Педагогическая деятельность как обществено значимая проф.деятельнось. Специфика предмета, объект труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая деятельность как обществено значимая проф.деятельнось. Специфика предмета, объект труда.

В течении большого времени воспитание осуществлялось через семью без спец.подготовленных специалистов. Первые зачатки профессии педагога можно найти уже в первобытно общинном строе. За детьми присматривали старшие члены родовой общины, которые приучали их к порядку, прививали им принятые нормы поведения. В этот период воспитание носило стихийные формы. С появлением брачных отношений зародились домашние семейные формы воспитания. Главным воспитателем были родители и родственники. В средние века во мн.европейских странах появляется процедура инициация( переход девочек в девушки, а мальчиков в юноши. До порведения инициации детей определяли спец.лагеря. Затем они сдавали экзамен- чему научились. В древней Греции 4-5в. Установилась традиция иметь личного сопроваждающего для своего ребенка. Позднее эти работы заключались не только в сопровождении, а и выполнятьс ребенком домашнее задание. В детоводители брали грамотных рабов. В Европе с 14в. Стали появляться дом.воспитатели- гувернантки.

Пед.профессия –воспитатель появилась в 19в. В Германии. В 1840г. Фребель открыл первое дом.учреждение, которое назвал детским садом. В учреждении работали люди с пед.курсами.

Социальная значимость проф.в-ля в настоящее время состоит в духовном воспроизводстве человека, в его сотворении как личности. В руках педагога будущее поколение. Также необходимо сказать о гуманистическом начале этой профессии. Которое заключается в стремлении воспитать в ребенке все лучшее и проявлять гуманное человеческое отношение ко всем участникам процесса. Профессия в-ль носит комплексный характер, т.к. педагог учит, воспитывает и готовит детей к жизни. Предмет( объект) – любая деят-ть предполагает, что в ней выступает субъект( тот кто действует)и объект(тот на кого оказывают воздействие). Главная спец.особенность в ее предмете. Ребенок, являясь объектом пед.воздействия несет в себе те нравственные и интеллектуальные накопления, которые передает ему педагог. Нельзя исправить то что мы сделали.

Общие и специфические проф.значимые личностные качества педагога.

Качества: 1 профессиональная направленность личности – это комплекс психологических установок на работу с детьми. Это направленность личности на достижение результатов в воспитании.2 Эмпатия- способность педагога сопереживать ребенку.3 Пе.такт- это соблюдение педагогом норм и правил приличия в общении с о взрослыми и детьми.4 Пед.зоркость – способность педагога рассмотреть в каждом ребенке что-то особеное.5 Пед.оптимизм это вера в способности, силы, возможности каждого ребенка.6 Культура проф.общения – оно предполагает умение педагога выстроить правильные отношения в системах « педагог-ребенок», « педагог-родители» и др.7 Пед.рефлексия – это умение педагога провести самоанализ собственной деятельности, оценить каждй шаг и объективно определить ошибки, успехи.

Профессиональные умения

Педагогические умение- это осознанное владение педагогом совокупностью психологических, педагогических и практических действий направленных на достижение целей воспитания и обучения.

1 Гностические умения (способность познавать ,узнавать, изучать)

2 Конструктивные умения (способность педагога планировать образ. Процесс в своей группе с максимальной пользой для детей )

3 Организаторские умения (организовывать различные формы работы с детьми)

4Коммуникативные

5 Специальные умения (умение петь, танцевать, рисовать и т.д)

 

4.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу
Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.
С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.
Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. XIX в. XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).
Дошкольная педагогика –наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.
Задачи:временного и постоянного характера
Постоянные задачи
1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования
2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности
3.внедрение результатов исследования в практику
4. прогнозирование образования
Временные задачи
1.разработка образовательных технологий, тестов, диагностических программ
2. создание новых пособий
3. внесение изменений в предметно-игровую среду
4. разработка новых концепций
5. изучение эффективности служб дополнительного образования



















Мария Монтессори.

