ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

направления 15.03.04- Автоматизация технологических процессов и производств;

09.03.02 - Информационные системы и технологии;

13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника

 

всех форм обучения

 

Старый Оскол 2017год

 

УДК 67.404.3

ББК 347.6

 

 

Рецензент:

 

Уварова И.В. Правовые аспекты защиты информации. Учебное пособие. Часть1. – Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС».2017.-    с.

 

 

Учебное пособие по курсу  «Правовые аспекты защиты информации», часть1 для студентов направлений:

13.03.02- «Электроэнергетика и электротехника»; 09.03.02 -«Информационные системы и технологии»; 15.03.04 - «Автоматизация технологических процессов и производств», для всех форм обучения.

 

Ó Уварова И.В.

Ó СТИ НИТУ «МИСиС»

СОДЕРЖАНИЕ

цЕЛИ И Задачи УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ.. 4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

I. ВВЕДЕНИЕ.. 5

II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 8

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ... 12

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 14

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ. 19

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ, ПЕРЕДАЧУ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.. 25

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 26

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 28

Вопросы по теме: «Информационная сфера как объект правового регулирования». 32

III. ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ... 33

Состав информационных ресурсов по доступности. 35

Цели и задачи защиты информации. 36

Права и обязанности субъектов в области защиты информации. 37

Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и на доступ к информации. 37

Вопросы по теме: "ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ". 37

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 37

Понятие информационной безопасности. 37

Содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности. 38

Безопасность и соблюдение правового режима. 39

Внешние и внутренние угрозы и их источники. 40

Вертикальное и горизонтальное строение права. 43

Структура правоотношений и виды юридической ответственности. 45

Вопросы по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». 47

V. ЗАЩИТА ПРАВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.. 48

Интеллектуальная собственность. 48

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных. 50

Правовая охрана изобретения. 52

Вопросы по теме: "ЗАЩИТА ПРАВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ". 58

VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 58

Законодательство об информационной безопасности. 61

Защита информации, циркулирующей в телефонных и др. линиях связи. 64

Вопросы по теме: "ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 66

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины " Правовые аспекты защиты информации",  у обучающегося должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.


№ п/п


ООП

Содержание компетенции по ФГОС ВО

код направления код компетенции 1 09.03.02 ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь 2   ОК-2 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами 3   ОК-9 знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; способность использовать действующее законодательство и другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии 4   ОПК-4 понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, соблюдение основных требований к информационной безопасности, в том числе защите государственной тайны 5   ПК-22 способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования 6 15.03.04   7   ОК-4 Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 8   ОК-6 Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности 9   ОПК-2 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационно и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности 10 13.03.02 ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 11   ОК-4 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности 12   ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию 13   ОПК-1 Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопросов защиты информации особенно возросла в настоящее время в связи со стремительным повышением роли и значения информации в развитии современного общества вообще и в экономике в частности. Информация в настоящее время стала стержнем развития экономики. В ведущих индустриальных странах мира большая часть служащих занята обработкой информации (в США и Японии, например, этот показатель составляет 75-80%).

Одним из основных механизмов формирования информационного общества является информатизация, которая представляет собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением современных информационных технологий.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27.07.2006г) определяет понятийный аппарат, связанный с информационной сферой, правовой статус различных категорий информации, закрепляет положение о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации, формирует обязанности государства в сфере информации и информатизации. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

Головным органом по политике информатизации в России является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (мин. Никифоров Н.А.с 05.12.по 05.18г). С мая 2018 года переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (мин. Носков Конст. Юрьев.). На законодательном уровне головным комитетом по этим проблемам является Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике и связи. Головной исполнитель по проблемам формирования информационного законодательства – Научно-технический центр «Информсистема». (Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

Современное информационное общество может формироваться и эффективно развиваться только в условиях правового государства, основанного на безусловном применении закона. Роль права в жизни информационного общества становится определяющей, все его члены должны исполнять нормы закона и разрешать возникающие споры цивилизованным способом на основе закона.

