Ответственность за нарушение прав авторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Это закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законом запрещается (ст. 10):

· незаконное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирования формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

· введение в заблуждение потребителей, причинение вреда или возможность этого путем распространения ложной информации.

Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" (Федерального закона от 11.12.2002 этот документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков (ТЗ), знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.

В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок «®», буквенные сочетания «ТМ» (сокращение от trademark), «SM» (сокращение от service mark), а также слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак», «Marque deposee», «Marca registrada».

Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использованна только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.

Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.

Обозначение Trade mark ™, «TM» или «™», не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана и при использовании этого наименования после регистрации товарного знака можно получить претензию правообладателя.

Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.

Правовая охрана ТЗ предоставляется на основе его государственной регистрации и действует в течение 10 лет. Срок действия ТЗ может быть продлен каждый раз на 10 лет. ТЗ может быть выполнен в любом цвете или цветном изображении. Не допускается регистрация ТЗ:

· cостоящих только из обозначений;

· не обладающих различительной способностью;

· представляющих собой государственные гербы и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные клейма, печати, награды и др. знаки отличия. Такие обозначения могут быть включены в ТЗ как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

Наименование мест происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара. Правовая охрана наименования мест происхождения товара предоставляется на основе его регистрации и действует бессрочно. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом районе и производящему товар с теми же свойствами. Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявка на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара подается в Патентное ведомство. Свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течении 10 лет и продлевается каждый раз на 10 лет.

Закон РФ "О коммерческой тайне" принят 2004 г. (ред. 2007г.) часть статей утратили силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием в 2006 г. ГК РФ

Коммерческая тайна - не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

К информации, составляющей КТ, относят сведения, которые называют "ноу-хау".

Ноу-хау - не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности: различного рода технические знания и опыт, включая методы, способы и навыки; разработки и использования технологических процессов; методы и способы лечения и т.п.

В законе о коммерческой тайне объект коммерческой тайны определен как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

В связи с принятием в конце 2006 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ были внесены изменения и дополнения в ряд федеральных законов. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3283; 2006, № 6, ст. 636) внесены изменения, имеющие принципиальный, если не революционный, по своим последствиям характер после вступления этого закона в силу с 1 января 2008 г.

Во–первых, сфера отношений, регулируемых данным законом, существенно сокращается. Если раньше закон регулировал отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, ее передачей и охраной конфиденциальности, то с 1 января 2008 г. предметом данного закона являются отношения, связанные только с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении секретов производства (ноу хау).

В связи с принятием части четвертой ГК РФ снят спор специалистов относительно правовой природы ноу-хау. Не всякая коммерческая информация является объектом прав интеллектуальной собственности. Таким объектом может быть ноу-хау, и это отражено в новой части ГК РФ. В ст. 1465 «Секрет производства (ноу-хау)» установлено следующее: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные идр.), в том числе о результатах интеллектукальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о спосабах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которы у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим «коммерческой тайны». А в соответствии со ст.1466 исключительное право на секрет производства, принадлежащее обладателю, означает исключительное право использования его в соответствии со ст.1229 ГК РФ любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.

В то же время предлагается действующую норму о понятии «режим коммерческой тайны» признать утратившей силу, под коммерческой тайной понимать режим конфиденциальности информации (сегодня — конфиденциальность информации).

Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К коммерческой тайне относится информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3).

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5):

· учредительные документах юридического лица, документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

· документы, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности;

· о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

· о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке и других факторах;

· о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

· о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

· о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

· об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

· о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

· о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

· недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по требованию органа государственной власти предоставляет ее на безвозмездной основе (ст. 6).

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Организационные меры по охране конфиденциальности информации, должны включать (ст. 10):

· определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

· ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

· учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

· регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

· нанесение на документы, содержащие коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (ст. 11).

Работодатель обязан:

· ознакомить под расписку работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

· ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

· создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны;

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Причиненные ущерб не возмещается работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.

Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось (ст. 11).

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение настоящего закона (ст. 14).

Нарушение закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, несут гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

В отличие от материальных вещей, интеллектуальная собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты на получение информации и ее защиту, но и потенциальную стоимость (возможная прибыль при ее реализации).

В настоящее время в РФ приняты следующие законодательные акты, защищающие права граждан и юридических лиц на результаты своей интеллектуальной деятельности.

1. Закон РФ "О коммерческой тайне", от 29.07.2004г. №98-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ, ч.1, 2,4.

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96г.

Действует также ряд международных конвенций и соглашений, связанных с охраной интеллектуальной собственности:

1. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (редакция от 2 октября 1979 г.), заключенная в Париже.

2. Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., заключенная в Берне (последняя редакция 1971 г.).

3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 октября 1952 г., заключенная в Женеве.

4. Конвенция по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения фонограмм от 29 октября 1971 г., заключенная в Женеве.

5. Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. (редакция 2 октября 1979 г.), заключенная в Стокгольме.

6. Конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (редакция от 2 октября 1979 г.), заключенная в Мадриде.

7. Гаагское соглашение по международному депонированию промышленных образцов от 28 ноября 1960 г. (редакция от 2 октября 1979г.).

В связи с перечисленными выше международными соглашениями были созданы организации и союзы по охране ИС:

· Международное бюро по интеллектуальной собственности;

· Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС);

· Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский Союз), образованный Парижской конвенцией по охране промышленной собственности;

· Международный союз (Бернский Союз), образованный Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений.

Вопросы по теме: "ЗАЩИТА ПРАВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

1. Дайте определение понятию "интеллектуальная собственность".

2. Какие существуют правовые формы защиты интеллектуальной собственности?

3. Назовите правовую базу защиты интеллектуальной собственности в РФ.

4. Как выглядит знак охраны авторского права и смежных прав"?

5. Назовите срок действия исключительных прав для авторского и патентного права?

6. Какие действия являются нарушением авторского и патентного права?

7. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

8. Какие реквизиты необходимо нанести на документы, содержащие коммерческую тайну?

9. Назовите организационные меры, принимаемые работодателем по охране конфиденциальности информации.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.