Обоснуйте необходимость физической готовности ребенка к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно забла­говременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья. 

Одной из наиболее актуальных задач обра­зовательной политики России является обеспече­ние равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

На этапе подготовки ребенка к школе основ­ным моментом в улучшении медицинского обслу­живания в детском саду должны стать преемствен­ность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОО.

Перед поступлением ребенка в школу необ­ходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его ус­ловиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здо­ровья детей старшего дошкольного возраста предлагается комп­лекс мер, направленных на охрану и ук­репление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и мето­дов физического воспитания дошколь­ников,которая включает в себя:

1. Комплексную психолого-физио­логическую диагностику развития ребен­ка и готовность его к школьному обуче­нию, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школь­ного" типа обучения детей дошкольного возраста.

3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

· рациональный режим дня, пост­роенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

· оптимальный двигательный ре­жим;

· эффективное закаливание;

· обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

· преобладание положительных эмоций у детей;

· использование психолого-педагогических приемов, направ­ленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях дет­ского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования обору­дования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).

5. Разработку образовательных технологий:

· занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художест­венная литература, просмотры видеофильмов, направ­ленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

· приемы выполнения упражнений, самомассажа, гим­настики для глаз, дыхательных упражнений, закали­вающих процедур;

· занятия, направленные на формирование представле­ний о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);

· формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

· приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);

· приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок- для достижения высокого качества работы по физической культурепланируются:

1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по раз­ным видам деятельности соответствующего ма­териала.

2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повы­шение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физическо­го развития и состояния здоровья детей.

3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здо­ровья.

3-й блок - модернизация содержания ра­боты с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных заня­тий пофизической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здо­ровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индиви­дуального развития ребенка в дошкольном уч­реждении.

3. Внедрение элементов креативной пе­дагогики с целью формирования положитель­ной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной ак­тивности.

4-й блок - для развития и совер­шенствования адаптивных и функцио­нальных возможностей детского орга­низманеобходимо использовать комп­лексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координацион­ных, ловкости, быстроты, движений, си­лы, скорости, гибкости).

5-й блок - взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультур­ным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом явля­ются:

· коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые за­нятия);

· индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — ано­нимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

· наглядно-информационное со­трудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);

· активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "воспита­тель — родитель — ребенок");

· посещение детьми занятий в школе, спортивных соревно­ваний.

На прогулке воспитатель предложил детям подготовительной к школе группы придумать новую подвижную игру с определенными основными движениями. Сначала дети совместно вспоминали, какие подвижные игры с этими движениями они знают, каковы их правила, какие атрибуты в этих играх используются. Затем воспитатель предлагает название новой игры и организует обсуждение возможного сюжета, правил, атрибутов и двигательных действий для развертывания этой игры. Каждое предложение воспитанника обсуждается группой и принимается (не принимается) путем голосования. Воспитатель обобщает принятые решения посредством комплексного описания новой игры и предлагает детям в нее поиграть.

Вопросы-задания:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 361.