-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

К.Д. Ушинский - основоположник русской педагогики. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка). Создал теорию детской игры. В "Родном слове" представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные для понимания.

Л.Н. Толстой. Открыл школу для крестьянских детей и создал «Азбуку».

Структура пед. науки: Общая П., возрастная П., П. проф-тех. образования, П. высшей школы, П. профессиональная, П. специальная (сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика).

Группы методов пед. исслед.

1. Методы исторического исследования. (изучение пед. наследия).

2. Эмпирические (наблюдение, эксперимент, опрос, изуч. продуктов детской деят-сти, изуч. пед характеристик).

Наиболее доступным методом пед. исследования является наблюдение - планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (протоколы, записи в дневнике и т.д.) и обработки результатов.

Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез.( естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.)

В пед. практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

3. Теоретические-работа с литературой.(сост. библиографий, реферирование, конспектирование, цитирование).

4. Статистические. (матем. обработка данных: ранжирование и регистрация).

7. Основн. факторы форм-ия личности реб-ка., их взаимосвязь

 В наст. вр. проблема форм-ия линости реб-ка явл. одной из наиболее обсуждаемых.

В мировой педагогике в разное время сущ. Разные взгляды на эту проблему.

«Теория свободного воспитания» Ж.Ж.Руссо, «социологическая теория ДжЛокка» (теория истой доски) и др.

В отечеств. педагогике вопросами формир. личности реб-ка занимались Тугаринов, Амосов, Анохин.

Каждый чел-к, носящий общественное сознание и являющийся общественным сущ-вом, явл. личностью.

Чел-к, только что появившийся на свет явл. индивидом, т.к. в его сознании ещё нет отпечатков социума, образования, воспитания.

Отечеств. педагоги доказали, что на формир-ие личности чел-ка оказ. влияние три основн. фактора: 1) наследственность,

2) среда, 3) воспит-ие. Их можно разделить на биологические (1) и социальные (2,3).

Наследственность – это генетич. программа биологич. признаков, к-ые реб-к получает от родит. при рождении.

Наследственная программа состоит:

1) постоянная часть (рождение чел-ка чел-ком)

2) переменная часть (особ-сти нервной системы, предрасполож. к опред. заболеваниям).

Наследственность явл. обязат. компонентом в программе восп-ия, к-ый надо учитывать, т.к. иенно по наследству могут передаваться от родит. к детям опред. задатки (к музыке, худ. деят-сти, заболеваниям).

В наст. вр. учёные исследуют проблему передачи по наследству интеллект. способн. детей, отдельных проявлений х-ра, особ-сти поведения.

Многие педагоги считают, что наследственность – важный фактор, но не определяющий.

Среда – это окружающие реб-ка обществ., материальн., духовн. условия, а также окружающие его люди.

Социальная среда в широком смысле – это то общ-во, в котором растёт и воспитывается ребёнок, впитывая в себя традиции культуры, быта, эл-ты социализации.

В узком смысле среда (микросреда) – это то социальное окружение, семья, круг друзей, к-ые окружают чел-ка.

Воспитание – наиболее целенаправленный фактор формирования личности, в отличие от среды, к-ая действует стихийно, восп-ие всегда имеет конкретные цели.

8

 

