О каких ориентирах в восприятии времени свидетельствуют детские высказывания? Каковы особенности восприятия дошкольниками частей суток и дней недели?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).

Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Маша считает, что утро бывает, когда она идет в детский сад, то есть ориентиром для нее является поход в детский сад.

Саша знает, что после субботы будет воскресенье, так как ориентиром является поход в театр.

Дети дошкольного возраста не видят логики временных отношений (А.А.Люблинская). В своих рассказах они часто грубо нарушают последовательность событий, выводя на первый план наиболее значимые для них моменты жизнедеятельности. В их речи наблюдается смешение различных временных терминов, их путаница (сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро, вчера-сегодня-завтра, части суток, дни недели, месяцы года)

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы:

· объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира

· субъективные: а) постоянные – приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.

Особенности овладения навыком различения частей суток:

1. Неравномерность в овладении названиями частей суток. Слова "утро" и "ночь" дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами "утро" и "ночь" дети стремятся называть все части суток.

2. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Дети заменяют названия частей суток называнием видов деятельности.

3. Отсутствие представлений, связанных с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета "утро", не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос "когда?".

 

2. Составьте консультацию для педагогов на тему: «Методические приёмы ознакомления дошкольников с частями суток и днями недели».

 

Части суток

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы:

· объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира

· субъективные: а) постоянные – приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.

Особенности овладения навыком различения частей суток:

1. Неравномерность в овладении названиями частей суток. Слова "утро" и "ночь" дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами "утро" и "ночь" дети стремятся называть все части суток.

2. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Дети заменяют названия частей суток называнием видов деятельности (когда мы занимались).

3. Отсутствие представлений, связанных с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета "утро", не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос "когда?".

Младшая группа.

Основная задача: различение частей суток по субъективным показателям: собственная деятельность, опыт.

Приемы:

1. уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток

2. рассматривание иллюстраций с изображением деятельности детей: "Что дальше?", "Что сначала, что потом"

3. игры с предметами, картинками "Когда это нужно?"

4. словесные игры "Узнай по описанию", "Когда это бывает?"

5. чтение художественной литературы

Средняя группа.

Основная задача: уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знаний о деятельности взрослых, по объективным показателям; сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.

Приемы:

1. беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток

2. наблюдение за объективными показателями

3. рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями

4. игры с картинками "Когда это бывает?", "Разложи по порядку"

5. моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия "сутки"

6. игры с моделями "Продолжи ряд", "Путаница", "Что пропало?", "Угадай по описанию"

7. формирование понятий "Вчера, сегодня, завтра" на основе фиксации яркого события, оживления его в памяти, рассматривание моделей

словесные игры "Подскажи словечко"

9. упражнения на уточнение представлений "быстро – медленно", "раньше – позже", "сначала – потом", "давно – скоро", "до – после"

10. игры – путешествия "В утро"…

Старшая группа.

Основные задачи: уточнить представление о сутках; сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе. Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени.

Приемы:

1. беседы с детьми с целью выявления имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (сб, вс), каждый день имеет свое название (сегодня …, вчера …, завтра … потом …)

2. чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или цвет.

3. каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня

4. через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие "неделя" – 7 дней

5. игры "Лови, бросай, дни недели называй", "Неделя, стройся", Какой день пропал?", Что дальше?", "Найди соседей", "Узнай по описанию" (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности)

6. беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней

7. чтение художественной литературы

8. моделирование – спираль

9. расписание занятий по дням недели (в картинках)

10. работа с календарем (значение)

11. развитие "чувства времени"

12. последовательность событий (лента времени): малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка

Дни недели

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную'характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения.

Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах.

В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год.

 Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки

Первое занятие по ознакомлению с календарем проводят в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать.

Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: "Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?"

На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дети действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному. (Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?) Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно.

 Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные: "Незнайкина неделя"; "Найди пару"; "Какой день недели спрятался?"; "Чья неделька быстрее соберется"; "А ну-ка, угадай"; "Отправь поезд"; "Дни недели"; "Лови, бросай, дни недели называй". Можно почитать стихи: "Муха - чистюха" Я. Бжехва; "Неделя" (считалка). Стихи о днях недели.

Плоскостная модель недели , диск «Неделя» -Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней

В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев; как они называются).

Задаются те же вопросы: Сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? Какой праздник на днях все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? и т.д.

В результате пользования календарем в течение года дети приобретут систематизированные знания.

Потребуется всего четыре занятия и несколько обобщающих игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

 

6. Воспитатель: К нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает, из какого ма­териала нужно сделать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Незнайка подсказал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.

Для того чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свойствами металла. А помогут нам в этом наши волшебные картинки (модель). (Выставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)

 Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.

- Выберите металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.

- Как узнать, твердый ли металл? (Надавить) Что узнали о твердости металла?

- Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите метал­лический брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?

 - Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узна­вали, что стекло непрочное? (Стекло разбилось, когда его уронили) Как узнавали, прочное ли дерево? (Сжали, уронили) Что произошло с дере­вом? (Ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (Ни­чего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (Воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети конста­тируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металличе­ский брусок) Что же прочнее, дерево или металл? Как мы это узнали? Хо­рошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?

О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, горит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металличе­ский брусок к пламени спиртовки). Горит ли металл? Потрогайте металли­ческий брусок, который я держала над пламенем, Что с ним стало? (На­грелся) Так что же обозначает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не горят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью кото­рой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл нагревается и легко проводит тепло?

- Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (Взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить). Давайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого металла?

- Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? («гладкость, блеск», «прозрачность»). Гладкий или шероховатый метал? Как узнали? Блестит ли металл? Как узнать? (Посмотреть на свет: отражается ли в нем что-нибудь). Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (Она гладкая и блестящая).

- Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металла сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?

- Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали сегодня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла. О каких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторожен? (Воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).

 

Вопросы-задания:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 386.