Причины трудностей обучения письму и чтению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Опасность усиливается и тем, что воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливаются в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию. Необходимо подчеркнуть, что трудности письма и чтения на начальных этапах обучения имеют свою микросимптоматику. Педагоги и родители часто просто «не видят» проблем или не считают трудности серьезными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвертом классе.

Рассмотрим влияние каждого из школьных факторов риска более подробно.

Стрессовая тактика педагогических воздействий. Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, в которых страдающая сторона – ребенок.

Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Нетрудно представить себе, как действуют обычные и типичные реплики типа: «ты опять не успел выполнить задание», «ну, что это за почерк», «не стараешься», «больше не буду проверять такие работы», «читаешь хуже всех», «Ну, что ты мямлишь, читай выразительно». В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как не обращают внимания и на более серьезные конфликты.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности («плохой почерк», «много ошибок», «медленно читаешь») – еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций.

Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения). А эти нарушения здоровья еще больше осложняют формирование навыков письма и чтения, так как снижают внимание, память, способность к произвольной регуляции деятельности, ухудшают нервно-мышечную регуляцию и т.п.

Ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологи доказали, что в ситуации постоянного цейтнота школьник учится и живет в течение многих лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. Это может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся – еще один фактор, создающий трудности обучения письму и чтению. Ярким примером такого несоответствия может служить все еще использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Она нарушает психофизиологическую структуру письма, требует выполнения биомеханически нецелесообразных движений, из-за задержки дыхания создаётся гипоксия и т.п. Результат – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко – неврозоподобные и невротические расстройства.

Еще один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый – наиболее явный (открытый) – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).

Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах и в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6–7 часов в день, а вместе с приготовлением домашних заданий 9–10 часов. Это больше, чем дневная нагрузка взрослого работающего человека. Ситуация постоянного утомления в сочетании с постоянным стрессом нарушает внимание, восприятие, память, нервно-мышечную регуляцию и другие процессы, а значит, процессы письма и чтения.

Нередко и педагоги, и родители жалуются: «когда хочет, может писать красиво, без ошибок и читает хорошо, и все запоминает, но чаще – ленится, не старается».

Взгляд на ситуацию меняется, когда мы начинаем анализировать нагрузку и режим ребенка, когда взрослые начинают понимать, насколько загружен ребенок, как утомлен и напряжен, и получается, что ребенок не ленится, просто у него часто не хватает сил. Причем эти проблемы накапливаются: сегодня «устал – проспал урок», а дома пришлось учить все заново; поздно лег, утром болела голова и опять «проспал уроки». Трудности письма и чтения становятся явными, комплексными в самые сложные периоды учебного года – в декабре, в феврале. И это тоже связано с интенсификацией и нерациональной организацией учебных и внеучебных нагрузок.

Нельзя не сказать, что есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Любой педагог знает, как сократилось количество часов на обучение грамоте и как вырос и усложнился учебный материал. Фактически сами программы требуют, чтобы современные дети научились читать и писать гораздо быстрее, чем их сверстники лет пятьдесят назад.

Самое опасное, что методисты, считая интенсификацию учебного процесса «велением времени», готовы предложить и предлагают методики обучения письму, в которых за урок дети изучают не одну, а две-три буквы или методику обучения чтению за одну-две недели.

Правда, научного обоснования и практической апробации эти «методики» не имеют, но всегда находятся педагоги, готовые к любым инновациям. Наши дети за последние 50 лет не стали ни здоровее, ни более подготовленными к школе. Больше того – они теперь начинают обучению не в 7–8 лет, а в 6–6,5, что также осложняет обучение письму и чтению.

Еще одним фактором риска является недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения. Разумеется, это не вина педагога, просто его этому не учат, в стандартах высшего педагогического образования сокращаются часы на дисциплины, дающие знание ребенка. Все это ведет к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2-м или 3-м классе очень сложно, а порой и невозможно.

Первый этап формирования навыка определяет успешность формирования всего навыка и на втором, и на третьем этапах, когда ребенок будет легко схватывать не только слово, а фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль. Всё, кроме этой мысли, должно уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет не то письмо, о котором мы говорили и психофизиологическую структуру которого разбирали так подробно, – это будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности.

В таблице 1 приведены виды и возможные причины трудностей на начальных этапах обучения письму. Курсивом выделены неадекватные варианты методики обучения и организации учебного процесса.