9. Понятие и сущность социально-правовой защиты детей. Основные международные и национальные акты защите прав ребенка. Структура и содержание Конвенции о правах ребенка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН(1989).В нашей стране права реб регулируются зак-ом о правах реб и междун конвенцией о правах реб. Закон РБ п права реб принят 25.10.2000г В законе 6 глав, где отражены права и обязанности реб,до 18 лет.14 статей. В каждой статье рассм права реб как будущего гражданина(права на жизнь, на охрану здоровья и т.д.) 2ГЛ- реб и мемья:права на жилье, на имущества права детей инвалидов.3ГЛ-ответственность и права реб:при авариях, катастрофах.В последнем варианте 3 главы получила название реб и общество, п дети в неблагоприятн усл-4ГЛ. 5ГЛ-реб и междунар отношения.6ГЛ-ответственность за нарушение данного закона. 1-ый международный документ по правам реб-Декларация прав реб-1924,Лигай Нации.Деклар не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер. Конвенция-соглашение,которая имеет обязател силу для гос-в,которые присоединились. В1989 генеральная асамблея ООН приняла конвенцию о правах реб Документ содержит 54 статьи. Конвенци расшифрована 20 госуд мира из разных регионов.Конвенции о правах реб явл 1-м и основным документам межд правового характера,который обязат к осполнению.В нашей стране конвенц начала действ 2 .09.1990 Конвенция универсальна Она провозглашает интересы детей.Идея Конв- создание условий для успешной реализации интересов детей.4 основных требования конв: выживание, развитие, защита, обеспечение участие в жизни общества.Конв провозглашает реб полноправным и полноценной личностью-это один из главных соц-правовых принципов построения Конвенции.Главная идея конв- обеспечение свободы каждому реб для развит моральных, интеллект, творческих способностей.Краткая хар-ка: СТ1-4-определение реб, СТ5-17-права реб на жизнь, имя,веру.СТ26-31-перечень прав детей на образование, на получение бесплатного образ-я,особенно начального.СТ32-36-защита гс-ва от экономич, сексуальн, и любой другой эксплуатации.Ст37-40- ответственность реб в случаи совершения им правонарушения или преступления.Ст41-45-это 2Ч Конвенции, где говорится о механизме контроля за соблюдение конвенции.В3Ч 46-54- проблемы госуд регулирования требований конвенции.

10.Характеристика семьи как социального воспитательного института. Роль семьи в воспитании ребенка.Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. По составу семьи делятся: на простые, расширенные, неполные, материнские, выделяются семьи повторного брака. В настоящее время отмечается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. В такой семье детям не хватает общения, представления об опыте родительства формируются лишь наполовину. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней женщины. Часто ей всего 15–16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя». К важнейшим функциям семьи относят следующие:1) репродуктивную, предполагающую биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способность к обучению и социализации.2) защитную – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. 3) досуговую – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах друг друга и разделяют их. 4) коммуникативную, предполагающую удовлетворение одной из основных потребностей человека – потребность в общении.5) экономическую – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. 6) хозяйственно-бытовую, предполагающую организацию быта и обеспечение первичных потребностей членов семьию7) Главной функцией семьи воспитательная функция, обеспечивающая передачу социального опыта от старшего поколения младшему, воспитание личности, отвечающей запросам общества.Все формы работы с семьей можно разделить на: - индивидуальные;- коллективные;- наглядно-информационные. Индивидуальные формы: Приобщение родителей к оказанию посильной помощи в багоустройсте группы и д\у - родители могут помочь в оформлении декораций и изготовлении костюмов к праздникам, починить сломанные игрушки, обновить оборудование на участке и т.п.Коллективные формы работы:День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями. Беседы групповые. Консультации. Обычно составляется система консультаций. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке.Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить специалистов (врача, юриста). Предусматриваются и выступления родителей. Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Семейные клубы. клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Совместные праздиники и развлечения. Выставки совместных работ детей и родителей К наглядно-информационным формам взаимодействия можно отнести:.Кроме того, в уголке для родителей ежденевно сменяется информация о меню, занятиях с детьми, помещаются объявления, регулярно обновляется информация по насущным, актуальным вопросам жизни детей группы ( поздравления с праздниками, благодарности за оказание помощи, краткие рекомендации по вопросам воспиния, детского чтения и т.п.) 

Виды труда детей. Содержание и воспитательное значение.

