VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Формирование единого информационного пространства требует решения проблем связи и телекоммуникации. Отношения по поводу развития средств связи регулируются федеральными законами «О связи» (принят 7 июля 2003г. №126-Ф3), «О федеральной фельдъегерской связи» (принят 17 декабря 1994г. №67-Ф3,ред. 2015г), «О почтовой связи» ( принят 9 августа 1995 г. №129-Ф3 ред. 2011г).

Важнейший закон в этой области — Федеральный закон «О связи», Он устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осу­ществляемой под юрисдикцией Российской Федерации (федеральная связь, далее — связь), определяет полномочия органов государствен­ной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в ней или пользующихся услугами связи.

К федеральной связи относятся все сети и сооружения электричес­кой и почтовой связи на территории Российской Федерации (за ис­ключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).

Связь является неотъемлемой частью производственной и социаль­ной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, орга­нов государственной власти (управления), обороны, безопасности, ох­раны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридичес­ких лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Пра­вительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполни­тельной власти в области связи.

Важнейшим направлением работ в области связи является разви­тие сетей связи, т.е. технологических систем, обеспечивающих один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимиль­ную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания. Сюда относятся следующие сети связи: сети связи общего пользования, ведомственные сети связи, выделенные сети связи, сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Феде­рации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и рас­пространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и дру­гих выплат целевого назначения.

Закон гарантирует свободу почтовых отправлений и транзита почты на всей территории страны.

Управление деятельностью в области связи осуществляется в соот­ветствии с рассматриваемым законом федеральными органами испол­нительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. В пределах своих полномочий эти органы несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.

Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиове­щания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, уста­новленном Правительством РФ.

Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предо­ставлением услуг связи, осуществляется на основании должным обра­зом полученной и оформленной для этой цели лицензии в соответст­вии с законом.

Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертифика­ции) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и тех­ническим требованиям.

На территории Российской Федерации предприятия связи созда­ются и функционируют на основе единства экономического простран­ства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.

Сети и средства связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.

Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.

При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи.

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой Государства. Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.

Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и  высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле-и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.

Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.

Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях.

Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и  об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб в соответствии с действующим законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, а также физические и  юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения закона

связи, других федеральных законов, а также иных правовых актов несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг или выполнении работ в области связи пользователь вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещения ущерба.

Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области связи между предприятиями связи, а также между пользователями связи и предприятиями связи, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ.

Международное сотрудничество в области связи осуществляется на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.

Учитывая развитие в Россия работ по созданию информационной инфраструктуры и систем телекоммуникации с выходом на трансграничные информационные сети, рассматривается вопрос о подготовке Федерального закона «О федеральных сетях телекоммуникации в Российской Федерации»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 62.