Раскройте отличие и взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения культурно-гигиеническим навыкам детей средней группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

· Воспитание культурно-гигиенических навыков;

 · Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать у детей. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности

Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в средней группе, нужны определенные условия: безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.

Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми.

Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В средней группе благодаря целенаправленным играм дети легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в средней группе следует применять индивидуальный подход.

 Четкое соблюдение режима дня.

В качестве индивидуальной работы можно использовать дидактические игр и настольные игры например:

Настольная игра «Подбери пару» Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений детям следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля» Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

Настольно-печатная игра «Как я провожу день» Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни. Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Для работы с группой можно использовать сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается» Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности. Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

 

 

13. В процессе образовательной деятельности по изобразительной деятельности педагог знакомил детей старшего дошкольного возраста с произведением Ивана Ивановича Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день». Педагогом был составлен рассказ о картине в следующем содержании:

Пейзаж написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее, городе Санкт-Петербург.

На картине изображен хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.

На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там, куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный и долгий летний день. Пейзаж выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой, светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины.

Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

Лес, изображенный художником, воспевает радость жизни, славит солнце. Ибо все, что озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

 

Вопросы-задания:

1. Какие требования предъявляют к структуре искусствоведческого рассказа при ознакомлении с живописью детей дошкольного возраста и были ли они выдержаны в предложенном варианте?

2. Что бы Вы изменили в представленном искусствоведческом рассказе? Обоснуйте свой ответ.

3. Какую последующую работу вы можете спроектировать по ознакомлению детей дошкольного возраста с данным произведением?

 

14. При проведении НОД по сюжетной аппликации педагог предложил детям изобразить свой день рождения. При вырезывании деталей у Миши не получалось получить заданную форму и обратился за помощью к педагогу. Воспитатель взял цветную бумагу и сам вырезал необходимый элемент для аппликации. Миша был крайне доволен получившимся результатом и в течение дня обращал внимание всех присутствующих на свою работу.

 

Вопросы-задания:

1. В какой возрастной группе, по вашему мнению, могла произойти данная ситуация и какие задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста могут быть поставлены?

2. Правомерно ли поступил педагог в заданной ситуации? Обоснуйте свой ответ. Каким образом вы бы поступили на месте педагога?

3. Какова технология выполнения аппликации детьми дошкольного возраста (возрастная группа на выбор)?

 

15.  Фрагмент музыкального занятия. Дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского). После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они – маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок («Июнь» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

 

Вопросы-задания:

1. Определите вид музыкального занятия, описанный в приведенном примере.

2. Как Вы считаете, какие задачи были поставлены педагогом в представленном фрагменте конспекта музыкального занятия?

3. Назовите вид музыкального творчества, к которому относятся творческие задания, представленные в описании.

4. Определите виды музыкальной деятельности детей на данном занятии.

 

16. В ДОО наблюдается нехватка кадров. При трудоустройстве сотрудник предъявил заведующему дошкольной образовательной организации трудовую книжку старого образца. Между тем, пролистав странички документа, заведующий обратил внимание на то, что оформлена она недавно.

Вопросы-задания:

1. Какие действия должен предпринять руководитель в данной ситуации:

- не заметив отступления от закона, принять документ и трудоустроить гражданина;

- отказать педагогу в трудоустройстве. Обоснуйте свое мнение.

2. На какие нормативные документы должен опираться руководитель при принятии данного управленческого решения?

3. Какие могут быть последствия в случае трудоустройства для самого сотрудника и руководителя ДОО?

 

17. В старшей группе ДОО работает опытный педагог. Она тактична, спокойна, хорошо владеет методикой работы с детьми данного возраста. Но родители одного из детей считают, что к их ребенку она относится необъективно, недооценивает его способности, мало привлекает его к выступлениям на празднике, часто указывает на плохое поведение, заносчивость. Конфликт заканчивается приходом родителей к заведующему ДОО. По итогам беседы с руководителем ДОО твердо решили, что ребенка следует перевести в другую группу.

Вопросы-задания:

1. Как должен поступить в данной ситуации заведующий ДОО?