В дошк.пед-ке по содержнию опр-т 4 вида труда детей: 1) самообслуживание, 2) хоз.-бытовой труд, 3) труд в природе, 4) художественный (ручной) труд. Содержание труда детей определяют и формы организации труда, и возраст с которого этот вид труда вводится в программу. Так, самообслуживание планируется во всех возрастных группах, хоз.-быт. и труд в природе тоже во всех группах, ручной труд – в работе со старшими дошкольниками.

Самообслуживание – труд реб-ка, направленный на обслуживание реб-ком самого себя и выражающийся в заботе о чистоте своего тела, порядке в одежде, готовности реб-ка делать это без упоминаний и указаний.

Своеобразие: этот вид труда появляется в жизни реб-ка самым первым, рез-т С. всегда очевиден, перед реб-ком в С. стоит конкр.цель, которая понятна и жизненно необходима. С. – это вид труда, кот обеспечивает норм.жизнедеятельность реб-ка.

ХБТ – это труд, напр-й на поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, а т.ж. на оказание помощи взрослым при проведении режимных процессов. Этот вид труда появл. в мл.дошк.возрасте, но расцвета достигает в старшем. Специфика: необходим не только в УДО, но и дома, некоторые труд.операции имеют цикличность (дежурство), рез-т ХБТ иногда не заметен, но ощутим, ему не всегда придается особое значение (убрали игрушки). ХБТ – деятельность, кот.вызывает у детей интерес и чаще всего выражается в игр.деятельности.

Труд в природе – труд по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке, цветнике, огороде. Специфика: рез-том явл. часто материальный продукт (овощи, цветы), часто имеет остроченный хар-р, требует особой осторожности (с обитателями жив.уголка).

Художественный (ручной) – труд, направл-й на удовлетворение эстетич.потребностей детей. Рез-ом этого труда явл.изготовленные под руководством в-ля различные поздравит.открытки, сувениры, ддр.поделки. Специфика: планируется только в работе со старшими дошк-ми под непосредственным руководством взрослого, тесно переплетается с конструированием. По своему содержанию очень разнообразен и не требует от детей опр.уровня сформированности каких-то труд.навыков.

Психолого-пед.основы сенсорного воспитания. Задачи. Содержание.

Сенсорное В. – это целенапр. процесс воздействия с целью формир-ия способов чувственного восприятия окр.действительности, совершенствования процессов ощущения и восприятия. СВ лежит в основе интеллектуального развития чел-ка. Это объясняется тем, что самые первые впечатления о предметах окр.мира реб-к получает ч/з ощущение и восприятие. Он еще не знает, как называется предмет, но уже его видит, чувствует запах и т.п. Затем реб-к знакомится с названием предмета, запоминает его, и при повторном восприятии активизируются мозговые, речевые центры, реб-к думает, вспоминает, говорит. СВ в дошк.возрасте включает: 1)ознакомление детей с опр.свойствами, качествами, признаками предметов, 2)формирование системы перцептивных (обследовательских) действий. Для того, чтобы научить различать предметы, их признаки, уже в дошк.возрасте знакомят с системой сенсорных эталонов: 1) с-ма эталонов цвета (цвета спектра + серый, белый, черный и оттенки), 2) эталонов формы (плоскостные фигуры, объемные формы), 3) величины, 4) времени, 5) пространственных направлений (право-лево, верх-низ и т.д.)

Задачи СВ: 1) формирование перцептивных действий – умения, кот.предполагают сформированность таких навыков, как: ощупывание, прокатывание, определение величинных признаков, свойств и качеств предметов и т.д.; 2) формирование системы сенсорных эталонов; 3) формирование умения сам-но применять перцептивные действия и системы сенс.эталонов (должен научиться называть все внешние характеристики предмета и уметь выявлять скрытые свойства и качества предметов).

