ЦЕЛИ И Задачи УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Данное учебное пособие является дополнительной литературой для изучения дисциплины "Правовые аспекты защиты информации". Цель пособия – оказать дополнительную помощь студентам в рамках освоения основной образовательной программы бакалавриата.  В процессе изучения дисциплины  студенты должны знать состав информационного законодательства, содержание основных нормативных актов, связанных с охраной информации, организацию в стране информационно-правового обеспечения охраны государственной власти, юридических и физических лиц, систему защиты законных прав и правил, регулирующих информационные отношения субъектов информационного права.

Студенты должны уметь находить и применять в практической деятельности нормативные и правовые акты в части конфиденциальных сведений при работе с информационными ресурсами и использовании информационно-коммуникационных технологий.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины " Правовые аспекты защиты информации",  у обучающегося должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.


№ п/п


ООП

Содержание компетенции по ФГОС ВО

код направления код компетенции 1 09.03.02 ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь 2   ОК-2 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами 3   ОК-9 знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; способность использовать действующее законодательство и другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии 4   ОПК-4 понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, соблюдение основных требований к информационной безопасности, в том числе защите государственной тайны 5   ПК-22 способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования 6 15.03.04   7   ОК-4 Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 8   ОК-6 Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности 9   ОПК-2 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационно и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности 10 13.03.02 ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 11   ОК-4 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности 12   ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию 13   ОПК-1 Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопросов защиты информации особенно возросла в настоящее время в связи со стремительным повышением роли и значения информации в развитии современного общества вообще и в экономике в частности. Информация в настоящее время стала стержнем развития экономики. В ведущих индустриальных странах мира большая часть служащих занята обработкой информации (в США и Японии, например, этот показатель составляет 75-80%).

Одним из основных механизмов формирования информационного общества является информатизация, которая представляет собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением современных информационных технологий.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27.07.2006г) определяет понятийный аппарат, связанный с информационной сферой, правовой статус различных категорий информации, закрепляет положение о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации, формирует обязанности государства в сфере информации и информатизации. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

Головным органом по политике информатизации в России является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (мин. Никифоров Н.А.с 05.12.по 05.18г). С мая 2018 года переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (мин. Носков Конст. Юрьев.). На законодательном уровне головным комитетом по этим проблемам является Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике и связи. Головной исполнитель по проблемам формирования информационного законодательства – Научно-технический центр «Информсистема». (Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

Современное информационное общество может формироваться и эффективно развиваться только в условиях правового государства, основанного на безусловном применении закона. Роль права в жизни информационного общества становится определяющей, все его члены должны исполнять нормы закона и разрешать возникающие споры цивилизованным способом на основе закона.

Повышение роли информации в совершенствовании государства и общества, развитие СМИ и информационных ресурсов в едином информационном пространстве, основанном на широком применении современных информационных технологий, средств вычислительной техники, связи телекоммуникаций, привело как к трансформации сложившихся, традиционных для права социальных норм и отношений, так,  и к появлению новых отношений, отражающих особые условия и правила поведения субъектов в информационной сфере, - информационных отношений. В связи с этим активно формируется и развивается новая комплексная отрасль права – информационное право. Таким образом, можно определить информационное право как систему охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь - это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Основополагающим предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.

Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право - это наука о предметах, принципах и методах правового регулирования деятельности и отношений в областях формирования и использования информационных ресурсов, технологий и коммуникаций и их сетей, организации управления процессами информатизации и обеспечения информационной безопасности граждан, государства и общества в целях удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества.

Информационное право представляет собой правовой фундамент информационного общества, активно формирующегося по всем странам и континентам с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.

В связи с широким использованием новейших информационных технологий возникла проблема информационной безопасности в автоматизированных системах обработки, хранения и передачи конфиденциальной информации. Широкое распространение получила компьютерная преступность.

Весьма актуальными в нашей стране в настоящее время являются вопросы защиты интеллектуальной собственности и информации, составляющей, например, личную, коммерческую или служебную тайну.

Общепризнанным является также факт возрастания роли информационной безопасности в общей системе национальной безопасности. При этом под термином информационная безопасность понимается "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства".

Таким образом, существует проблема защиты информации на всех уровнях – от физических и юридических лиц до государства в целом.

Эффективное функционирование любой организационной и организационно-технической системы, в том числе информационной среды, обеспечивается комплексом социальных норм, регулирующих поведение коллективных (юридических) и индивидуальных (физических) субъектов управления. Такими регуляторами являются нормы права, которые обеспечивают относительную стабильность системы и ее развитие. Особая роль при этом принадлежит сфере государственного управления, одной из главных задач которой является обеспечение действий субъектов в соответствии с нормами права. В то же время одно государство не способно справиться в полном объеме с задачей обеспечения безопасности всех субъектов информационных отношений, однозначно отвечая лишь за защиту сведений, составляющих государственную тайну. В условиях различных форм собственности задача обеспечения информационной безопасности частично перераспределяется на граждан и на общественные структуры, что отвечает конституционному принципу самозащиты субъектами правоотношений своих интересов всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимо отметить, что информационное законодательство в настоящее время в нашей стране находится еще в стадии формирования, а, следовательно, предстоит еще определенная работа по устранению имеющихся здесь пробелов и недостатков.

К первоочередным задачам в области обеспечения информационной безопасности, согласно выводам по итогам слушаний в Государственной Думе отнесены:

· разработка и внедрение механизмов реализации действующего законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

· пресечение компьютерной преступности (включая методическое и технологическое обеспечение следственной, оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, специальных служб, судебных разбирательств, в том числе подготовку кадров в этой сфере);

· повышение правовой и информационной культуры, а также компьютерной грамотности граждан.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 65.