ТАБЛИЦА 1

ЗАДАНИЕ 1. Диктант текста (4 предложения). Каждое предложение диктуется отдельно.

У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.

Инструкция. Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно.

ЗАДАНИЕ 2. Списывание предложений.

а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);
б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).

Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания.


ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).

Инструкция. К каждой картинке придумай одно предложение и запиши его в тетрадь (на листок), проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение, Бланк № 1).
Характер нарушений почерка позволяет выявить как специфические, так и неспецифические причины трудностей формирования навыка письма.
Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:

Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.

Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно не дописывает).

Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.

Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.

В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.

Для выявления нарушений почерка учащихся 1-х классов можно использовать дополнительные задания (См. Приложение, Бланк № 2).

Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:

1. Ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации).
2. Ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие – шипящие, соноры, аффрикаты и др.).
3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо).
4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь).
5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия).
6. Пропуск слова или предлога.
7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки).
8. Аграмматизмы (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).
9. Орфографические ошибки.

В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок. Таким образом, выделяются доминирующие типы ошибок учащегося.
Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения (см. Табл. 1), что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.

Таблица 1













ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.

а) печатных (строчных и заглавных)

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н

б) письменных (строчных и заглавных)

о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з П, Л, М, Г, Р, Н, К

Инструкция. Назови буквы, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных)

се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла

б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных)

се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли

Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63.

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) Сон, мак, пол; б) мал, зуб, пот

3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) Полюс, карнавал, забор; б) дрова, тряпка, водопад

Инструкция. Прочитай слова, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36.

Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.

Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др.); 3 балла – слово не прочитано (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный балл – 42.
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6. Полученный балл суммируется с итоговым баллом за технику чтения текста, и получается общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 17, максимальный балл – 48.
Далее производится количественная оценка навыка чтения: подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики.
Минимальный балл – 96, максимальный балл – 285.

Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся 1-х классов заносятся в протокол, представленный в Приложении, Бланк № 5.

Навык чтения формируется хорошо и выбранная методика подходит для данного ученика, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы.

В таблице 2 представлены типичные ошибки при формировании навыка чтения учащихся младшего школьного возраста и их возможные причины.

Таблица 2




ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1

Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*

Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Диктант.

Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.

Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки.

Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).

Бланк № 2

Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*

Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.

сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит

Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

Задание 3. Списывание слов с печатного текста.

сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

Бланк № 3

Виды ошибок

Задания

ИТОГ

1 2 3

Ошибки звуко-буквенного анализа

Перестановки      

 

Пропуски       Вставки       Недописывания       Контаминации      

Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству

Глухие – звонкие      

 

Свистящие – шипящие       Лабиализованные       Соноры       Аффрикаты      

Ошибки конфигурации букв

Разное количество элементов      

 

Пространственное расположение элементов       Зеркальное письмо      

Обозначение мягкости

Гласными 2 ряда      

 

Буквой ь      

Персеверации/антиципации

       

Пропуск слова/предлога

       

Отграничение речевых единиц

Слитное написание слов      

 

Раздельное написание слова       Неправильный перенос слова       Пропуск точки       Нет заглавной буквы       Каждое предложение с новой строки      

Аграмматизмы. Нарушения

Словообразования      

 

Согласования       Управления       Употребления предлогов       Орфографические ошибки          

Нарушения почерка

Тремор      

 

Нарушения конфигурации букв       Нестабильная высота и ширина букв       Границы письма      

Общий итог

Заключение: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Бланк № 4

Задания для оценки навыка чтения учащегося 1-го класса*

Задание 1. Распознавание букв.

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К

Задание 2. Чтение слогов.

се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла, се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли

Задание 3. Чтение печатных и письменных слов простого и сложного слогового состава.

сон, мак, пол, мал, зуб, пот, полюс, карнавал, забор, дрова, тряпка, водопад

Задание 4. Чтение простого текста.

Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Бланк № 5



Задание 4.

Чтение текста «Розы», ответы на вопросы.

Ошибки Количество Полученный балл Итог
Искажения      
Пропуски, «непонятные» слова      

Понимание текста

Вопросы Ответы Итог
Где росли цветы?    
Как они назывались?    
Кто за ними ухаживал?    

