Предложите методы, позволяющие уточнить представления у дошкольников об экосистеме леса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игровые методы

Игры с готовым содержанием и правилами:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

Беседа

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Не следует подбирать много иллюстративно-наглядного материала. Цель его использования- оживить впечатления детей помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

Уточняя знания детей и знакомя их с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлений. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей.

Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.

При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их.

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.

В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д.

Художественные картины - пейзажи, натюрморты - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

 

4. Опишите два-три варианта сюжетов путешествий в природу для детей данной возрастной группы.

Тема: «Путешествие в лес»

Воспитатель: Ребята, скажите, вы были с родителями в лесу?

Дети: да.

Воспитатель: а что больше всего вам понравилось в лесу?

Дети: отдыхать, грибы и ягоды собирать.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? Хотите выяснить?

Дети: да.

Воспитатель: ну, тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились.

Вот мы и в лесу.

2. Основная часть

Воспитатель: Итак, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку:

(педагог загадывает детям загадку):

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Дети: дерево.

Воспитатель: совершенно верно это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети: живое.

Воспитатель: почему так думаете?

Дети: потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

Воспитатель: с помощью чего деревья дышат?

Дети: с помощью листьев.

Воспитатель: правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?

Дети: ствол, листья.

Воспитатель: Ну, тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева)

Воспитатель: Саша начни. Какую часть ты взял?

Саша: корни.

Воспитатель: корни, что делают?

Саша: поглощают воду и питательные вещества из почвы.

Воспитатель: а еще корни удерживают дерево. Арина, ты какую часть взяла?

Арина: ствол.

Воспитатель: какую функцию выполняет ствол?

Арина: по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

Воспитатель: Маша, что есть на ветках?

Маша: есть листья, цветы, плоды.

Воспитатель: ребята, что выделяют листья?

Дети: кислород, а поглощают свет, плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

Воспитатель: когда листья падают, они гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Воспитатель: предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?»

Воспитатель: Ну, тогда в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Дидактическая игра «Для чего нужно дерево?»

Воспитатель: в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

Дети: это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса; это место для постройки гнезда; для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок; для зайца это пища, зимой кора, укрытие; для художника это объект для картин; для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть; дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.

Воспитатель: молодцы. Ребята, посмотрите сюда и скажите, что изображено?

Дети: деревья.

Воспитатель: какие?

Дети: береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: давайте подберем листочки для каждого дерева.

(Дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья». Воспитатель предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево).

Воспитатель: молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками?!

Физкультминутка «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки дружно разведем.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Воспитатель: как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?

Дети: конечно.

Воспитатель: а как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Чего нельзя делать, чтобы сохранить такое лесное богатство?

Малоподвижная дидактическая игра «Можно – нельзя»

(дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зеленый обруч).

Воспитатель: давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки? Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю, и поиграем в игру «Что растет в краю родном?». Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопайте в ладоши, если нет – то показывайте пальчиком «отрицание». (яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.).

Воспитатель: ребята, какие вы молодцы. Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?

Дети: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.

Воспитатель: ребята, если в лесу растут одни ели , сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

Дети: хвойный.

Воспитатель: правильно. А если в лесу больше всего берез, рябин, осин, тополей, как мы назовем такой лес?

Дети: лиственный.

Воспитатель: а как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

Дети: смешанный.

Воспитатель: я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

(Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса).

Воспитатель:

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу.

Уважает тишину!

Воспитатель: молодцы ребята!

3. Итог (рефлексия)

Воспитатель: ребята скажите, где мы побывали?

Дети: в лесу.

Воспитатель: как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Дети: да.

Воспитатель: давайте, ребята мы наше с вами панно отнесем маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы.

 

«Путешествие с лесником»

1. Ребята, сегодня прогулка у нас будет необычная т.к. вместе с нами будет «лесник». Кто это? Чем он занимается? (ответы детей) А «лесником» будет человек, в шкафчике у которого окажется зеленая карточка. (ребята проверяют её наличие)

2. Роль «лесника» сегодня выполняет Толик. Ребята, Толя впервые будет в такой роли, поэтом у мы с вами поможем ему. (Воспитатель вручает конверт с картой следования детей). Дети одеваются и выходят из группы на улицу. Толя разворачивает карту: - Мы проходим мимо деревьев. Как они называются? (сосны) А вокруг них что растет? (кустарники-розы) Что вы знаете о сосне? (ответы детей).

- Идем прямо и видим другие вечнозеленые деревья. Как они называются? (туи) Ребята, а какую загадку можно вспомнить про эти деревья.

Зимой и летом

Одним цветом

- Поворачиваем налево, делаем 5 шагов и смотрим вправо. Что видите пред собой? (деревья - ива, липа, кустарники – сирень) Что вы можете о них сказать? (они без листьев)

Воспитатель: Ребята, мы еще не все деревья узнаем без листьев, поэтому на каждом растении висит табличка с названием.

