содержит относящейся к делу новой информации;- является явно необоснованной;- представляют собой злоупотребление правом подачи жалобы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.