Тема 1.2 Заготовка леса, хранение и транспортировка лесоматериалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Древесина- это природный продукт, представляет собой хороший конструкционный строительный материал, отличающийся малым удельным весом, сравнительной легкостью обработки, прочностью и долговечностью, сопоставимыми с прочностью и долговечностью железобетона, материал, который постоянно воспроизводится природой. Обширные лесные массивы занимают почти половину территории России. Основные площади лесов располагаются в районах Сибири и Дальнего Востока, а также на севере Европейской части страны. Хвойные леса занимают ¾ лесов, из них 2/5- лиственница,1/6- осина,1/8- ель, ну а на оставшейся площади располагаются пихта и кедр.

Лиственные породы занимают ¼ от площади всех лесов. Наиболее распространенна берёза, а такие ценные лиственные породы как дуб, буке, граб занимают значительно меньшие площади.

     Хвойную древесину используют для изготовления основных деталей и конструкций, так как она имеет наибольшую стойкость к загниванию, благодаря наличию природного антисептика (смола). Сосновая древесина имеет наиболее высокие качества, как строительный материал, еловая близка к сосновой, а вот лиственница по прочности и стойкости к загниванию превосходит сосновую, но имеет пониженную прочность на скалывание.

Древесина  транспортируется   на строящийся объект или на завод ( полигон ) автомобильным, железнодорожным или водным видом транспорта, складируется или на приобъектном складе, или на складе завода. Штабеля из бревен должны иметь высоту не более 2м, а пиломатериалов не более 3м, В нижней части штабеля, на высоте до 400мм оставляется просвет для проветривания, такие же просветы оставляются и по высоте штабеля, путём установки прокладок между пакетами брёвен и пиломатериала. Между штабелями необходимо оставлять проходы шириною до 2м, а штабеля с брёвнами необходимо предохранять от раскатывания путём закрепления проволочными или цепными растяжками и упорами.

    Перед укладкой бревен в штабеля, их необходимо очистить от коры и сучьев. Штабеля с лесоматериалами защищают от увлажнения, загнивания и возгорания. Над складом хранения древесины необходимо соорудить односкатную крышу, такие условия хранения способствуют естественной сушке материалов. В свежесрубленном дереве влажность обычно составляет 50 – 70 %, а для строительства мостов по СП 35.13330 допускается применять древесину с влажностью: брёвен – 25% (полусухая) пиломатериалов – 20% ( сухая ), пиломатериалов для клеёных конструкций, мелких деталей и соединений – 12%.( воздушно сухая).

Влажность древесины для свай и других элементов, расположенных ниже уровня воды не ограничивается. При изготовлении деревянных конструкций в условиях стройплощадки допускается применять древесину для несущих конструкций с влажностью до 25%, а для вспомогательных до 40%.

Сроки естественной сушки зависят от времени года и толщины материала. Для тонкого пиломатериала ( до 50мм ) её продолжительность в теплое время года составляет 20-30 дней, а для толстого и брёвен 45 – 60 дней. Достоинство естественной сушки древесины- постепенное и равномерное уменьшение влажности древесины, что особенно положительно влияет на качество брёвен и бруса, они растрескиваются в меньшей степени. В настоящее время на лесозаготовительных производствах преимущество имеет искусственная сушка древесины в специальных камерах горячим воздухом, паром, газом, токами высокой частоты и другими способами в зависимости от технической оснащенности предприятия. Искусственная сушка возможна круглогодично с регулированием влажности, одним из эффективных способов искусственной сушки является нагрев древесины в петролатуме- маслянистом материале, получаемом при очистке нефтяных смазочных материалов. При этом способе лесоматериал погружают в специальные ванны с петролатумом и нагревают до 120-140 * С.  В нагретой масляной среде из древесины быстро испаряется влага, при этом не происходит каких-либо повреждений. Благодаря равномерному нагреву и некоторой пластификации древесины она хорошо стерилизуется и приобретает лучшую сопротивляемость загниванию.

При высыхании древесина уменьшается в размерах, причём в основном по годичным кольцам, т.е. по поперечному сечению, из-за неравномерности высыхания происходит коробление и растрескивание древесины, наиболее подвержен короблению тонкий пиломатериал, причём доска коробится в сторону выпуклости годичных колец.

Для деревянных конструкций мостов следует применять древесину хвойных пород: сосны, ели, лиственницы, пихты, удовлетворяющие требованиям ГОСТ ов 9463-88; 8186-86Е. Растянутые и изгибаемые элементы пролётных строений и мостовые брусы должны выполняться из древесины 1-ого сорта, остальные элементы конструкций мостов могут быть выполнены из древесины 2-ого сорта по СП 35.13330-2011г). Для ж.д. мостов применение ели и пихты допускается только по согласованию с РЖД.

Для изготовления мелких деталей соединений (опорных брусьев, насадок, подушек, шпонок, нагелей и др.) следует применять древесину твёрдых лиственных пород ( дуба, ясеня, бука и граба), не имеющих пороков и удовлетворяющую требованиям ГОСТа 9462-88 для круглого леса лиственных пород и ГОСТ 2695-для пиломатериалов лиственных пород. Допускается применять для опорных брусьев и насадок в опорах мостов круглый лес и брусья из древесины твёрдых лиственных пород. Лесоматериалы, бывшие в употреблении допускаются к применению при условии, что они удовлетворяют требованиям СНИПа3.06.04-91 «Мосты и трубы». Применение разных пород древесины в одном несущем элементе не допускается. Сухостойную древесину (высохшую на корню) применять для строительства деревянных мостов запрещается.

 ПРИЕМКА поступившего на строительство моста или его элементов лесоматериала производиться по ГОСТ 2292-88*. Лесоматериалы предъявляют к приемке партиями. Партией считается любое количество лесоматериалов одного назначения, оформленное одним документом о качестве.

 Документ о качестве должен содержать:

  • наименование ведомства или организации, в систему которых входит предприятие-поставщик;
  • наименование предприятия-поставщика и его местонахождение;
  • номера пакетов или сплоточных единиц;
  • назначение, породу, размеры, количество (в штуках и кубических метрах)
  •  сорта лесоматериалов по каждому пакету (пучку) и в целом по партии;
  • обозначение настоящего стандарта.

Прочностные характеристики (нормативное и временное сопротивления) древесины, применяемой для изготовления элементов деревянных мостов, должны соответствовать требованиям, указанным для сортовой древесины.

Лабораторные испытания образцов древесины по прочности следует проводить при сооружении мостов с деревянными фермами, клеёных балок, во всех случаях, при наличии признаков пониженной прочности древесины и замене на другую древесину, неуказанную в рабочей документации, ширине годичных слоев более 5 мм и содержании в них поздней древесины менее 20%. Древесина считается пригодной, если полученная прочность при испытании не ниже нормативной.

Достоинства и недостатки лесоматериала:

Достоинства:- достаточно высокая прочность при небольшой объёмной массе, достаточная жесткость и малая теплопроводность

Недостатки:

  • анизотропность - неоднородность свойств вдоль и поперек волокон ( прочность), что приводит к появлению внутренних напряжений, а затем к образованию трещин и короблению

· Гигроскопичность-способность поглощать и отдавать влагу в значительном количестве при изменении влажности и температуры окружающей среды, что приводит к набуханию или, наоборот, к усушке

· Загниваемость - способность древесины разрушаться под воздействием микроорганизмов.

· Сгораемость и легкая воспламеняемость, что делает деревянные конструкции очень огнеопасными.

· Колебания величины прочности в пределах одной породы, в зависимости от условия роста и наличия пороков.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.