Повышение роли информации в совершенствовании государства и общества, развитие СМИ и информационных ресурсов в едином информационном пространстве, основанном на широком применении современных информационных технологий, средств вычислительной техники, связи телекоммуникаций, привело как к трансформации сложившихся, традиционных для права социальных норм и отношений, так,  и к появлению новых отношений, отражающих особые условия и правила поведения субъектов в информационной сфере, - информационных отношений. В связи с этим активно формируется и развивается новая комплексная отрасль права – информационное право. Таким образом, можно определить информационное право как систему охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь - это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Основополагающим предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.

Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право - это наука о предметах, принципах и методах правового регулирования деятельности и отношений в областях формирования и использования информационных ресурсов, технологий и коммуникаций и их сетей, организации управления процессами информатизации и обеспечения информационной безопасности граждан, государства и общества в целях удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества.

Информационное право представляет собой правовой фундамент информационного общества, активно формирующегося по всем странам и континентам с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.

В связи с широким использованием новейших информационных технологий возникла проблема информационной безопасности в автоматизированных системах обработки, хранения и передачи конфиденциальной информации. Широкое распространение получила компьютерная преступность.

Весьма актуальными в нашей стране в настоящее время являются вопросы защиты интеллектуальной собственности и информации, составляющей, например, личную, коммерческую или служебную тайну.

Общепризнанным является также факт возрастания роли информационной безопасности в общей системе национальной безопасности. При этом под термином информационная безопасность понимается "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства".

Таким образом, существует проблема защиты информации на всех уровнях – от физических и юридических лиц до государства в целом.

Эффективное функционирование любой организационной и организационно-технической системы, в том числе информационной среды, обеспечивается комплексом социальных норм, регулирующих поведение коллективных (юридических) и индивидуальных (физических) субъектов управления. Такими регуляторами являются нормы права, которые обеспечивают относительную стабильность системы и ее развитие. Особая роль при этом принадлежит сфере государственного управления, одной из главных задач которой является обеспечение действий субъектов в соответствии с нормами права. В то же время одно государство не способно справиться в полном объеме с задачей обеспечения безопасности всех субъектов информационных отношений, однозначно отвечая лишь за защиту сведений, составляющих государственную тайну. В условиях различных форм собственности задача обеспечения информационной безопасности частично перераспределяется на граждан и на общественные структуры, что отвечает конституционному принципу самозащиты субъектами правоотношений своих интересов всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимо отметить, что информационное законодательство в настоящее время в нашей стране находится еще в стадии формирования, а, следовательно, предстоит еще определенная работа по устранению имеющихся здесь пробелов и недостатков.

К первоочередным задачам в области обеспечения информационной безопасности, согласно выводам по итогам слушаний в Государственной Думе отнесены:

· разработка и внедрение механизмов реализации действующего законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

· пресечение компьютерной преступности (включая методическое и технологическое обеспечение следственной, оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, специальных служб, судебных разбирательств, в том числе подготовку кадров в этой сфере);

· повышение правовой и информационной культуры, а также компьютерной грамотности граждан.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Информационная сфера как сфера правового регулирования представлена на рис. 2.1.

 

Информационная сфера подразделяется на три основные предметные области, которые представлены на рисунке двумя секторами и внутренним овальным прямоугольником, и две обеспечивающие области — прямоугольники на рисунке.

Верхний сектор — это предметная область создания и распространения исходной и производной информации, нижний сектор — предметная область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Эти секторы как два мощных излучателя информации воздействуют на предметную область потребления информации (реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации), изображенную на рисунке в качестве внутреннего овального прямоугольника.

Сегодня информационная сфера немыслима без применения автоматизированных информационных систем, банков данных и их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники и связи. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания и по сути дела совершило революцию в информационной коммуникации. Были созданы новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования и распространения, что, в свою очередь, повлекло за собой возникновение новых отношений, связанных с особенностями автоматизированной обработки информации. Это отношения по поводу: права интеллектуальной собственности на результаты творчества в условиях телекоммуникации; права авторства и собственности на документированную информацию на машиночитаемом носителе; права авторства и собственности на информационные технологии и средства их обеспечения; права на создание и применение автоматизированных информационных систем и банков данных для обработки информации; охраны информации в автоматизированных информационных системах, банках данных, их сетях и другие.

Однако применение современных информационных технологий вызвало и негативные последствия — появление новых видов преступлений (компьютерных), ранее не известных праву, основанных, прежде всего, на возможностях несанкционированного и неправомерного доступа к информации в таких структурах. Это — компьютерные вирусы, логические бомбы, программы, допускающие неправомерное проникновение в информационные сети с целью «электронной кражи» денег, а также «электронный» информационный шпионаж и многое другое.