2. Можно ли считать этот факт заслуживающим внимания всего педагогического коллектива с целью профилактики возникновения подобного инцидента? Если да, то, при каких условиях?

3. Какие существуют в ДОО локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения?

4. Каковы права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Законом об образовании в РФ (№273 ФЗ от 26 декабря 2012 года)?

 

18. Воспитатель подготовительной группы, первый месяц работающий в ДОО, предоставил заместителю заведующего по УВР на проверку рабочую программу с комплексно-тематическим планированием. Проанализировав содержательное наполнение планирования первой половины дня (см. Приложение), заместитель заведующего уже сделал серьезные замечания и провел методическую работу с данным педагогом.

Вопросы-задания:

1. Определите ошибки в комплексно-тематическом планировании воспитателя.

2. Назовите основные принципы планирования образовательной деятельности в ДОО.

3. Предложите свой вариант планирования второй половины дня в данной группе детского сада.

 

19. В детском саду на заседании на заседании педсовета разгорелась жаркая дискуссия по теме «Авторитет педагога в глазах современных детей и родителей»…

- Воспитателю приходится все время быть разным: когда-то настаивать на своем, а когда-то и согласиться с ребятами, даже если они совсем еще маленькие, уступить им, признать их правоту! И это только повысит авторитет педагога!

- Но такое признание наоборот подрывает наш авторитет, ослабляет позицию! Разве детям позволено обсуждать требования педагога? Если с детского сада дети будут капризничать и получать свое, тогда в школе не видеть ни порядка, ни дисциплины! Школьные учителя нам спасибо точно не скажут!

- Опасения ваши понятны, но чего стоит дисциплина, если она – следствие авторитаризма, что называется, из-под палки, под страхом, а не из уважения к воспитателю?

Вопросы и задания:

1. Кто из собеседников, по вашему мнению, прав? Аргументируйте свой ответ. На чем основан авторитет современного педагога, на ваш взгляд?

2. Раскройте социальные функции профессии педагога в современном обществе.

3. Приведите примеры методов и приемов, которые может использовать воспитатель детского сада для построения траектории своего личностного и профессионального роста. Какие из них вы уже применяли в своей практике профессионального обучения.

 

 

20. Возраст ребенка: 3 года

 Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Примерный ИОМ в соответствии с указанной проблемой (Приложение 1).

 

Предполагаемый результат

1. Развитие мелкой моторики пальцев.

2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир

 

Вопросы-задания:

1. Проведите анализ представленного индивидуального образовательного маршрута.

2. Насколько, на ваш взгляд, представленные формы работы с ребенком будут способствовать решению проблемы и возможности достижения предполагаемых результатов.

 

 

21.  В муниципальном автономном дошкольной образовательной организации г. Н. детский сад № 46 была запланирована и реализована следующая исследовательская работа:

Тема: Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей

Объект: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста образовательной организации

Предмет: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Методы:

- Наблюдение за детьми по выявлению исследовательских способностей

- Анализ результатов наблюдения

В реализации исследовательской работы принимали участие воспитатели старшей и подготовительной к школе группы, воспитанники группы и их родители, педагог-психолог, учитель-логопед.

 

Вопросы-задания:

1. Сформулируйте рекомендации для руководителей данной исследовательской работы по уточнению методологического аппарата

2. Спланируйте содержание деятельности педагогического коллектива в соответствии с этапами реализации исследовательской работы

3. Какие результаты могут быть получены в результате реализации исследовательской работы? В какой форме они могут быть презентованы?

 

22. Диана (6 лет),  выполняла исследовательскую работу на тему «История моей семьи». В ходе выполнения работы были сформулированы цель и задачи:

Цель:

- Изучить страницы жизни моей семьи

Задачи:

- Найти фотографии моих родных

- Представить генеалогическое дерево семьи

- Подготовить сообщение об этом своим друзьям

Вопросы-задания:

1. Какие виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в данной образовательной ситуации?

2. При организации работы над исследовательской работой традиционно выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Определите цель и содержание деятельности воспитателя и ребенка на каждом этапе при выполнении данной работы.

