1. Анализ деятельности кадровой службы.
В современных условиях одной из наиболее важных и сложных задач является создание эффективного коллектива в образовательном учреждении. Поэтому в работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, а в заключении сделать выводы и дать рекомендации:
• описать организацию и типичную структуру кадровой службы;
• задачи и функции современной кадровой службы;
• особенности управления персоналом в образовательном учреждении;
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере проанализировать соответствие кадровой службы современным требованиям к ней.
2. Система мотивации в управлении персоналом.
Мотивация является одной из функций управления персоналом в образовательном учреждении. В работе необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы, дать рекомендации:
• мотивация труда;
• мотивированные группы;
• методы исследования мотивации;
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере провести исследование мотивации персонала образовательного учреждения.
3. Управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
Высшим уровнем педагогического мастерства является овладение методами педагогического менеджмента, который представляет собой самостоятельную сферу научных знаний, а также совокупность принципов, средств и технологий управления процессом психического и социального развития человека в целостном педагогическом процессе. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• функции управленческой деятельности педагога;
• представить в работе конкретное применение функций педагогического менеджмента в учебном процессе (программа, тематический план, технология урока, средства обучения).
4. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).
Для повышения качества обучения необходимо проектировать соответствующую образовательную среду. Для этого следует уделять внимание организации процесса обучения в мастерской (кабинете). Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• мастерская (кабинет) как объект управления (требования, нормы, техника безопасности, охрана труда и т.д.);
• описание основного продукта деятельности мастерской (кабинета);
• план конкретной мастерской (кабинета), анализ его на соответствие современным требованиям;
• рекомендации по совершенствованию деятельности мастерской (кабинета).
5. Система управления персоналом в образовательном учреждении.
В настоящее время актуальной проблемой в системе образования является компетентность ее работников. Эффективная система управления персоналом в образовательном учреждении является непременным условием успеха учебного процесса. В работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы:
• социально-экономические основы управления персоналом в образовательном учреждении;
• система управления персоналом (состав, структура, кадровая политика и т.п.);
• анализ условий работы сотрудников в конкретном образовательном учреждении (охрана труда, соблюдение психофизиологических и эргономических норм труда, социальная инфраструктура, морально-психологический климат и др.).
6. Система менеджмента в образовательном учреждении.
Сегодня образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:
• организация системы менеджмента в образовательном учреждении (состав, структура, принципы, философия и т.д.);
• анализ системы менеджмента в конкретном образовательном учреждении;
7. Управление научно-исследовательской деятельностью в образовательном учреждении.
Научно-исследовательская деятельность является «двигателем» в развитии образовательного учреждения, а также средством повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• научно-исследовательская деятельность как объект управления;
• место научно-исследовательской деятельности в структуре образовательного учреждения;
• описать конкретный инновационный проект и свое участие в нем;
• проанализировать целесообразность данного проекта.
8. Проектирование рациональной организационной структуры.
Структура образовательного учреждения в системе менеджмента занимает центральное место. А организационное моделирование является одной из самых сложных задач. В работе рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• описать структуру конкретного образовательного учреждения (представить схему);
• описать распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями;
• проанализировать недостатки организационной структуры в соответствии с классификатором управленческих функций, который предложен А.П. Егоршиным (Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие // Под ред. А.И. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. 624с.). Сделать выводы и рекомендации.
9. Миссия образовательного учреждения.
Миссия образовательного учреждения описывает ценности организации, ее устремления и причины создания.
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения;
• сделать SWOT-анализ образовательного учреждения, выявить основные проблемы;
• сформулировать миссию образовательного учреждения, представить ее на трех уровнях (макро-, мезо-, микроуровне).
10. Среда образовательного учреждения.
Образовательное учреждение является открытой системой, функционирует как единое целое, в которой возникают связи с внешней средой. Рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:
• составить PEST-анализ для конкретного образовательного учреждения;
• составить SWOT-анализ образовательного учреждения;
11. Имидж образовательного учреждения.
Имидж образовательного учреждения создается для обретения конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности, наиболее полной реализации миссии. Рекомендуется исследовать конкретные проблемы имиджа образовательного учреждения. Для этого надо:
• разработать анкету по исследованию проблем имиджа;
• провести анкетирование персонала образовательного учреждения:
провести обработку полученной информации;
сделать выводы и рекомендации.
12.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.
Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• нормы, правила, которые должен соблюдать руководитель образовательного учреждения;
• компоненты управленческой культуры;
• техника личной работы руководителя.
13. Аттестация педагогических кадров.
Это обязательная процедура, которую периодически проходит каждый преподаватель. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• нормативное обоснование аттестации педагогических кадров;
• описание процедуры аттестации;
• состояние данной проблемы в конкретном образовательном учреждении (штатное расписание, сроки, место прохождения аттестации и т.п.).