Общий балл ______________

Задания

Итог 1 2 3 4

 

       

Характер ошибок чтения

ВИДЫ ОШИБОК

ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок)

Итог

1 2 3 4 Искажения           «Застревания»           Невозможность прочтения          

Общее звучание речи

Скорость Средняя Очень быстрая Очень медленная
Голос Средний Очень громкий Иссякающий
Разборчивость Хорошая Нарушено 1 – 2 зв. Общая смазанность
Темп Постоянный Общая неровность Сбивчивый

Заключение: ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте предлагаемые задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов:

· неустойчивости почерка;

· пропусков букв;

· пропусков, недописывания слогов, слов.

2. Проанализируйте задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей чтения учащихся 1-х классов:

· побуквенное или слоговое чтение;

· перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов;

· трудности понимания.

Рекомендуемая литература

1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение.: М.: Академия, 2006.

2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.

3. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама-паблишинг, 2009.

4. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. М.: МГПИ, 2007.

__________________________________________________________________________

* Авторы представленной методики: М.М.Безруких и О.Ю.Крещенко.


Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса*


ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста. Слова подбирались с учетом звуков, близких по звучанию и произнесению, и букв, похожих по написанию.

сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

Инструкция. Спиши все слова и предложения к себе в тетрадь и проверь себя.

ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв (наиболее часто искажаемых при написании).

а) строчные: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х;
б) прописные: Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.


ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов простых (открытых и закрытых), сложных и со стечением согласных.

мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ

ЗАДАНИЕ 7. Диктант слов простого и сложного слогового состава (подбор на разные типы ошибок).

кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок.

ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (6 слов после однократного прослушивания).

Дети нашли в саду колючего ежа.

ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста (подбор слов на разные типы ошибок).

Ночью в лесу

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Инструкция. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно, проверяй написанное.

ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельная подпись двух сюжетных картинок (2 предложения).

Инструкция. По каждой картинке придумай одно предложение и напиши его в тетрадь, проверь правильность написания.

ЗАДАНИЕ 11. Самостоятельное составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

Инструкция. Придумай небольшой рассказ по этой картинке (2–3 предложения) и запиши его к себе в тетрадь.

ЗАДАНИЕ 12. Самостоятельное составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: Разложи картинки по ходу сюжета, сочини рассказ и запиши его к себе в тетрадь. Проверь правильность написания.

Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение, Бланк № 1).Так же, как и у учащихся 1-го класса, оценка письма производится по качественному критерию. Все ошибки классифицируются по типу нарушений и заносятся в специальную итоговую таблицу (см. в лекции 3, ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).

Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:

Тремор: 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.

Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – не соблюдение поля рабочего листа (пересекает границы либо сильно недописывает).

Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.

Нестабильная высота и ширина букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.

В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк сформирован), 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 и больше баллов свидетельствует о трудностях формирования почерка (почерк несформирован или сформирован неправильно).

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.

а) печатных (строчных и заглавных);
б) письменных букв (строчных и заглавных):

а) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, б) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В

Инструкция. Назови все буквы.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно;
2 балла – допущены различные ошибки (искажения, «застревания», самоисправления, примеры заносятся в протокол); 3 балла – буква не узнана (ребенок не может прочитать). Минимальный балл – 45, максимальный балл – 135.



ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных);
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):

а) се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра, плы б) се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол.

Инструкция: Прочитай слоги.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слог не узнан (не прочитан). Минимальный балл – 46,
максимальный балл – 138.



ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1. Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных:

а) лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук б) год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол

3.2. Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных.

а) завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; б) мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин.

Инструкция. Прочитай слова.

Оценка задания:оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза; 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово не прочитано, либо прочитана бессмыслица. Минимальный балл – 35, максимальный балл – 105.

ЗАДАНИЕ 4. Чтение сложного текста (9 сложных предложений) с последующими ответами на 2 вопроса (на понимание текста).

Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий)

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки (замены букв, слогов, окончаний, «застревания» и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово пропускается (без последующего исправления), либо читается непонятное слово (без последующего исправления).

Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл за эту категорию – 2, максимальный – 4. Полученный балл прибавляется к итоговому баллу за технику чтения текста и получаем общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 96, максимальный балл – 286.

Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитываем общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики, который легко подсчитывается в итоговой таблице. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.