- «Лесник» обращает внимание на дерево липа, т.к. на ветке этого дерева висит конверт. Воспитатель просит по очереди дотронуться до него, затем снимает послание.

Вместе с детьми читает: «Идите прямо и перед Вами появится ива и рядом пень, на котором оставили корзину. Возьмите ее с собой.» (Дети выполняют задание)

- А что в корзине? (липовый цвет, каштаны, орехи)

Воспитатель: Уважаемый лесник! Куда нам дальше идти? – Прямо. Дойти надо до березы и остановиться.

Ну, а пока мы ищем березу, давайте поговорим о погоде? Какая она сегодня? (ветреная, облачная, пасмурная, солнечная и т.д.) А небо какое? (серое, хмурое, темное). А про какое время года мы сейчас разговариваем? (осень). А как вы думаете, сейчас начало осени или середина? (середина).

- А вот и береза. Как вы ее узнаете? (по стволу и веточкам). Ксения прочитает стихотворение о березе.

- Ребята, смотрите карте знакомое место: здесь и ясень и липа и орех и каштан.

- Девочки бегите к липе, а мальчики к ясеню. Молодцы. А теперь поиграем в «Лесные пятнашки». Правила такие: «салить» нельзя детей которые находятся рядом с деревом, тесно прислонившись к нему спиной или обхватив его руками.

- А что же нам делать с корзиной? А мы поиграем так: отнесем плоды из нее к деревьям на которых они выросли.

- Уважаемый «лесник», как ты думаешь, хорошо дети знают кустарники и деревья? В своем детском саду знают, но еще много есть деревьев. Надо изучать дальше родную природу. Спасибо за совет.

- А сейчас ребята, давайте вместе с лесником потрудимся на нашей полянке. (дети убирают мусор, ветки)

Путешествие в мир осени

Ребята, сегодня к нам пришёл гость, он просит нашей помощи. А кто этот гость, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он – (Медведь)

Мишка: Здравствуйте ребята, я очень люблю играть и веселиться, а моя мама заставляет меня всё время кушать, и говорит, что я скоро буду очень долго спать. А я не пойму, почему мне надо много кушать и долго спать. Мама мне дала пять конвертов, и сказала, что, когда я разгадаю загадки из них, я сам все пойму. Но я не могу сам их разгадать, поможете мне? (Да)

Воспитатель: Давай нам первый конверт, Миша. Так, тут загадка

Стоит Алёнка:

платок зелёный,

Тонкий стан,

и белый сарафан.

(Береза)

Воспитатель: У нас есть карта всех объектов на участке нашего дет. сада. Давайте Ярик поведет нас к березе, пользуясь картой.

— Вот мы и пришли к березе. Смотрите, ребята, на ней висит листок с загадкой:

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без. (Кислорода)

Воспитатель: Как связаны кислород и береза?

Дети: Листья вырабатывают кислород.

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Воспитатель: Расскажите мне, что вы видите? (ответы детей)

— Лист состоит из двух частей: листовой пластинки — это то, что мы привыкли называть листом, и черешка — это его стебелек. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. На листе очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок. Жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зерен. Зерна так малы, что не разглядеть.

Они готовят дереву пищу. Корни дерева высасывают из земли воду. В этой воде растворено много нужных растениям веществ. Зеленые зернышки берут нужные вещества из воздуха и воды и строят новые веточки, листочки, ствол и корни, но самое главное – для такой работы им нужен солнечный свет. С утра до вечера они ловят солнечные лучи. За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки.

Мишка: Но откуда же берется желтая краска? Ведь летом вся листва зеленая…

Воспитатель: желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл.

Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Мишка: Ну и что? Сейчас тоже светит солнце, почему же листья желтые?

Воспитатель: Летом день очень длинный, и растения получают много солнечного света, постоянно вырабатывается хлорофилл. С наступлением осени день укорачивается, солнечного света листьям не хватает. Хлорофилл разрушается. Листья стареют. Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет. Деревьям нужно очень много воды. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды. Когда приток влаги к листьям прекращается, все еще продолжается испарение воды через их поверхность. Вот почему листья желтеют осенью. Они защищают свое дерево от гибели. Если бы они остались на дереве, то из ветвей через их поверхность сразу же испарилась бы вся влага. А для того чтобы дереву сбросить их, сначала нужно превратить листья в омертвевшие, которые затем и опадают. Сами упавшие листья тоже приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево. -Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим. Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажное солнце, мешочек с землей.

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

— Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло).

Варианты ответов:

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

Воспитатель: Смотрим, что во втором конверте.

Загадка:

Под орехом, под елками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Воспитатель: Давайте Алиса поведет нас к ореху, пользуясь картой.

Дети: Здравствуй ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята. Я очень тороплюсь, я боюсь не успеть…

Мишка: Куда ты спешишь? Что ты боишься не успеть?