СВ – сложный процесс. В нем выделяют 4 этапа: 1) цель – привлечь внимание детей к признаку, который д.б. усвоен (пед-г подбирает предметы одинаковой формы и обращает внимание детей на это сходство); 2) цель – сформировать перцептивные действия, большое значение имеет помощьи образец в-ля, кот. Показывает каждое новое перц.действие, учит устанавливать связь м/д особенностями предмета и теми свойствами, которые проявляются в нем (шар круглый – он катится); 3) цель – ознакомление детей с системой сенсорных эталонов. У детей начинают форм-ся педставления о каждой, напр-р, геом.фигуре (цветах, величине) в процессе таких действий как «собери все треугольные фигуры в эту коробку»; 4) цель – создание условий для сам-го применения сенсорных эталонов и перцептивных действий. Педагог м.использовать для этого все виды деятельности (собрать для игры предметы круглой формы).

Т.о., СВ и развитие оказывает решающее влияние на развитие познавательных процессов дошкольников.

23. дидактические принципы обучения, специфика их использования в дошкольном образовании.

 Дид. пр-пы обуч-я – это те законы и положения , с учетом которых строится процесс обучения. Руководствуясь дид. принципами педагог отбирает осн. мет. и приемы обучения.к осн. дид. Принципам обуч-я детей дошкольного возраста относится:

1. Принцип гуманизации и демократизации уч. процесса – он реализуется в умении педагога создать все условия для развития каждого ребенка в группе, в уважении к личности ребенка , а также в возможности педагога выбирать наиболее приемлимые для своих воспитанников формы, мет., приемы обучения.

2. Принцип восп-его обучения. Любой правильно орг. уч. процесс всегда носит воспитательный характер, т.к. педагог не только дает детям конкретные знания, но и формирует у детей культуру поведения, знакомит с нормами этикета, формирует у детей правильное отношение к отд. явлениям жизни, предмета.

3. Принцип развивающего обучения. Этот пр-п был выдвинут и предложен Л.С. Выготским. В основе его учения лежит понятие о зоне ближнего развития ребенка. Ученый утверждал, что обуч-е детей должно опережать их развитие, т.е. вызывать небольшие трудности. Только тогда обуч-е будет развивающим.

4. Принцип научности. Этот пр-п предлагает подачу детям только достоверных знаний, правдивых. Эти знания должны стать основой для обуч-я детей в школе.

5.  Принцип наглядности. Этот пр-п предполагает использование нагл. материала.

6. Принцип доступности. Весь материал должен быть понятен детям, соотв. их возрастным возможностям , не вызывать у детей умств. перенапряжения. В тоже время нельзя давать слишком облегченный. материал.

7. Принцип учета возрастных и инд. особенностей. С учетом этих особенностей педагог должен осущ. работу и на занятиях и в повседн. деят-ти.

8. Принцип системности и посл-ти. Реализация этого принципа предпол., что весь матер. усваивается постоянно, а не скачкообразно и каждая новая порция знаний опирается на то ,что уже дети знают.

9.  Пр-п связи с жизнью. Все знания , которые даются детям должны быть использаваны ими в дальнейшем. Кроме того знания , кот. даются на занятиях часто способствуют их более успешной социализации.

10. Принцип осознанности и активности детей в процессе обуч-е Успешность обуч-я зависит от прочности полученных детьми знаний. Осмысленность полученых детьми знаний проявл-ся в поведении детей , в их вопросах, в самост. выполнении, в быстроте реакции, в быстроте ответов. Задача воспитателя вызвать интерес к учебной деят-ти, добиваться позн-ой активн. ребенка в процессе обучения. .

Руководствуясь дид. принципами педагог должен обеспечить усвоение прогр. задач с каждым воспитанником группы.

Социально – нравственное воспитание дошкольников (НВД) на современном этапе

НВД – целенаправленный педагогический процесс воздействия педагога на личность ребёнка по формированию у него нравственных чувств, этических представлений, развитие у детей норм и правил поведения, определение отношения детей к себе, другим людям, к вещам, к природе и т.д.