Все это привело к необходимости пересмотра комплекса традиционных информационных отношений в условиях новых информационных технологий. Появилась дополнительная предметная область, обеспечивающая основные предметные области, — область создания и применения информационных технологий.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникации, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее безопасности в информационной сфере), обеспечивающей выявление угроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод граждан; государства и общества от воздействия недоброкачественной информации. Это обусловило возникновение еще одной обеспечивающей предметной области — создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Разделение информационной сферы на предметные области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается как на основе исходной информации, так и на основе сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере.

Предметная область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время все предметные области сегодня немыслимы и неосуществимы без этой области.

Предметная область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает реализацию информационных процессов, исходя из требований безопасности личности, общества, государства в информационной сфере. Она возникла и развивается в связи с потребностями всех четырех перечисленных выше областей и обеспечивает их безопасное функционирование.

Для выявления разновидностей документированной информации и отношений, возникающих в связи с действиями субъектов по поводу такой информации (информационных отношений), рассмотрим более подробно каждую из указанных выше областей на протяжении «жизненного цикла» информации (см. рис. 2.2).

 

 

 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Общественные отношения, возникающие в данной предметной области и подлежащие правовому регулированию, выявляются в результате анализа действий субъектов по поводу создания и распространения разных видов информации.

Субъектами являются производители информации. Это — граждане и их объединения, ученые и специалисты, журналисты и обозреватели, организации, предприятия и учреждения, органы местного самоуправления, органы государственной власти.

Распространяется информация с помощью средств массовой информации, книжных изданий, в результате действий юридических, физических лиц, составляющих различного рода документы в соответствии с предписаниями тех или иных нормативных правовых актов. Это — научно-исследовательские отчеты, статистические сведения, декларации, сведения о гражданах и другие документы.

Информация создается практически в процессе любой интеллектуальной (умственной) деятельности человека. Созданная исходная и производная информация с учетом особенностей ее правового режима может подразделяться на следующие виды;

информация как результат творчества (произведения, изобретения, открытия);

обязательно представляемая информация, т.е. документированная информация, которая готовится юридическими и физическими лицами в порядке отчетности о собственной деятельности и представляется ими уполномоченным органам и организациям, а также обязательные экземпляры документов;

документированная информация о гражданах (персональные данные), которая готовится и представляется каждым о себе при реализации своих прав и выполнении обязанностей;

официальная документированная информация, подготавливаемая и распространяемая органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их компетенцией;

массовая информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям;

иная создаваемая исходная и производная информация.

Правовой режим создаваемой и распространяемой информации определяется нормами, устанавливающими порядок ее документирования, право интеллектуальной собственности на результаты творчества, право вещной собственности на документированную информацию, категории информации по уровню доступа к ней, порядок защиты информации (по аналогии со ст. 3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации).

Производимая в государстве и обществе информация, включаемая в сферу правового регулирования, как правило, подлежит документированию. Это относится и к информации, создаваемой и распространяемой СМИ, включая прямой эфир. В правовом отношении это важнейший факт — фиксация информации и ее идентификаторов на материальном носителе.

Информация, создаваемая в процессе творчества, может быть либо самим предметом интеллектуальной собственности, либо отражать сведения об объекте интеллектуальной собственности, который, в отличие от вещи, нематериален.

В процессе творчества может создаваться следующая документированная информация;

литературные и научные произведения;

патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели;

документы, содержащие секреты производства (ноу-хау) и науки (ноу-ноу).

Документированная исходная информация в виде произведения сама по себе являет результат творчества, который подлежит защите правом. Отсюда возникают отношения по поводу права авторства на такие произведения. То же самое относится и к производной информации (аннотации, рефераты, резюме и т.п.), право авторства на которую как на произведение также подлежит правовой защите (при соблюдении прав автора на исходную информацию).

Но по поводу такой документированной информации возникают отношения и вещной собственности на нее.

Интеллектуальная собственность на документированную информацию как на произведение и вещная собственность на нее как бы разделяются процессом тиражирования и распространения этой информации. Оригинал произведения — объект, по поводу которого возникает право интеллектуальной собственности его создателя; экземпляр тиража произведения, приобретенный на законном основании, — вещная собственность его приобретателя.