Навык чтения считается сформированным, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Общий суммарный балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирования навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала. Если общий суммарный балл больше 235 – у ребенка наблюдаются комплексные трудности навыка чтения, навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.

Качественная оценка предполагает оценку уровня сформированности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). Кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Различные нарушения общего звучания речи наблюдаются у детей с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности (трудностях автоматизации) навыка.

Результаты обследования учащегося заносятся в протокол оценки сформированности навыка чтения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М. Эксмо, 2009.
  2. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009.
  3. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. Москва Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  4. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей СПб, 1997.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений письма в 4 классе:

– орфографические ошибки;
– сильный тремор, неустойчивый почерк;
– пропуски, замены, недописывания.

2. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений чтения в 4 классе:

– ошибки при чтении;
– трудности понимания прочитанного;
– трудность пересказа.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1

Задания для оценки сформированности навыка письма

ЗАДАНИЕ 1. Списывание слов с рукописного текста.

сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит

ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста.

Сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв.

а) п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х б) Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ

ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов.

мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ

ЗАДАНИЕ 7. Диктант слов.

кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок

ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (записать после однократного прослушивания).

Дети нашли в саду колючего ежа.

ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста.

НОЧЬЮ В ЛЕСУ Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельно подписать 2 сюжетных картинки (по 1 предложению).

ЗАДАНИЕ 11. Составить и записать рассказ по сюжетной картинке (2–3 предложения).

ЗАДАНИЕ 12. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

Бланк № 2

Задания для оценки навыка чтения

ЗАДАНИЕ 1. Чтение печатных и письменных букв.

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В

ЗАДАНИЕ 2. Чтение открытых и закрытых слогов – печатных и письменных.

се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра; плы се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол

ЗАДАНИЕ 3. Чтение письменных и печатных слов.

3.1. Простого слогового состава

лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол

3.2. Сложного слогового состава

завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться; мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин

ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста с последующими ответами на вопросы.

Пушок В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При том еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (Г. Скребицкий)

 

Вопросы Ответы Итог
Почему ежика звали Пушком?  

 

Чем кормили ежика зимой?  

Бланк № 3

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв

ПЕЧАТНЫЕ Балл а о с з е д л м у и ш ж х в р ф П Л Б В Р Г М И Н Итог
Узнает сразу 1                                                    
Заменяет 2                                                  

 

Не узнает 3                                                  

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл о м ш х у с л ц ж д е и щ з в м б П Г Н Итог
Узнает сразу 1                                          
«Заменяет 2                                        

 

Не узнает 3                                        

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов

ПЕЧАТНЫЕ балл се бы ми ню чи сэ ос ва фэ явн осе мли пла щац фар Итог
Читает правильно 1                                
Искажения

2

                             

 

«Застревания»                              
Не читает 3                              

 

ПЕЧАТНЫЕ балл овр плю фра вздро быстр скла спро бра плы Итог
Читает правильно 1                    
Искажения

2

                 

 

«Застревания»                  
Не читает 3                  

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл се ли ду ва ос пи сэ ми ля тит вод Итог
Читает правильно 1                        
Искажения

2

                     

 

«Застревания»                      
Не читает 3                      

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл шта уз плы шли тря пне тще льто гни дро бол Итог
Читает правильно 1                        
Искажения

2

                     

 

«Застревания»                      
Не читает 3                      

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1. Простого слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ балл лед мох нос дуб пол швы лист жук Итог
Читает правильно 1                  
Искажения

2

               

 

«Застревания»                
Не читает 3                

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл год мыл воз дуб оса топ Мила пол Итог
Читает правильно 1                  
Искажения

2

               

 

«Застревания»                
Не читает 3                

3.2. Сложного слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ балл завод карнавал здание простыня зеркало журавль Итог
Читает правильно 1              
Искажения

2

           

 

«Застревания»            
Не читает 3            

 

ПЕЧАТНЫЕ балл созвездие аквариум электричество фотографироваться Итог
Читает правильно 1          
Искажения

2

       

 

«Застревания»        
Не читает 3        

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл мишка титры конверты медуза паштет Итог
Читает правильно 1            
Искажения

2

         

 

«Застревания»          
Не читает 3          

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл гнездо милиционер бутерброд гуталин Итог
Читает правильно 1          
Искажения

2

       

 

«Застревания»        
Не читает 3        

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста «Пушок» с последующими ответами на вопросы.