Ёжик: Белка набрала здесь недавно полную корзинку грибов. Мне тоже нужны грибы и орехи, сейчас самое время их собирать. Но я тут их не вижу.

Воспитатель: Давайте поможем ёжику найти грибы и орехи. Где мы будем их искать?

Дети: Вот полянка. Она вся укрыта опавшими листьями. Под листьями орехи. Давайте уберем листья и соберем в корзинку ёжику орехи.

Воспитатель: А что мы будем делать с листьями? Просто раскидаем их?

Дети: Нет. Мы соберем их и положим под деревья, ведь это удобрение для них.

Мишка: Какие вы молодцы. Вы много знаете. Скажите мне, зачем ежику столько грибов и орех? Ведь он столько не съест?

Дети: Это запасы на зиму, зимой для него будет очень мало пищи, и он будет питаться своими запасами

Воспитатель: Давайте поиграем с ёжиком. Для закрепления и расширения знаний о лесных жителях предлагаю детям игру «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вот и третий конверт.

Загадка

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка (скворечник)

Воспитатель: Достаём нашу карту, пошли.

Домик для наших птиц пустой. Никто в нем не живет. Где скворцы? (ответы детей)

— Да, они улетают в тёплые края. Почему? (ответы детей)

— С исчезновением насекомых происходит постепенное исчезновение птиц. Птицы исчезли с участка, их нет в парке, лесу.

Мишка: А что делают осенью насекомые?

Дети: Они прячутся в трещины, под кору деревьев на зиму. Закопались глубоко под листьями. Птицы испытывают недостаток в пище, поэтому их надо подкармливать.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Летает – не летает» (для закрепления вида птиц). Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Воспитатель: Давай нам четвертый конверт, Миша.

Вот загадка:

Надевает дедушка кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева — свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

Воспитатель: Достаём нашу карту, пошли.

Почему на огороде ничего нет?

Дети: Потому что осенью собирают урожай.

Воспитатель: Правильно, а что собирают с огорода, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я … (Кабачок)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках. (Морковка)

Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне (Свёкла)

Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Осень здоровается с детьми, и замечает Мишку:

— Почему ты в детском саду, Миша? Тебя мама медведица ждет дома.

Дети и Мишка рассказывают о задании и о своем путешествии.

Осень: Теперь ты понимаешь, почему тебе надо много кушать и долго спать?

Мишка: Да, я понял. Сейчас наступила осень, а осенью животные, птицы и природа готовятся к зиме. Скоро наступит зима, а медведи зимой спят. Ребята, я попрощаюсь с вами, и побегу домой, меня мама ждет. (дети прощаются)

Осень: Вставайте в хоровод!

Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень:

– Принесла я вам муки!

Значит, будут пироги!

Принесла вам гречки!

Каша будет в печке!

Ну а яблоки, что мед,

На варенье, на компот!

Принесла вам меду!

Полную колоду!

Принесла вам овощей!

И для супа, и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к клену).

Пальчиковая игра «Мы – листики осенние».

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз).

Ветер снова набежал

И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед)

Осень:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый дуб,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом –

Вся земля желта кругом! (И. В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

10. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Вопросы-задания:

1. Предложите примерный план действий педагога с родителями Сережи.

Взаимодействие ДОУ и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.

1. Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.

2. Место проведения. Работа может проводится в помещении ДОУ или за его пределами.

3. Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, социальный педагог, заместитель заведующего, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети.

5. Задачи взаимодействии с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включение их в деятельность ДОУ.

6. Характер взаимодействие педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.

7. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности

 

При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать:

· тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

· тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);

· образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).

Работа с родителями включает в себя проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-пространственной среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Педагоги ДОУ используют в своей работе следующие формы и методы:

· Интерактивная форма: анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.

· Традиционная форма: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

· Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах.

· Государственно - общественная форма: создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьёй выделяется несколько этапов:

I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:

1. Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

2. Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?

3. Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?

4. Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?

5. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.

IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.

 

1. На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.

2. Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

3. Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

 Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:

• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

• Проведение групповых консультаций, бесед.

• Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.

• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Сегодня закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.

Примерный план действий педагога с родителями Сережи.

1. провести индивидуальную беседу с родителями. Целью, которой является выяснение более подробной информации о взглядах родителей на формирование ЗОЖ и культурно - гигиенических навыков Сережи. Для того чтобы построить дальнейший план работы с семьей.

2. Консультирование родителей медицинским работником ДОО

2. Беседа Что такое ЗОЖ? – объяснить о необходимости формирования ЗОЖ.

3. Консультация: Здоровьесберегающие технологии в ДОО – Для того чтобы родители знали, что в ДОУ проводится комплекс разных мероприятий направленных на укрепления здоровья детей.

4. Оформить папку-передвижку на тему ЗОЖ и культурно-гигиенических навыках.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 692.