Период раннего детства от 0 до 3 лет в педагогике называют периодом формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Основоположниками педагогики раннего детства в отечественной педагогике являются Щелованов и Аксарина. Их последователями считаются Печора, Пантюхина, Павлова, Пилюгина, Венгер. В трудах этих педагогов были определены ведущие линии развития детей, их главные достижения в первые 3 года жизни, рекомендации по работе с ними.
Особенностями развития детей раннего возраста в педагогике считают в основном те факторы, которые являются основой для достижения детьми каких то успехов. К основным особенностям детей раннего возраста относят:
1.очень быстрый темп физического и нервно-психического развития детей. Выражается это в следующем:
а) очень быстрый рост в развитии основных функции организма
б) значительный скачок в физическом развитии выражается в овладении ребенком к концу года прямо хождением.
в) значительный сдвиг в речевом развитии.
2. неравномерность развития детей.
3. особая физическая и психическая ранимость организма детей, низкая сопротивляемость организма.
4. в первые годы жизни очень тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием детей.
5. в раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирования умений и навыков.
6.высокая пластичность мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом.
7. проявляется высокая эмоциональность детей.
8. индивидуальный темп развития личности.
9.у детей еще не большой жизненный опыт, ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки.
Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.
Значение раннего возраста в жизни человека трудно переоценить. В это время закладываются основы физического, психического и личностного развития ребенка.
Задачи работы с детьми 2 – 3 лет.
1.Продолжать укреплять здоровье ребенка, закаливать его.
2.развивать основные виды движений.
3.обогащать связи ребенка с окружающем миром.
4.расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь.
5.обогащать предметную деятельность детей.
6.содействовать развитию личности ребенка: создавать условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности
7.побуждать к соблюдению опрятности.
8.побуждать ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
9.воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и миру вещей.
12. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
Адаптация – это процесс приспособления человека к новым или измененным условиям жизни.
Биологическая адаптация – это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая его приспособление к новым условиям жизни. В детском саду режим отличается от домашнего, часто еда не привычна для них, это требует перестройке физиологических механизмов организма ребенка и может вызвать трудности.
Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий и приспособление к ним. Дома ребенок в центре внимания, все подчинено его потребностям. В детском саду он не один, есть другие дети, которые требуют внимания. Кроме этого вокруг новые люди, новая обстановка, новый режим жизни.
Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Изменение среды и привычного образа жизни приводит к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушение в поведении, ухудшении сна и аппетита. Одновременно происходят сдвиги и в других системах организма, снижаются его защитные силы, это приводит к заболеванмю.
Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1. Легкая
2. Средней тяжести
3. Тяжелая
Отечественные педагоги Аксарина, Щелованов определили основные факторы, которые влияют на протекание процесса адаптации:
1. Возраст ребенка
2. Состояние здоровья ребенка и уровень его развития
3. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
4. Биологический и социальные факторы.
5. Тренированность адаптационных механизмов организма ребенка.
6. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
7. Уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.