Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве. Взаимодействие педагога с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период раннего детства от 0 до 3 лет в педагогике называют периодом формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Основоположниками педагогики раннего детства в отечественной педагогике являются Щелованов и Аксарина. Их последователями считаются Печора, Пантюхина, Павлова, Пилюгина, Венгер. В трудах этих педагогов были определены ведущие линии развития детей, их главные достижения в первые 3 года жизни, рекомендации по работе с ними.

Особенностями развития детей раннего возраста в педагогике считают в основном те факторы, которые являются основой для достижения детьми каких то успехов. К основным особенностям детей раннего возраста относят:

1.очень быстрый темп физического и нервно-психического развития детей. Выражается это в следующем:

а) очень быстрый рост в развитии основных функции организма

б) значительный скачок в физическом развитии выражается в овладении ребенком к концу года прямо хождением.

в) значительный сдвиг в речевом развитии.

2. неравномерность развития детей.

3. особая физическая и психическая ранимость организма детей, низкая сопротивляемость организма.

4. в первые годы жизни очень тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием детей.

5. в раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирования умений и навыков.

6.высокая пластичность мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом.

7. проявляется высокая эмоциональность детей.

8. индивидуальный темп развития личности.

9.у детей еще не большой жизненный опыт, ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки.

Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.

Значение раннего возраста в жизни человека трудно переоценить. В это время закладываются основы физического, психического и личностного развития ребенка.

Задачи работы с детьми 2 – 3 лет.

1.Продолжать укреплять здоровье ребенка, закаливать его.

2.развивать основные виды движений.

3.обогащать связи ребенка с окружающем миром.

4.расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь.

5.обогащать предметную деятельность детей.

6.содействовать развитию личности ребенка: создавать условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности

7.побуждать к соблюдению опрятности.

8.побуждать ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.

9.воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и миру вещей.

 

12. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация – это процесс приспособления человека к новым или измененным условиям жизни.

Биологическая адаптация – это перестройка физиологических систем организма,  обеспечивающая его приспособление к новым условиям жизни. В детском саду режим отличается от домашнего, часто еда не привычна для них, это требует перестройке физиологических механизмов организма ребенка и может вызвать трудности.

Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий и приспособление к ним. Дома ребенок в центре внимания, все подчинено его потребностям. В детском саду он не один, есть другие дети, которые требуют внимания. Кроме этого вокруг новые люди, новая обстановка, новый режим жизни.

Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Изменение среды и привычного образа жизни приводит к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушение в поведении, ухудшении сна и аппетита. Одновременно происходят сдвиги и в других системах организма, снижаются его защитные силы, это приводит к заболеванмю.

Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая

2. Средней тяжести

3. Тяжелая

Отечественные педагоги Аксарина, Щелованов определили основные факторы, которые влияют на протекание процесса адаптации:

1. Возраст ребенка

2. Состояние здоровья ребенка и уровень его развития

3. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

4. Биологический и социальные факторы.

5. Тренированность адаптационных механизмов организма ребенка.

6. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

7. Уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.