Нравственное развитие – сложный процесс качественных изменений в нравственных чувствах, представлениях детей, навыках и мотивах поведения детей.

Вопросами НПД занимались педагоги: Леонтьев, Мухина, Марнова, Нечаева. Они считали, что уже в раннем детстве у ребёнка формируется первичный опыт общения с окруж. Людьми. Особую роль в ВНПД отводили примеру взрослых и семейному воспитанию.

Педагог решает задачи:

1. Воспитание у детей нравственных чувств. (Чувства – это особое отношение ребёнка к явлениям окружающей действительности). В процессе НВД форм-ся высшие чувства (отношение к самому себе и другим людям). К высшим относ-ся эстетические и интеллектуальные чувства.

2. Формирование у детей навыков и привычек нравственного поведения (организованность и дисциплинированность, самостоятельность и исполнительность. Главное – сформировать потребность в этих привычках.

3. Формирование нравственного представления и мотивов поведения (решается через объяснение)

Принципы воспитания:

1Целенаправленности 2. Комплексного воспитания 3. Воспитание в деятельности 4. Взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка 5. Опора в воспитании на положительные качества ребенка 6. Воспитание детей в коллективе 7. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Методы НВ – это те способы воздействия на личность ребёнка, с помощью которых педагог решает задачи НВ. 1.группа методов формирования навыков и привычек нравственного поведения: а)метод приучения детей к положительным формам общественного поведения(здороваться, благодарить) приучаются через многократные упражнения; б)метод поручения; в) метод организации воспитателем деятельности, которая носит общественно-полезный характер (коллективный труд). 2 группа методов формирования нравственных представлений, суждений, оценок: а)беседы на этические темы, б) метод убеждения; 3. группа методов коррекции поведения: а)методы поощрения и наказания. Пед требования при использовании поощрения: поощрять умело и своевременно, поощрение должно содержать конкретное определение, д.б. заслуженным, не может даваться одним и тем же детям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Формы наказания: замечание, лишение ласки, отказ от общения с ребенком, лишение развлечений, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками, предупреждение, что об этом узнают другие, обсуждение проступка при всей группе. Требования:1)наказание выносится только за аморальный поступок, любое наказание д.б. адекватно проступку, справедливым, д. сочетаться с требовательностью, никто не должен вмешиваться, соблюдать такт и уважение к ребенку, отслеживать реакцию ребенка на наказание, помнить о мере наказания. Наказание и поощрение могут использоваться взаимно дополняя друг друга.

Культура поведения дошкольников (КПД) – это совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения ребенка в быту, в разных видах деятельности, в обществе в целом. КП необходима для успешной социализации, определяет отношение чел-ка к обществу. КП в педагогике рассматривается как широкое понятие, кот. Можно разделить на внешнюю и внутреннюю. КПД включает след компоненты: 1) культурно-гигиенические навыки и привычки – явл-ся жизненно необходимыми и рассматр-ся как отношение к окружающим. 2) культура общения, 3) культура деятельности ( признак сформированности – соблюдение чистоты и порядка, умение организовать своё рабочее место. Условия воспитания КП: 1)авторитет взрослых, культура воспитателей и родителей, 2)точное соблюдение режима дня, 3)правильная организация обстановки, в кот находятся дети, 4)положительная эмоциональная атмосфера в саду и дома. Требования к правилам КП: правило вводится постепенно; формулируется очень чётко, понятно; в форме указаний, а не запретов; правило д.б. конкретным, предполагающее определенное действие.

