Формы организации обучения дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс обуч-я детей дошк. возраста всегда обликается.в определ. форму ( игра, практ.деят., занятия). Осн. формой организации обуч-я явл. занятие.

Занятие – это форма обуч-я дошкольников, обязательная для каждого ребенка. Для занятий отведено спец. время (1 пол. дня). Учебной программой дошк. образ. определена длительность любого занятия.

 Любое занятие имеет свою структуру:

1часть. Вступительная. По своему характеру организационная. Собирается вним. детей, установка на поведение детей и обязат-но использов. заинтересовывающих моментов.

2 часть. Основная часть занятия, в которой организов. познав. деят. детей. , через разные методы и приемы. Целью работы в этой части могут быть озн-е с новым матер., закрепление ранее изученого. В этой же части педагог может использов. практ. деят. детей

3часть. Заключительная. Итог занятие, анализ. В этой части очень важно подвести не только итог, но и сделать анализ по работе каждого ребенка.

В зависимости от дид-х целей различают занятия разных типов:

1. Занятие по сообщению детям новых знаний. На таких занятиях детям ставятся задачи, с которыми они не знакомы или мало знакомы.( Набл. за объектом, чтение худ произв., рассматрив. картин и т.д.)

2. По закреплению и систематизации полученых знаний. В содержание занятий входят беседы, сравнительное набл. 2-х предметов, набл. за новыми явлениями.

3. Комбинированные занятия . Это занятия , в которых сочет. ранее усвеные знания с новым материалом.

4. Комплексные занятия. Предполагают решение задач из разных образоват. областей и в соотв. с этими областями неск. структурных частей.

5. Интегрированные занятия. Предполагает использование знаний из одной образ. обл. при решении задач из другой образ. обл.

К проведению занятий предъявл. гигиенические требования:

А. занятия должны проводится в чистом проветрив. и хорошо освещенном помещении (режим проветрив).

Б. Дети должны сидеть за мебелью соотв.возрасту и росту детей (маркировка). Это требов. вызвано необход. формирован. у детей правильной осанки.

В. Педагог должен обеспечить нормальную физ. и умств. нагрузку, недопостимо переутомл . детей.

Г. Весь наглядный матер. должен быть расположен на уровне глаз детей , на расстоянии не более 1,5 м. от впереди сидящего ребенка.

Д. Дети с ослабленным зрением должны сидеть как можно ближе к нагл. матер. и педагогу.

Е. После занятий по изо деят. все дети должны вымыть руки.

Организационные и дидактические требования к педагогам:

1. К каждому занятию педагог определяет прогр. содержание, соотв возрасту и требованию программы.

2. Педагог обязан проанализир. метод. лит. и отработать тот материал, методы и приемы , которые будут соотв. уровню развития воспитанников.

3. Педагог обязан продумать организ- цию детей в каждой части занятия.

4. Педагог должен обеспечить логическую взаимосвязь между всему частями занятий.

5. Педагог должен обеспеч. приемств. в содержанию данного занятия и предыдущ.

6. Каждое занятие педагог должен подвергать самоанализу. Найти слабые места и хорошии моменты.

25. Своеобразие проявления начал патриотизма у детей дошкольного возраста…

В современном обществе одной из гл. задач воспитания личности явл-ся воспитание гражданственности, патриотизма и самосознания. Гражданственность предполагает наличие в человеке чувства собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность, уважение и доверие к др. членам общества. Цель гражд. воспитания – воспитание в чел-ке тех нравственных идеалов, кот. присущи обществу, желание трудиться на благо общества. Национальное самосознание – это осознание личностью объективного факта принадлежности самого себя какому-то национальному сообществу и осознание понимания отличий своей национальности от других. Патриотизм – это чувство проявляющееся в любви к родине, родным местам, близким, готовность приложить усилия для процветания родины. Родина в широком смысле – географическое пространство, страна, где чел-к родился и вырос; малая родина ассоциируется с конкретным местом рождения. Содержание гражданского и патриотического воспитания детей: 1)природоведческие сведения о стране,2)сведения о жизни, традициях бел. народа, 3)сведения из истории семьи, родины, 4)сведения соц. хар-ра (символика, столица). Сведения даются по принципу от простого к сложному, от малого к большому. Средства гражд. воспитания: природа, худож. лит-ра, произведения искусства, в том числе и народно-прикладное, музыкальные произведения, народный фольклор. Методы патриот. воспитания: 1)личный положит. пример, 2)рассказ взрослого с рассматриванием иллюстраций, 3) чтение произведений худ. лит-ры, 4) рассматривание образцов декоративно0прикладного искусства, 5) слушание и исполнение муз. произведений, 6) этические беседы, 7) праздники в детском саду.

Социально – нравственное воспитание дошкольников (НВД) на современном этапе

НВД – целенаправленный педагогический процесс воздействия педагога на личность ребёнка по формированию у него нравственных чувств, этических представлений, развитие у детей норм и правил поведения, определение отношения детей к себе, другим людям, к вещам, к природе и т.д.

