Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства

Организации

Библиотеки

Архивы

Музеи

Информационные центры и другие органы информации

Информационные фонды

Центры анализа информации

Информационные агентства, другие органы массовой информации:

Другие организации — владельцы и распорядители ИР

 Органы государственной власти

Федеральные органы государственной власти

Федеральное Собрание РФ

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Президент РФ, Администрация Президента РФ

Правительство РФ

 Федеральные министерства, ведомства, комитеты

 Конституционный Суд РФ

 Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Органы государственной власти субъектов Федерации

Органы представительной власти

Органы исполнительной власти

Органы судебной власти

Органы местного самоуправления

Отдельную группу субъектов составляют технические работники и операторы информационных служб, обеспечивающие качество и достоверность обрабатываемой информации в информационных системах.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее — информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Информация из информационных ресурсов распространяется через подготовку информационных продуктов и предоставления информационных услуг.

По способам формирования информационных массивов и распространения информации из них информационные ресурсы могут быть разделены на два больших класса — стационарные и передвижные.

Стационарные формируются и используются, как правило, в специализированных информационных организациях с помощью их информационных систем. Основной механизм распространения информации из таких информационных ресурсов реализуется в порядке предоставления информационных услуг, т.е. он осуществляется через поиск информации в информационных системах этих организаций при обращении к ним пользователей (потребителей). Причем, это может осуществляться как непосредственно самим пользователем, если такие возможности предоставляются ему соответствующей информационной системой, так и через посредника. Потребитель должен знать место расположения информационной организации и условия получения информации из ее ресурсов. Такой механизм основывается как бы на принципе центростремительного привлечения (подключения) пользователя к держателям информационных ресурсов — потребитель движется к ресурсу (см.рис. 2.4).

 

Передвижные (мобильные) информационные ресурсы формируются государственными и частными (коммерческими) информационными организациями как специальные информационные продукты, главным образом, в виде банков данных. Такие информационные продукты тиражируются и распространяются в комплексе — банк данных включает в свой состав и базу данных и поисковый аппарат к ней. Приобретая такой банк, потребитель получает возможность индивидуального пользования им на собственном компьютере. Т.е. здесь используется принцип центробежного распространения информационных ресурсов - ресурс «движется» к потребителю (см. рис. 2.5).

Естественно, этот принцип не нов, на его основе и раньше создавались и распространялись «составные» информационные продукты на бумажных носителях — сборники, энциклопедии, антологии и т.п. Но они получили особенно широкое распространение в связи с развитием новых информационных технологий.

 Правовой режим информационных ресурсов и продуктов определяется нормами, устанавливающими: порядок их регистрации, формирования хранения; порядок выдачи информации из них; право интеллектуальной и вещной собственности на них; категории ресурсов и продуктов по уровню доступа к ним; порядок их защиты от несанкционированного доступа.

Информационные ресурсы исходя из особенностей их правового режима можно классифицировать: по виду информации; по режиму доступа; по виду носителя; по способу формирования информационных ресурсов и их распространения; по способу организации хранения и использования; по форме собственности. Предлагается следующая классификация информационных ресурсов (ИР):

ИР по виду информации:

Правовая информация

Научно-техническая информация

Политическая информация

Финансово-экономическая информация

Статистическая информация

Информация о стандартах в регламентах, метрологическая информация

Социальная информация

Информация о здравоохранении

Информация о чрезвычайных ситуациях

Персональная информация (персональные данные)

Кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной в другие)

Информация иного вида

ИР по режиму доступа:

Открытая информация (без ограничения)

Информация ограниченного доступа

Государственная тайна

Конфиденциальная информация

Коммерческая тайна

Профессиональная тайна

Служебная тайна

Личная (персональная) тайна

ИР по виду носителя:

На бумаге

На машиночитаемых носителях

В воде изображения на экране ЭВМ

В памяти ЭВМ

В канале связи

На других видах носителей

ИР по способу формирования и распространения:

Стационарные

Передвижные (мобильные)

ИР по способу организации хранения и использования:

Традиционные формы

 Массив документов

Фонд документов

Архив

 Автоматизированные формы

Банк данных (сеть)

Автоматизированная информационная система (сеть)

База знаний

ИР по форме собственности:

Общероссийское национальное достояние

Государственная собственность

Федеральная

Субъектов федерации

Совместная (федеральная и субъектов федерации)

Муниципальная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

 

Классификация информационных продуктов и информационных услуг:

Информационные продукты:

Документы, данные

Подборки документов, данных

Справки, аналитические справки

Базы данных, банки данных

Другие виды информационных продуктов

 Информационные услуги:

Услуги по информационному обслуживанию

Поиск информации

Обработка информации

Выдача данных (документов)

Хранение информации

Услуги по предоставлению пользования АИС, БД, их сетями

Консультационные услуги

Услуги по передаче информации

 

Классификация форм организации и предоставления продуктов и услуг:

Правовые формы:

Обязательное предоставление информации на основе закона

Предоставление информации на основе договора

Предоставление информации на основе запроса

Другие правовые формы информационного обслуживания

Организационные формы.