Коллектив в педагогике – группа людей, объединенных общественно-значимыми целями, деятельностью, направлены на решение этих целей, общими интересами, переживаниями. Коллективизм – это нравственное качество, кот. проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанностях перед коллективом, умении подчинить свои интересы интересам коллектива. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе общего коллективного образа жизни, совместной деятельности, общих целей. Особенности: всегда руководит взрослый, определяет цели деятельности коллектива. Основоположником теории воспитания личности через коллектив явл-ся Макаренко. Педагоги-практики (Сухомлинский, Петровский) опробировали его теорию и определили этапы формирования детского коллектива: 1-й – дети объединяются в группки по 3-6 чел. стихийно, интереса к игре. педагог не вмешивается. 2-й – педагог помогает объединиться по интересам, группки по 8-10 чел. 3-й – дети самостоятельно объединяются в группы по взаимной симпатии. Педагог влияет косвенно (подсказывает). Условия формирования коллектива: наличие совместных переживаний, эмоций; совместная коллективная деятельность; сплочённость сотрудников УДО. Капризы – это такая особенность в поведении детей, кот. Выражается в попытке добиться желаемого плачем или криком, т.е. капризы характеризуются сильным нервным, а то и двигат. возбуждением. Причины капризов: избалованность, вседозволенность; несогласованность воспитательных воздействий в д/саду и семье со стороны взрослых; отсутствие соблюдения режима; усталость, переутомление ребёнка; нездоровье, плохое самочувствие. Капризничающего ребёнка следует на время оставить, но затем добиться выполнения требования. Детей надо ставить в условие, когда будет требоваться уступчивость, сговорчивость. Методы: предвосхищающая оценка действий ребенка, чтение худ. лит-ры, метод обсуждения поступков детей. Упрямство – это особенность поведения детей, кот. выражается в необоснованном и неразумном противодействии и сопротивлении указаниям, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. Причины: нежелание ребёнка считаться с коллективом, противоречивые требования со стороны взрослых в д/саду и дома, нетактичное поведение взрослых (излишняя строгость), протест против насилия и унижения со стороны взрослых. Профилактика капризов и упрямства: постоянное соблюдение режима жизни ребенка, дозированность впечатлений, единство требований со стороны взрослых, ровное, спокойное отношение к детям, отсутствие излишеств в воспитании, сочетание разумной требовательности к детям с проявлением заботы и ласки.

27. Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника.       Эстетическое воспитание– пед. процесс, направленный на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Эстетика как основная форма познания и образного отражения действительности. Понятие эстетической культуры. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А.Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Задачи эстетического воспитания: развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; формирование элементарного эстетического сознания; освоение эстетической деятельности; развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Средства формирования эстетической культуры: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность детей, обучение, поведение педагога.                                          Методы эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д., метод творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям. Формы организации эстетического воспитания: самостоятельная художественная деятельность, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения.   Принципы эстетического воспитания: 1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой, традициями. Современные подходы к эстетическому воспитанию: 1. Эстетическое воспитание уступает место термину эстетическое развитие. Эстетическое развитие – создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпонованных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева). 2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных - образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду. 3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально - ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики. 4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).

28. Значение игрушки и ее влияние на психическое развитие ребенка. Классификация игрушек. Основные требования к современной игрушке. Игрушка – это специально изготовленный предмет, предназначенный для игровой деятельности детей и взрослых. Основными характеристиками любой игрушки являются: 1 условнос ть (изображение предмета) благодаря условности дети могут действовать с некоторыми предметами так, как это невозможно в реальной жизни (машина с веревочкой). 2 динамичность и. Эта характеристика обеспечивается за счет подвижных элементов, звучания игрушки. 3 правдоподобность изображения предмета. Говоря о возникновении игрушки нельзя не вспомнить о возникновении труда. Игрушка по выражению А.С. Макаренко «не только основа игры, но и постоянный спутник ребенка в игре». Вопросам классификации детск. игрушек занимались разные педагоги: Макаренко, Аркин, Флерина. В современной литературе используется классификация, разработанная центром «дошк. Детства под руководством Новоселовой: 1 Игрушк и сюженто-образные: куклы, куклы-животные, предметы дом. обихода. 2 технические ( отраж. все виды транспорта, промышл. оборудован). 3 строительно-конструктивные игрушки. Могу быть изловлены из дерева, пластика. 4 дидактические игрушки (пирамидки, настольно-печатные игры). 5 моторные игрушки (обеспеч. двигательную деятельность: скакалки, мячи). 6 музыкальные и театральные . 7 Игрушк и-самоделки. 8 Маскарадно-елочные. 9 спец. игровое оборудование в игровой комнате или на участке д.сада. 10 народные игрушки.  