В процессе творчества, связанного с изобретательской деятельностью, созданием полезных моделей и промышленных образцов, также возникают отношения по поводу защиты прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности. Аналогично предыдущему случаю для документов, закрепляющих такое право, возникают также отношения по поводу вещной собственности на них.

Авторское право на секреты производства или секреты науки (так сказать, право интеллектуальной собственности на секреты, или ноу-хау и ноу-ноу) также подлежит защите. Такая защита возможна при соблюдении условий ограничения доступа к информации, отражающей сведения о ноу-хау, и сохранения этих сведений в секрете, в том числе посредством защиты документированной информации о них.

Анализ действий субъектов по поводу или в связи с созданием и распространением информации в процессе творчества позволяет выявить те основные общественные отношения, которые при этом возникают и подлежат правовому урегулированию, К ним относятся отношения, связанные:

с правом на создание информации;

с правом интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и правом вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты;

с ограничением прав на создание документированной информации ограниченного доступа;

с ответственностью за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.

После оформления авторских и патентных прав документированная информация, выражающая или отражающая результат творчества, распространяется в информационной сфере открыто (за исключением информации ограниченного доступа).

Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, учетная, статистическая, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация) создается юридическими и физическими лицами в порядке отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.  Так, например, отчетность о финансовой деятельности представляется учредителям, участникам юридического лица, органам государственной статистики, налоговым органам; сведения о начислениях на заработную плату и других выплатах в фонды социального страхования (пенсионного, занятости, медицинского и др.) и т.п. Документированной информацией такого рода являются различные отчетные формы.

При создании банков обязательно представляемой документированной информации возникают отношения между субъектами, ее представляющими, и субъектами, ее получающими. Это отношения, связанные с обязанностями по созданию обязательной документированной информации и по ее представлению соответствующим структурам; с ответственностью за недостоверность и неполноту информации, за представление недоброкачественной информации, за несвоевременность представления информации, а также с обязанностями тех субъектов, которым она представляется, по законному ее использованию.

В целом такая документированная информация относится, как правило, к категории информации неограниченного доступа и защите не подлежит, на нее не распространяется право интеллектуальной собственности.

Документированная информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (право на труд, право на жилище, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право па социальное страхование, право на пенсионное обеспечение, право на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности), и представляется как сведения о себе (свои персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п.

При этом возникают отношения по поводу:

права граждан на создание такой информации;

права и обязанностей граждан по ее представлению соответствующим структурам и обязанностей этих структур за конфиденциальное и законное использование таких данных;

ответственности граждан за достоверность и своевременность представления этой информации;

ответственности структур — держателей информация о гражданах за неправомерное ее использование, за сохранность представленных сведений.

В соответствии с конституционной информационно-правовой нормой о защите личной тайны персональные данные относятся к конфиденциальной информации, которая подлежит защите от несанкционированного доступа. На нее не распространяется право интеллектуальной собственности.

Официальная документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Это законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера.

 (Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  • Часть чётвертая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года.
  • Гражданский кодекс РФ, часть 4
  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу в связи с введением части 4 ГК РФ.
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
  • Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»
  • Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» )

При создании документированной информации такого рода возникают отношения по поводу обязанностей в ответственности соответствующих органов за ее подготовку, издание и распространение. У приобретателя конкретных экземпляров официальных документов возникает также право вещной собственности на них.

Документированная информация в виде официальных документов в большинстве случаев открыта и может распространяться свободно. Исключение составляет информация, касающаяся граждан (например, судебные решения), распространение которой осуществляется только в соответствии с действующим законодательством.

Документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах, создается главным образом средствами массовой информации. В соответствии с ГК ч.4 сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются предметом авторского права. Это открытая информация. Однако здесь возникают отношения по поводу обязанностей журналистов и редакций за подготовку и распространение достоверной и полной информации и их ответственности за недостоверную, ложную информацию.

Закон РФ «О средствах массовой информации» предусматривает (ст. 34) сохранение материалов радио- и телепередач. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограмм обязана сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи, и фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир, т.е. документировать распространяемую информацию. В качестве документированной информации выступают, таким образом, материалы передач в любой форме и регистрационный журнал. Сроки хранения материалов передач — не менее одного месяца со дня выхода в эфир, регистрационного журнала — не менее одного года с даты последней записи в нем.