Ошибки Количество Полученный балл Итог
Искажения    

 

Пропуски, «непонятные» слова    

Понимание текста

Вопросы Ответы Итог
Почему ежика звали Пушком?  

 

Чем кормили ежика зимой?  

Общий балл ______

Задания

Итог 1 2 3 4

 

       

Характер ошибок чтения

ВИДЫ ОШИБОК

ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок)

Итог 1 2 3 4 5   Искажения             «Застревания»             Невозможность прочтения            

Общее звучание речи

Скорость Средняя Очень быстрая Очень медленная
Голос Средний Очень громкий Иссякающий
Разборчивость Хорошая Нарушено 1–2 зв. Общая смазанность
Темп Постоянный Общая неровность Сбивчивый

Заключение: _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

* Авторы представленной методики: М.М.Безруких и О.Ю.Крещенко.





Ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ, пожалуй, самая распространенная форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15–20%, причем этот диагноз в 3–5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.). Затруднена и диагностика СДВГ. Как правило, для этой цели используются специальные опросники для родителей, однако они не всегда дают объективную информацию. В последние годы для диагностики СДВГ используются специальные методы изучения функционирования мозга детей. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, мы даем классическое описание этих симптомов.

Симптомы невнимательности:

· недостаточно внимателен к деталям;

· с трудом удерживает внимание;

· как бы не слушает говорящего;

· не может довести дело до конца;

· с трудом организует свою деятельность;

· избегает выполнения задания;

· теряет предметы;

· отвлекается на внешние раздражители;

· все забывает.

Симптомы гиперактивности:

· дрыгает руками или ногами, крутится;

· не может усидеть на месте, когда это требуется;

· чрезмерно разговорчив;

· носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

· с трудом может тихо играть;

· всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

· выпаливает ответы;

· чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

· прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родителей. Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка постоянно, по крайней мере, в течение полугода. Следует понимать, что изменения в поведении иногда бывают у каждого ребенка: например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. Утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т.п., однако всё это временные проявления нарушения поведения. У детей с СДВГ эти проявления постоянны.

Только врач может поставить диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Он же может выделить форму этого расстройства – сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Зона занятий

Зона отдыха

Представим себе 45-минутный урок, который разделен на четыре 10-минутных этапа работы (первоклассник больше 10 минут напряженно, без отвлечений работать не может). Каждая 10-минутная часть урока – это работа учителя с 5–7 (2–3 или одним учеником), остальные в это время выполняют индивидуальные задания самостоятельно. За один урок учитель может проработать сложный материал в малой группе, причем в одной группе, возможно, необходимо особое объяснение, в другой – более медленный или более быстрый темп, в третьей – сначала повторение пройденного и т.п. Важно заметить, что дети очень быстро привыкают к такому режиму работы, ценят время индивидуальных занятий с учителем, учатся работать самостоятельно.

В помощь учителю можно привлечь помощника – родителя (каждый родитель будет исполнять эту функцию раз в месяц). Родители охотно соглашаются, и это не только снимает многие конфликты, нередко возникающие между учителем и родителями, но и дисциплинирует детей. Помощником учителя может быть и студент педагогического колледжа (практика привлечения волонтеров-родителей и помощников учителя – студентов есть во многих странах).

Зона отдыха предназначена для тех, кто очень устает в течение урока, тех, кому необходимо расслабиться, несколько минут полежать на коврике. Это может быть совсем небольшая часть класса.

При изучении какой-то новой темы работа на первом уроке может быть фронтальной, затем несколько следующих уроков – индивидуально-групповой и в заключение – опять фронтальной. Такой вариант позволяет снять многие проблемы и вовремя оказать помощь при возникающих трудностях.

Индивидуально групповая работа очень эффективна при работе с часто болеющими, медлительными и гиперактивными детьми. Такая форма работы позволяет уделить внимание и выделить 3–5 минут для развития моторики, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и других недостаточно сформированных познавательных функций.

Вариант IV

Специальная работа

Такую работу ведут специалисты (педагог, психолог, логопед и т.п.) индивидуально или в малых группах с детьми, имеющими школьные проблемы. Она может проводиться как на базе школы, так и на базе ППМС-центров, различных центров помощи детям со школьными проблемами. Как правило, там дети проходят углубленное нейропсихологическое, психологическое и нейрофизиологическое обследование, которое позволяет выявить причины и механизмы школьных трудностей. Недостатками работы с детьми в центре, как правило, являются оторванность от школы, отсутствие контактов с педагогом, отсутствие единой тактики работы в школе, дома и в центре.