Нравственное развитие – сложный процесс качественных изменений в нравственных чувствах, представлениях детей, навыках и мотивах поведения детей.

Вопросами НПД занимались педагоги: Леонтьев, Мухина, Марнова, Нечаева. Они считали, что уже в раннем детстве у ребёнка формируется первичный опыт общения с окруж. Людьми. Особую роль в ВНПД отводили примеру взрослых и семейному воспитанию.

Педагог решает задачи:

1. Воспитание у детей нравственных чувств. (Чувства – это особое отношение ребёнка к явлениям окружающей действительности). В процессе НВД форм-ся высшие чувства (отношение к самому себе и другим людям). К высшим относ-ся эстетические и интеллектуальные чувства.

2. Формирование у детей навыков и привычек нравственного поведения (организованность и дисциплинированность, самостоятельность и исполнительность. Главное – сформировать потребность в этих привычках.

3. Формирование нравственного представления и мотивов поведения (решается через объяснение)

Принципы воспитания:

1Целенаправленности 2. Комплексного воспитания 3. Воспитание в деятельности 4. Взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка 5. Опора в воспитании на положительные качества ребенка 6. Воспитание детей в коллективе 7. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Методы НВ – это те способы воздействия на личность ребёнка, с помощью которых педагог решает задачи НВ. 1.группа методов формирования навыков и привычек нравственного поведения: а)метод приучения детей к положительным формам общественного поведения(здороваться, благодарить) приучаются через многократные упражнения; б)метод поручения; в) метод организации воспитателем деятельности, которая носит общественно-полезный характер (коллективный труд). 2 группа методов формирования нравственных представлений, суждений, оценок: а)беседы на этические темы, б) метод убеждения; 3. группа методов коррекции поведения: а)методы поощрения и наказания. Пед требования при использовании поощрения: поощрять умело и своевременно, поощрение должно содержать конкретное определение, д.б. заслуженным, не может даваться одним и тем же детям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Формы наказания: замечание, лишение ласки, отказ от общения с ребенком, лишение развлечений, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками, предупреждение, что об этом узнают другие, обсуждение проступка при всей группе. Требования:1)наказание выносится только за аморальный поступок, любое наказание д.б. адекватно проступку, справедливым, д. сочетаться с требовательностью, никто не должен вмешиваться, соблюдать такт и уважение к ребенку, отслеживать реакцию ребенка на наказание, помнить о мере наказания. Наказание и поощрение могут использоваться взаимно дополняя друг друга.

Культура поведения дошкольников (КПД) – это совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения ребенка в быту, в разных видах деятельности, в обществе в целом. КП необходима для успешной социализации, определяет отношение чел-ка к обществу. КП в педагогике рассматривается как широкое понятие, кот. Можно разделить на внешнюю и внутреннюю. КПД включает след компоненты: 1) культурно-гигиенические навыки и привычки – явл-ся жизненно необходимыми и рассматр-ся как отношение к окружающим. 2) культура общения, 3) культура деятельности ( признак сформированности – соблюдение чистоты и порядка, умение организовать своё рабочее место. Условия воспитания КП: 1)авторитет взрослых, культура воспитателей и родителей, 2)точное соблюдение режима дня, 3)правильная организация обстановки, в кот находятся дети, 4)положительная эмоциональная атмосфера в саду и дома. Требования к правилам КП: правило вводится постепенно; формулируется очень чётко, понятно; в форме указаний, а не запретов; правило д.б. конкретным, предполагающее определенное действие.

Коллектив в педагогике – группа людей, объединенных общественно-значимыми целями, деятельностью, направлены на решение этих целей, общими интересами, переживаниями. Коллективизм – это нравственное качество, кот. проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанностях перед коллективом, умении подчинить свои интересы интересам коллектива. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе общего коллективного образа жизни, совместной деятельности, общих целей. Особенности: всегда руководит взрослый, определяет цели деятельности коллектива. Основоположником теории воспитания личности через коллектив явл-ся Макаренко. Педагоги-практики (Сухомлинский, Петровский) опробировали его теорию и определили этапы формирования детского коллектива: 1-й – дети объединяются в группки по 3-6 чел. стихийно, интереса к игре. педагог не вмешивается. 2-й – педагог помогает объединиться по интересам, группки по 8-10 чел. 3-й – дети самостоятельно объединяются в группы по взаимной симпатии. Педагог влияет косвенно (подсказывает). Условия формирования коллектива: наличие совместных переживаний, эмоций; совместная коллективная деятельность; сплочённость сотрудников УДО. Капризы – это такая особенность в поведении детей, кот. Выражается в попытке добиться желаемого плачем или криком, т.е. капризы характеризуются сильным нервным, а то и двигат. возбуждением. Причины капризов: избалованность, вседозволенность; несогласованность воспитательных воздействий в д/саду и семье со стороны взрослых; отсутствие соблюдения режима; усталость, переутомление ребёнка; нездоровье, плохое самочувствие. Капризничающего ребёнка следует на время оставить, но затем добиться выполнения требования. Детей надо ставить в условие, когда будет требоваться уступчивость, сговорчивость. Методы: предвосхищающая оценка действий ребенка, чтение худ. лит-ры, метод обсуждения поступков детей. Упрямство – это особенность поведения детей, кот. выражается в необоснованном и неразумном противодействии и сопротивлении указаниям, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. Причины: нежелание ребёнка считаться с коллективом, противоречивые требования со стороны взрослых в д/саду и дома, нетактичное поведение взрослых (излишняя строгость), протест против насилия и унижения со стороны взрослых. Профилактика капризов и упрямства: постоянное соблюдение режима жизни ребенка, дозированность впечатлений, единство требований со стороны взрослых, ровное, спокойное отношение к детям, отсутствие излишеств в воспитании, сочетание разумной требовательности к детям с проявлением заботы и ласки.

27. Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника.       Эстетическое воспитание– пед. процесс, направленный на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Эстетика как основная форма познания и образного отражения действительности. Понятие эстетической культуры. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А.Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Задачи эстетического воспитания: развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; формирование элементарного эстетического сознания; освоение эстетической деятельности; развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Средства формирования эстетической культуры: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность детей, обучение, поведение педагога.                                          Методы эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д., метод творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям. Формы организации эстетического воспитания: самостоятельная художественная деятельность, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения.   Принципы эстетического воспитания: 1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой, традициями. Современные подходы к эстетическому воспитанию: 1. Эстетическое воспитание уступает место термину эстетическое развитие. Эстетическое развитие – создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпонованных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева). 2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных - образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду. 3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально - ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики. 4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).

28. Значение игрушки и ее влияние на психическое развитие ребенка. Классификация игрушек. Основные требования к современной игрушке. Игрушка – это специально изготовленный предмет, предназначенный для игровой деятельности детей и взрослых. Основными характеристиками любой игрушки являются: 1 условнос ть (изображение предмета) благодаря условности дети могут действовать с некоторыми предметами так, как это невозможно в реальной жизни (машина с веревочкой). 2 динамичность и. Эта характеристика обеспечивается за счет подвижных элементов, звучания игрушки. 3 правдоподобность изображения предмета. Говоря о возникновении игрушки нельзя не вспомнить о возникновении труда. Игрушка по выражению А.С. Макаренко «не только основа игры, но и постоянный спутник ребенка в игре». Вопросам классификации детск. игрушек занимались разные педагоги: Макаренко, Аркин, Флерина. В современной литературе используется классификация, разработанная центром «дошк. Детства под руководством Новоселовой: 1 Игрушк и сюженто-образные: куклы, куклы-животные, предметы дом. обихода. 2 технические ( отраж. все виды транспорта, промышл. оборудован). 3 строительно-конструктивные игрушки. Могу быть изловлены из дерева, пластика. 4 дидактические игрушки (пирамидки, настольно-печатные игры). 5 моторные игрушки (обеспеч. двигательную деятельность: скакалки, мячи). 6 музыкальные и театральные . 7 Игрушк и-самоделки. 8 Маскарадно-елочные. 9 спец. игровое оборудование в игровой комнате или на участке д.сада. 10 народные игрушки.  

Воспитательное значение игрушки. 1. Игрушка обеспечивает потребность реб-ка в активной деятельности. Благодаря игрушке ребенок выполняет действия, имитирующие действия взрослых. 2 Игрушка помогает ребенку отобразить впечатления, полученные из окр. жизни. 3 И-ка помогает реб-ку придумать, развивать сюжет игры. 4 И-ка помогает воспит. у ребенка любознательность выдержку. т.образом, игрушка в жизни дошкольника не только арбу жизнедеятельности, но средство и познания окр. мира.                                                                                                т ребованя к грушке.  Впервые основн. пед. требованя к грушке определла Крупская в своей работе «Об игрушках для дошкольников». эти требования легли в основу соврем. пед. требований к игрушке. 1 Игрушка должна давать детям правильное представление о предмете, его назначении. 2 Игрушка должна расширять кругозор р-ка, расширять интерес к окр.миру.          3 Игрушка должна обеспечивать многоплановое ее использование. 4 И. должна соответствовать возрастным требованиям детей. 5 И. должна быть безопасна и гигиенична. 6 И. должны стимулировать общение детей, развивать их познават. интересы. 7 И. должна побуждать детей к коллективн. деятельности, развивать организатор. способности. 8 И. должна стимулировать интерес детей, побуждать к изобретательности. 9 И. должна побуждать к гуманным чувствам, не вызывать агрессии.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.