Как отмечалось, документированная информация о событиях и фактах, имеющих информационный характер, открыта. Однако, если через СМИ распространяются произведения авторов, защищаемые авторским правом, Закон о СМИ обязывает соблюдать авторские права при использовании произведения.

При производстве и распространении массовой информации возникают отношения между государством и СМИ как юридическими лицами, между самими средствами массовой информации, между СМИ и гражданами, юридическими лицами по поводу права на создание информации, обязанностей по созданию достоверной и полной информации, а также ответственности за распространение недостоверной, ложной информации и дезинформации.

Одна из разновидностей массовой информации — информация рекламного характера. В частности, юридические и физические лица в порядке рекламы готовят и вводят в оборот справочные сведения о себе, а также о продуктах в услугах, предлагаемых ими потребителям. Такая информация крайне необходима при решении государственных, общественных, частных и личных задач. По сути дела такого рода информация должна пронизывать все структуры государства и общества и выполнять функции коммутации производителей продуктов и услуг и их потребителей. Это — основа информационного обеспечения развития экономики в общества.

В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» содержание такой документированной информации также относится к сведениям информационного характера, но она не является объектом авторского права, а потому правовой защите в этом смысле не подлежит и может распространяться свободно. Следует, однако, отметить, что в результате работы рекламопроизводителя могут создаваться в виде рекламы произведения, защищаемые авторским правом. Но в этом случае защищается форма документированной информации, а не ее содержание, поскольку производители продуктов и услуг, т.е. рекламодатели, заинтересованы в распространении информации об их деятельности. При этом рекламодатели и рекламопроизводители несут ответственность за достоверность информации в связи с возможностью нанесения ущерба потребителям. Конкретные экземпляры рекламной информации могут распространяться как документы-вещи особого рода.

Проведенный выше краткий анализ основных видов производимой информации дает возможность разделить их на две группы: открытую, свободно распространяемую в информационной сфере, и ограниченного доступа, распространение которой возможно только в условиях конфиденциальности или секретности (см. рис. 2.3).

К открытой информации относится:

информация, создаваемая в процессе творчества (произведения науки и культуры, открытые патенты и авторские свидетельства);

обязательно представляемая документированная информация;

официальные документы;

массовая информация, распространяемая СМИ;

другая информация неограниченного доступа.

 

 

К информации ограниченного доступа относится:

документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства);

документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки);

персональные данные (в порядке защиты личной тайны).

Заключая рассмотрение проблем создания и распространения исходной и производной документированной информации, перечислим совокупность общественных отношений, возникающих в этой области и подлежащих правовому регулированию. Это отношения по поводу:

права на создание информации;

права интеллектуальной собственности на информацию, создаваемую как произведение (научная статья, аннотация, реферат и т.п. произведения);

права интеллектуальной собственности на результаты изобретательской деятельности на так называемую промышленную собственность, в частности, на изобретение, полезную модель и промышленный образец);

права интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности представляющие собой секреты производства или науки (ноу-хау, ноу-ноу);

права вещной собственности на оригиналы произведений, патентов и  свидетельств и на конкретные, распространяемые на законном основании экземпляры копий такой документированной информации;

права вещной собственности на конкретные экземпляры документированной информации ограниченного доступа (при обязательном соблюдении условий неразглашенности исходной информации, защиты автором этой документированной информации и конфиденциальности или секретности использования ее содержания приобретателем);

запрещение создания и распространения информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, имеющей целью пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

ответственности за создание и распространение недостоверной, ложной информации, дезинформации, которая может нанести вред гражданину обществу и государству.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

В этой предметной области в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает определение понятия информационных ресурсов: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) (ст. 2).

Эта предметная область, как и предыдущая, представляет собой особый мощный генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

Основными объектами правового регулирования в этой предметной области являются информационные ресурсы в виде массивов документов (данных), информационные продукты и услуги, формируемые на основе информационных ресурсов и предоставляемые пользователям. На информационные ресурсы и продукты как на документированную информацию также распространяется двуединство самой информации и материального носителя, на котором она фиксируется.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей и иных систем на основе информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информационных ресурсов, а также поиска и распространения информации из них.