Необходимо, чтобы планирование, разработка тактики и методики работы проводились специалистами совместно с педагогом и родителями.

Вариант V

Причины трудностей обучения письму и чтению

Рис. 1

Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации эффективной помощи ребенку.
Рассмотрим подробнее экзогенные (внешние) факторы, которые могут способствовать возникновению трудностей в обучении.

Экологические (внешнесредовые) условия жизни ребенка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.

Очень интересна ситуация, связанная с социокультурными условиями развития ребенка до школы, которая в последние годы стала достаточно частой причиной трудностей обучения письму и чтению. Это очень раннее (до 5 лет) обучение письму и чтению. Важно подчеркнуть, что есть дети, которые достаточно рано (в 4–5 лет) начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами. Разумеется, в этих случаях целесообразно поддержать интерес ребенка, помочь ему. Очень полезны на этом этапе все варианты заданий-игр, развивающих внимание, речь, моторику, зрительное восприятие, память и т.п. Однако чаще всего родители сетуют на то, что «ребенок знает все буквы, но читать не хочет». Это и есть главная ошибка, ребенок не «не хочет», а «не может» еще читать.

Процесс чтения очень сложен, а способность различать и называть буквы (чаще бывает, что помнит ребенок далеко не все буквы) – только один элемент этого процесса. Большое значение для чтения имеет сформированность механизмов внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Ребенок должен уметь не только различать буквы, но и удерживать внимание, сохранять в памяти предыдущую букву, пока анализируется следующая и т.п. Нередко давление взрослых столь велико, что ребенок, на первых порах пытавшийся читать, начинает категорически отказываться это делать. Но бывает и другой вариант, когда ребенок, вынужденный читать, на самом деле дифференцирует одну-две буквы в начале слова, а затем пытается это слово угадать. Это совсем несложно, когда он «читает» знакомую сказку, но таким образом формируется нерациональный, неэффективный механизм чтения. Переучить ребенка будет очень сложно, и чаще всего это не удается, а трудности чтения могут остаться на всю жизнь. Появившийся у практиков термин «угадывающее» чтение характеризует неэффективный вариант формирования этого навыка. Очень интересны исследования, в которых изучаются движения глаз при чтении. Они показали, что при угадывающем чтении взгляд несколько раз возвращается к одному и тому же угаданному, но не всегда верно слову (иногда, даже если читается следующее предложение). Это показывает, что при угадывании теряется смысл читаемого текста, а значит затруднено понимание. Не менее сложно идет в дошкольном возрасте и освоение курсивного письма, но сейчас совсем нередки случаи, когда уже в детском саду ребенку дают прописи и задают на дом письменные домашние задания.

Письмо, так же как чтение, очень сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции. В 4–5 лет эти функции еще незрелы, несовершенны, поэтому письмо курсивными буквами для большинства детей просто невыполнимая задача. Но совсем нередки случаи, когда уже в детском саду ребенку дают прописи и задают на дом письменные домашние задания. Дети, рано начинающие писать, часто неправильно держат ручку, испытывают очень сильное мышечное напряжение, у них отмечается стойкое нарушение почерка, трудности звуко-буквенного анализа.

Пожалуй, самым главным негативным эффектом сверхраннего обучения является негативный опыт обучения, негативные эмоции, связанные с неудачами, невозможностью выполнить то, что требуют взрослые. В этих случаях неудачи убивают мотивацию учения еще до того, как ребенок начинает учиться в школе.

В случаях, если дети достаточно рано (в 4–5 лет) начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами, целесообразно поддержать их интерес, оказывать помощь. Очень полезны на этом этапе все варианты заданий-игр, развивающих внимание, речь, моторику, зрительное восприятие, память и т.п.

К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:

1) стрессовая тактика педагогических воздействий;
2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
3) интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
4) недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно (в течение многих лет) в период интенсивного роста и развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к любым воздействиям. Мы рассмотрим влияние каждого из этих факторов отдельно, т.к. именно они являются причиной многих трудностей при обучении письму и чтению.