Воспитательное значение игрушки. 1. Игрушка обеспечивает потребность реб-ка в активной деятельности. Благодаря игрушке ребенок выполняет действия, имитирующие действия взрослых. 2 Игрушка помогает ребенку отобразить впечатления, полученные из окр. жизни. 3 И-ка помогает реб-ку придумать, развивать сюжет игры. 4 И-ка помогает воспит. у ребенка любознательность выдержку. т.образом, игрушка в жизни дошкольника не только арбу жизнедеятельности, но средство и познания окр. мира.                                                                                                т ребованя к грушке.  Впервые основн. пед. требованя к грушке определла Крупская в своей работе «Об игрушках для дошкольников». эти требования легли в основу соврем. пед. требований к игрушке. 1 Игрушка должна давать детям правильное представление о предмете, его назначении. 2 Игрушка должна расширять кругозор р-ка, расширять интерес к окр.миру.          3 Игрушка должна обеспечивать многоплановое ее использование. 4 И. должна соответствовать возрастным требованиям детей. 5 И. должна быть безопасна и гигиенична. 6 И. должны стимулировать общение детей, развивать их познават. интересы. 7 И. должна побуждать детей к коллективн. деятельности, развивать организатор. способности. 8 И. должна стимулировать интерес детей, побуждать к изобретательности. 9 И. должна побуждать к гуманным чувствам, не вызывать агрессии.

Педагогическая деятельность как обществено значимая проф.деятельнось. Специфика предмета, объект труда.

В течении большого времени воспитание осуществлялось через семью без спец.подготовленных специалистов. Первые зачатки профессии педагога можно найти уже в первобытно общинном строе. За детьми присматривали старшие члены родовой общины, которые приучали их к порядку, прививали им принятые нормы поведения. В этот период воспитание носило стихийные формы. С появлением брачных отношений зародились домашние семейные формы воспитания. Главным воспитателем были родители и родственники. В средние века во мн.европейских странах появляется процедура инициация( переход девочек в девушки, а мальчиков в юноши. До порведения инициации детей определяли спец.лагеря. Затем они сдавали экзамен- чему научились. В древней Греции 4-5в. Установилась традиция иметь личного сопроваждающего для своего ребенка. Позднее эти работы заключались не только в сопровождении, а и выполнятьс ребенком домашнее задание. В детоводители брали грамотных рабов. В Европе с 14в. Стали появляться дом.воспитатели- гувернантки.

Пед.профессия –воспитатель появилась в 19в. В Германии. В 1840г. Фребель открыл первое дом.учреждение, которое назвал детским садом. В учреждении работали люди с пед.курсами.

Социальная значимость проф.в-ля в настоящее время состоит в духовном воспроизводстве человека, в его сотворении как личности. В руках педагога будущее поколение. Также необходимо сказать о гуманистическом начале этой профессии. Которое заключается в стремлении воспитать в ребенке все лучшее и проявлять гуманное человеческое отношение ко всем участникам процесса. Профессия в-ль носит комплексный характер, т.к. педагог учит, воспитывает и готовит детей к жизни. Предмет( объект) – любая деят-ть предполагает, что в ней выступает субъект( тот кто действует)и объект(тот на кого оказывают воздействие). Главная спец.особенность в ее предмете. Ребенок, являясь объектом пед.воздействия несет в себе те нравственные и интеллектуальные накопления, которые передает ему педагог. Нельзя исправить то что мы сделали.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.