3. Предложите другие варианты тем исследовательских работ для детей подготовительной к школе группы.

 

 

23. Дима (4,5 года) бойко считает до ста. Но вопрос взрослого: «Сколько будет к двум прибавить один?» его смущает. Он говорит: «А давайте я лучше до ста посчитаю!».

 О чём свидетельствует данное высказывание ребёнка?

Вопросы-задания:

1. Как сформировать у детей дошкольного возраста осознанную счётную деятельность?

2. Каковы особенности формирования представлений о числе и развития количественных представлений у детей дошкольного возраста?

3. Раскройте технологии формирования представлений о числе и счётной деятельности у детей дошкольного возраста.

4. Какие навыки счётной деятельности должны быть сформированы у детей на каждом из этапов обучения?

 

24. После проведенной прогулки в детском саду дети старшего дошкольного возраста часто задают педагогу познавательные вопросы: «Почему снег бывает липким?», «Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый?», «Почему осенью растения увядают, желтеют и теряют листья?».

 

Вопросы-задания:

1. Предложите методы экологического образования, помогающие педагогу ответить на проблемные вопросы детей.

2. Определите структуру познавательно-исследовательской деятельности детей в природе.

3. Покажите взаимосвязь опытнической работы с другими видами детской деятельности.

4. Приведите примеры элементарных опытов экологического содержания, позволяющих найти ответ на возникшие вопросы детей.

 

 

25. В ходе наблюдения на прогулке за деревьями, педагог обратила внимание на пользу, которую приносит дерево человеку: "Из древесины березы делают фанеру, мебель, лыжи. Из березовых почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство...".

           

Вопросы-задания:

1. Определите тип отношения к природе, формируемый у детей в ходе наблюдения за деревьями. Обоснуйте свое мнение.

2. Обозначьте круг экологических представлений, рекомендуемых для формирования у детей старшего дошкольного возраста о растительном мире участка ДОО.

3. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации наблюдений с детьми за объектами природы.

4. Предложите цикл наблюдений за березой для детей дошкольного возраста с позиции формирования у них эстетического, познавательного и этического отношения к природе.

 

 

26. Фрагмент конспекта НОД по рисованию для детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам создать свое Лукоморье. Расставляем на фланелеграфе те предметы, которые Вы считаете нужным.

Воспитатель: Макар, что бы ты взял для начала?

Макар: Я возьму Дуб и помещу его на середину фланелеграфа.

Воспитатель: А если бы мы рисовали его, как бы ты это сделал?

Макар: Я бы взял толстую кисть и коричневую краску для ствола. Начал рисовал снизу вверх. Крону изобразит с помощью оттиском мятой бумаги и зеленой краски.

Воспитатель: Молодец! У тебя вышел отличный дуб.

Воспитатель: Что бы еще вы расположили здесь?

Марина: Мне бы хотелось еще у дуба посадить кота ученого. Я думаю, его место будет рядом с дубом, но чуть-чуть впереди, т.к. кот выглядит большим и пушистым и он к нам ближе.

Воспитатель: Хорошо, все верно. А как бы ты его изобразила на листе у себя?

Марина: Я бы воспользовалась трафаретом и клеевой кистью и методом тычка его изобразила.

Воспитатель: Какой формы у кота голова? Тело? Уши?

Марина: Голова похожа на круг. Тело на овал, а ушки напоминают треугольники.

Воспитатель: Умничка! Ты правильно расположила кота.

Воспитатель: Вот и готова наша сказочная страна! Так же, ребята, в наше Лукоморье можно поместить избушку на курьих ножках; небо украсить облаками, солнцем, и все остальное, как позволит ваша фантазия!

Воспитатель: Занимайте свои места. Прежде чем приступит к творчеству, нам необходимо свои пальчики подготовить…

Вопросы-задания:

1. Как Вы считаете, какие группы задач были поставлены педагогом в представленной НОД?

2. Какие методы обучения рисованию были использованы педагогом?

3. Спроектируйте заключительную часть НОД, используя представленный материал.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 860.