Следует заметить, что этим факторам уделяется гораздо меньше внимания, чем способностям ребенка, его готовности к обучению. Как правило, ответственность за трудности обучения письму и чтению возлагается на ребенка: «не готов», «не способен», «не старается», «мало занимается» и т.п. Между тем правильная организация учебного процесса и верная тактика педагога могут помочь самому «не готовому» к школе ребенку успешно учиться и, наоборот, школьные факторы риска могут стать причиной очень глубоких проблем формирования письма и чтения даже у очень способных и подготовленных к школе детей.





Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Опасность усиливается и тем, что воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливаются в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию. Необходимо подчеркнуть, что трудности письма и чтения на начальных этапах обучения имеют свою микросимптоматику. Педагоги и родители часто просто «не видят» проблем или не считают трудности серьезными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвертом классе.

Рассмотрим влияние каждого из школьных факторов риска более подробно.

Стрессовая тактика педагогических воздействий. Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, в которых страдающая сторона – ребенок.

Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Нетрудно представить себе, как действуют обычные и типичные реплики типа: «ты опять не успел выполнить задание», «ну, что это за почерк», «не стараешься», «больше не буду проверять такие работы», «читаешь хуже всех», «Ну, что ты мямлишь, читай выразительно». В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как не обращают внимания и на более серьезные конфликты.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности («плохой почерк», «много ошибок», «медленно читаешь») – еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций.

Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения). А эти нарушения здоровья еще больше осложняют формирование навыков письма и чтения, так как снижают внимание, память, способность к произвольной регуляции деятельности, ухудшают нервно-мышечную регуляцию и т.п.

Ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологи доказали, что в ситуации постоянного цейтнота школьник учится и живет в течение многих лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. Это может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся – еще один фактор, создающий трудности обучения письму и чтению. Ярким примером такого несоответствия может служить все еще использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Она нарушает психофизиологическую структуру письма, требует выполнения биомеханически нецелесообразных движений, из-за задержки дыхания создаётся гипоксия и т.п. Результат – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко – неврозоподобные и невротические расстройства.

Еще один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый – наиболее явный (открытый) – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).

Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах и в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6–7 часов в день, а вместе с приготовлением домашних заданий 9–10 часов. Это больше, чем дневная нагрузка взрослого работающего человека. Ситуация постоянного утомления в сочетании с постоянным стрессом нарушает внимание, восприятие, память, нервно-мышечную регуляцию и другие процессы, а значит, процессы письма и чтения.

Нередко и педагоги, и родители жалуются: «когда хочет, может писать красиво, без ошибок и читает хорошо, и все запоминает, но чаще – ленится, не старается».

Взгляд на ситуацию меняется, когда мы начинаем анализировать нагрузку и режим ребенка, когда взрослые начинают понимать, насколько загружен ребенок, как утомлен и напряжен, и получается, что ребенок не ленится, просто у него часто не хватает сил. Причем эти проблемы накапливаются: сегодня «устал – проспал урок», а дома пришлось учить все заново; поздно лег, утром болела голова и опять «проспал уроки». Трудности письма и чтения становятся явными, комплексными в самые сложные периоды учебного года – в декабре, в феврале. И это тоже связано с интенсификацией и нерациональной организацией учебных и внеучебных нагрузок.

Нельзя не сказать, что есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Любой педагог знает, как сократилось количество часов на обучение грамоте и как вырос и усложнился учебный материал. Фактически сами программы требуют, чтобы современные дети научились читать и писать гораздо быстрее, чем их сверстники лет пятьдесят назад.

Самое опасное, что методисты, считая интенсификацию учебного процесса «велением времени», готовы предложить и предлагают методики обучения письму, в которых за урок дети изучают не одну, а две-три буквы или методику обучения чтению за одну-две недели.

Правда, научного обоснования и практической апробации эти «методики» не имеют, но всегда находятся педагоги, готовые к любым инновациям. Наши дети за последние 50 лет не стали ни здоровее, ни более подготовленными к школе. Больше того – они теперь начинают обучению не в 7–8 лет, а в 6–6,5, что также осложняет обучение письму и чтению.

Еще одним фактором риска является недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения. Разумеется, это не вина педагога, просто его этому не учат, в стандартах высшего педагогического образования сокращаются часы на дисциплины, дающие знание ребенка. Все это ведет к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2-м или 3-м классе очень сложно, а порой и невозможно.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 391.