14. Регламентация управления.
• описать регламенты, регулирующие деятельность учреждения как юридического лица (устав, философия, правила внутреннего распорядка и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
15. Регламенты управления.
• описать регламенты, регулирующие деятельность персонала (положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
16. Регламенты управления.
• описать регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, классификаторы, типовые банки данных и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
17. Информационное обеспечение управленческого процесса.
Рекомендуется осветить следующие вопросы:
• информационное обеспечение как одна из важнейших функций при принятии решений;
• коммуникации как связующий процесс менеджмента;
• основные требования к качеству информации;
• основные барьеры коммуникаций;
• анализ коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.
18. Анализ существующей системы коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.
Коммуникации являются связующим процессом менеджмента. Отбор, анализ информации обеспечивает реализацию управленческого цикла. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• структура современных коммуникаций (письменные, устные, наглядные);
• роль информационных технологий в коммуникациях;
• описание существующей системы коммуникаций с позиции сильных и слабых сторон.
19. Формирование групповых норм и группового видения.
Для формирования инновационных команд в образовательном учреждении важно разрабатывать определенные нормы поведения персонала, приобщать персонал к принятию управленческих решений. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• характеристика конкретного образовательного учреждения, миссия образовательного учреждения;
• делегирование полномочий;
• формирование научно-исследовательских групп в образовательном учреждении;
• анализ конкретной ситуации в конкретном образовательном учреждении.
20. Управление мотивацией.
Мотивация является одной из управленческих функций менеджмента. Необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы:
• описание основных теорий мотивации;
• мотивация труда;
• мотивированные группы;
• на примере конкретного образовательного учреждения рассмотреть применение современных теорий мотивации.
21. Стратегия образовательного учреждения.
Стратегическое управление – это управление результатами. Именно оно позволяет образовательному учреждению видеть свою перспективу. Следует рассмотреть следующие вопросы:
• дать обоснование необходимости изменений в образовательном учреждении;
• сформулировать миссию образовательного учреждения;
• сформулировать цели конкретного образовательного учреждения;
• привести пример конкретного инновационного проекта в образовательном учреждении.
22. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).
Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• мастерская (кабинет) как объект управления;
• продукт деятельности мастерской (кабинета);
• проектирование образовательной среды реализации учебной деятельности (общие подходы, критерии и показатели оптимальной образовательной среды);
• план мастерской (кабинета) в соответствии с целями обучения, технологией обучения, критериями оптимальной образовательной среды.
23. Штатная структура образовательного учреждения.
Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, размеры оплаты труда и фонд заработной платы. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• расчет фонда заработной платы;
• штатное расписание;
• привести пример штатного расписания конкретного образовательного учреждения.
24. Лицензирование образовательного учреждения.
После создания образовательного учреждения и его государственной регистрации необходимо получить лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Процесс лицензирования можно разбить на три этапа:
• подготовка документов в соответствии с перечнем Положения о лицензировании;
• порядок рассмотрения документов в Министерстве образования России и Министерстве юстиции;
• получение лицензии.
25. Научная организация труда в образовательном учреждении.
Процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• планировка рабочих мест (руководителя образовательного учреждения, преподавателя);
• техника личной работы;
• нормирование труда.
6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента
При изучении дисциплины «Управление образовательными системами» предусмотрено выделение 152 часа на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.
Видами самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины являются:
а) работа с лекционным материалом, проработка конспекта лекций и учебной литературы;
б) поиск и обзор литературы и электронных источников информации, написание реферата (доклада, научной статьи) по индивидуально заданной проблеме курса;
в) выполнение домашних заданий к занятиям;
г) выполнение практических работ;
д) работа над словарем понятий и терминов;
з) выполнение домашней контрольной работы;
к) изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение (отдельные темы);
л) подготовка и представление электронных презентаций;
м) подготовка к практическим занятиям, семинарам, тестированию, «круглым столам», терминологическим диктантам, зачету и экзамену;
н) сочинение эссе (написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме);
п) аналитическая обработка текста (рецензирование, аннотирование и реферирование, конспектирование);
р) анализ профессиональных ситуаций (кейс-задач);
т) выполнение учебно-образовательного проекта.
Порядок выполнения и контроля видов самостоятельной работы обучающихся отражен в таблицах 2 и 3.
Иные материалы
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие «система». Привести пример любой системы и описать ее.
2. Идея гуманизации профессионального образования. Сущность этой идеи. Основные принципы идеи гуманизации.
3. Идея демократизации профессионального образования. Ее принципы.
4. Структура системы образования РФ.
5. Субординационные и координационные связи.
6. Субъектная и объектная позиции, с которых рассматривается структура управления.