Самообслуживание

Через посредника

Условия оплаты информационных продуктов, услуг:

Бесплатно

На льготных основаниях

За плату

По условиям обмена

 

Информационные ресурсы как документированная информация должны защищаться одновременно двумя институтами: интеллектуальной собственности и вещной собственности.

Распространение института права вещной собственности на информационные ресурсы вызывает особенно серьезные дискуссии между сторонниками и противниками такого подхода. Однако представляется, что это скорее терминологические споры, а не споры по существу проблемы.

Информационные ресурсы формируются, как правило, на основе сбора и систематизации конкретных экземпляров тиражируемых и законно приобретаемых (по крайней мере так должно быть в цивилизованном обществе) исходных и производных документов (или данных из таких документов), т.е. документов-вещей. Поэтому информационные ресурсы как разновидность документированной информации также правомерно отнести к категории вещей. Естественно, они относятся к вещам особого рода, так как приобретаются, прежде всего, из-за содержания информации, а не из-за материального носителя. Это в полной мере относится к открытым информационным ресурсам, правовой режим которых существенно отличается от режима ресурсов ограниченного доступа.

Отношения по поводу интеллектуальной собственности, возникающие в связи с формированием информационных ресурсов и предоставлением информации из них, регулируются нормами ГК ч.4. Это отношения возникают при формировании информационных ресурсов как составных произведений. Авторское право распространяется на подбор и расположение материала, при этом сохраняется также право авторства на элементы такого произведения за их авторами.

IIрименение к информационным ресурсам двух институтов собственности  хорошо иллюстрируется при оценке их стоимости, что важно для включения их в экономический оборот. Она должна складываться из многих составляющих:

затрат на оплату гонорара авторам информационных ресурсов как составного произведения (при стационарных информационных ресурсах — полностью, при мобильных — в процентном выражении в зависимости от тиража);

затрат на приобретение исходных и производных документов, включаемых в состав информационных ресурсов (при этом автоматически учитывают затраты на оплату гонорара авторам исходных и производных документов как произведений);

затрат на оплату работ по переводу этой информации на машинные носители;

стоимости средств вычислительной техники, с помощью которой реализуется система обработки информации в информационных ресурсах, и затраты на оплату труда обслуживающего персонала;

стоимости машиночитаемых носителей (при мобильных ресурсах) и т.п.

Естественно, что отпускная цена мобильных информационных ресурсов, а также стоимость информационных продуктов и информационных услуг, предоставляемых потребителям из стационарных информационных ресурсов, устанавливается собственником или владельцем эталонного экземпляра этих ресурсов с учетом прибыли. И в первую очередь учитывается ценность тех сведений, которые содержатся в информационных ресурсах, поскольку потребитель приобретает их (или получает информационные продукты из них) только в целях получения именно этой информации.

При включении в экономический оборот информационных ресурсов ограниченного доступа должны соблюдаться те же правила, что и для документов ограниченного доступа, а именно, содержание исходной информации должно быть предварительно неразглашенным, информационные ресурсы должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа, их (или сведений из них) распространение и использование должно осуществляться в условиях секретности или конфиденциальности. Относительно информации ограниченного доступа Гражданский кодекс РФ содержит соответствующие нормы, обязывающие автора защищать ее (ст. 139).

При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, необходимо защищать их от несанкционированного доступа. Должны защищаться:

информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа;

информационные системы и их сети;

информационные технологии и средства ох обеспечения;

машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии;

базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;

программные средства в составе ЭВМ, их сетей.

Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации на материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты — технические, программные, организационные, правовые и другие.

Отдельную группу составляют отношения, связанные с обязанностями держателей информационных ресурсов по формированию качественных и полных ресурсов, по своевременному предоставлению информации из них пользователям (это, конечно, касается в первую очередь государственных информационных ресурсов), а также ответственности названных субъектов за надлежащее выполнение ими своих функций.

Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации (т.е. обновления или поддержания в контрольном состоянии). Основная цель — максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и прежде всего гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.

Таким образом, анализ действий субъектов в этой области по поводу или в связи с объектами правового регулирования позволяет выделить отношения, связанные:

с правом собственности на информационные ресурсы, информационные продукты;

с правом интеллектуальной собственности на информационные ресурсы как составные произведения и правом вещной собственности на информационные ресурсы, информационные продукты;

с правом на предоставление информационных продуктов и услуг пользователю;

с правом на формирование информационных ресурсов, информационных продуктов;

с ограничением прав при работе с информацией ограниченного доступа — по формированию информационных ресурсов, собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на выдачу информации из информационных ресурсов ограниченного доступа;

с правом собственности на информационные продукты, создаваемые потребителем при работе с информационными ресурсами;

с обязанностью субъектов - держателей информационных ресурсов по формированию информационных ресурсов, их защите от несанкционированного доступа по предоставлению информационных продуктов и услуг пользователю на основе этих ресурсов;

с ответственностью субъектов за качество (достоверность и полноту) информационных ресурсов, качество продуктов и услуг, защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, за своевременность предоставления пользователю информационных продуктов и услуг.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 65.