7. Организационный компонент структуры системы образования РФ.
8. Управленческий цикл. Функции менеджмента.
9. Коммуникации менеджмента.
10. Основные элементы организации системы менеджмента в образовательной организации.
11. Основные этапы создания учебного заведения.
12. Учредительные документы.
13. Содержание Устава образовательной организации.
14. Миссия и философия образовательной организации.
15. Организационная структура.
16. Функциональная структура управления.
17. Ролевая структура.
18. Социальная структура.
19. Понятие «рациональная структура управления».
20. Регламенты управления. Виды регламентов. Привести примеры.
21. Научная организация труда. Понятие, принципы, направления, элементы.
22. Организация рабочего места преподавателя и руководителя образовательной организации.
23. Техника личной работы.
24. Понятие «персонал». Категории персонала в образовательной организации.
25. Система управления персоналом. Ее элементы.
26. Сущность планирования персонала.
27. Функции управления персоналом.
28. Оценивание персонала как функция управления персоналом.
29. Сущность процедуры по отбору персонала.
30. Обучение персонала как функция управления персоналом. Методы обучения.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература |
1. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для бакалавров гуманитарных специальностей [Гриф Минобрнауки РФ] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – Москва: Юрайт, 2014. 314 с.
2. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие [для вузов] / В.М. Кожухар. Москва: Дашков и К°, 2014. 290 с. Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань (1).
3. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие [для учителей, руководителей образовательных учреждений и методистов] / [С. С. Татарченкова и др.]; под общ. ред. С. С. Татарченковой. – Санкт-Петербург: КАРО, 2012. 119 с
Дополнительная литература
4.Абазов Ф.Ф. Управление предпринимательской деятельностью общеобразовательных учреждений / Ф.Ф. Абазов. М.: Акад., 2006. 368 с.
5.Башмаков В. И. Управление социальным развитием персонала: учебник для вузов по направлению подготовки "Управление персоналом" [Гриф УМО] / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. 2-е изд., стер. Москва: Академия. 2014. 238 с. (Высшее профессиональное образование). Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1).
6.Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов [Гриф СПбГПУ] / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. М.: Юрайт, 2012. 679 с.
7.Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В.А. Гольдберг. М.: Новая школа, 2001. 176 с.
8. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании / М.А. Гончаров. М.: Изд-во КноРус, 2008. 480 с.
9. Егоршин А.П. Управление российским образованием [Текст]: [монография] / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. 374 с.
10. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы: опытно-ориентированная монография, пособие для руководителей различных типов образовательных учреждений / Л.П. Ильенко. М.: АРКТИ, 2001. 128 с.
11. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Пед. об-во России. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. 256 с.
12. Караковский В.А. Воспитательная система обычной школы / В.А. Караковский // Народное образование. № 4. 2001. С. 77 – 87.
13. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. - Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002. с.69.
14. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / И.А. Колесникова. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. 285 с.
15. Комаров Е.И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие [для вузов] / Е.И. Комаров, Н.Н. Стрельникова, И.В. Малофеев. Москва: Дашков и К°, 2014. 301 с. Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань(1).
16. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. М.: Пед. поиск, 2000. 182 с.
17. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г.Г. Корзникова. М.: Академия, 2008. 288 с.
18. Левин Я.Н. Общешкольный коллектив не миф, а реальность / Я.Н. Левин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. 215 с.
19. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2009. 288 с. (ЕЭМК ЧЗ(1).
20. Мижериков В. Управление общеобразовательным учреждением: словарь-справочник / В. Мижериков // под ред. П. Пидкасистого. М.: Академия, 2011. 384 с.
21. Музыченко В.В. Управление персоналом: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. М.: Акад., 2003. 756 с.
22. Муниров Р.Р. Менеджмент общеобразовательного учреждения: учеб пособие / Р.Р. Муниров. Уфа: Вагант, 2006. 140 с.
23.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. 269 с.
24.Олейникова, О.Н., Муравьева, А. А., Коновалова, Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учеб. пособие – М.: Альфа-М, 2005. 288 с.
25. Панферова Н. Управление в системе образования / Н. Панферова. М.: Феникс, 2012. 256 с.
26. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / под ред. А.М. Моисеева; Пед. об-во России. М., 2001. 256 с.
27. Резник С.Д. Персональный менеджмент: практикум: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, С.Н. Соколов. 2-е изд. доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 255 с. (ЧЗ(1).
28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации».
29. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский дом «Академия», 2008. 384 с.
30. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. 2010. №9. С.3-9.
31. Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. 463 с. (ЭБС Лань).
32.Эрганова, Н.Е. Ведение в технологии профессионального обучения: монография / Н.Е. Эрганова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. 151 с.
32. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. 2008. №1. С.15-22.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 3738.