В качестве субъектов правового регулирования в этой области выступают государство, органы государственной власти, юридические лица и физические лица — собственники и владельцы информационных ресурсов, информационных систем, производители информационных продуктов. Приведем классификацию субъектов правового регулирования:

Вопросы по теме: «Информационная сфера как объект правового регулирования»

 

1. Дайте понятие информационной сферы.

2. На чем основано двуединство документированной информации?

3. На какие две группы можно разделить производимую информацию?

4. На какие основные и дополнительные предметные области разделяется информационная сфера?

 

Вертикальное строение права

Вертикальное строение права - это совокупность следующих элементов:

1. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования - земельное право, имущественно-стоимостные отношения - гражданское право, управленческие отношения - административное право, отношения, связанные с информацией - информационное право и т.п.).

2. Подотрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это касается традиционных, сложившихся отраслей, где накоплен значительный массив правовых норм. Так, например, в гражданском праве выделяются подотрасли - авторское и наследственное право, в трудовом праве - пенсионное право и т.п.

3. Институт права - это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни и здоровья, против собственности. В административном праве - институты государственной службы, административной ответственности за нарушения правил управления транспортными средствами. В трудовом праве - институт трудового договора, материальной ответственности. В гражданском праве - институт права собственности. В информационном праве - институт коммерческой тайны, персональных данных, информационных ресурсов.

4. Субинститут права - это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (здесь сосредоточены различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

5. Норма права - это обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения. Это клеточка права, например, если мужчина (или женщина) имеет детей, то он (она) обязаны их содержать, в противном случае с них взыскиваются алименты.

6. Правовое предписание - это часть (элемент) нормы права, логически завершенная и обособленная в законодательстве (в статье, параграфе, пункте, подпункте). Продолжая указанный выше пример, можно указать на статью Семейного кодекса Российской Федерации, где дается размер алиментов, взыскиваемых на одного ребенка (25 % заработка), на двух (33 %), на трех и более (50 %).

Вопросы по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Что такое безопасность в информационной сфере?

2. Что вы знаете об обеспечении информационной безопасности?

3. Сформулируйте понятия угроз, рисков, правонарушений
в области информационной безопасности.

4. Как реализуются правовые средства обеспечения информационной безопасности?

  1. Что представляет собой система права?
  2. Что такое вертикальное и горизонтальное строение права?
  3. Что является предметом правового регулирования в информационной сфере?
  4. К какой отрасли принадлежит институт коммерческой тайны?
  5. Назовите нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере.
  6. Какое место в вертикальном и горизонтальном строении права занимает информационное право?
  7. Дайте определение нормы права.
  8. Укажите структуру правового отношения.
  9. Что является фактическим основанием для юридической ответственности?
  10. Назовите виды юридической ответственности по отраслевому признаку.

Правовая охрана изобретения

Права на изобретение охраняет закон и подтверждает патент, который удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство (с возможностью продления на срок не более 5 лет).

Правовая охрана в соответствии с настоящим Законом не предоставляется изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, признанным государством секретными. Порядок обращения с секретными изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами регулируется специальным законодательством РФ.

Автор изобретения

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Патентообладатель

Патент выдается: автору (авторам) изобретения или работодателю в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 данного закона.

К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сел. хоз-ве, здравоохранении и др. отраслях деятельности.

Исключительное право на полезную модель и удостоверяющий это право патент действует с даты подачи заявки на патент в течение десяти лет (с возможностью продления на срок не более 3 лет).

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия. Исключительное право для промышленных образцов – пять лет (с возможностью продления на срок не более 10 лет).

Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец (объекты промышленной собственности), созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности, в случаях получения работодателем патента, передачи работодателем права на получение патента другому лицу, принятия работодателем решения о сохранении соответствующего объекта в тайне или неполучения патента по поданной работодателем заявке по причинам, зависящим от работодателя. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ними.

Нарушение патента

Любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель или промышленный образец, защищенные патентом, с нарушением настоящего Закона, считается нарушителем патента.

По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, а физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении патента, обязано возместить патентообладателю причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бирюков А.А. «Право интеллектуальной собственности в схемах6 учебное пособие». Москв. :Проспект, 2015.- 176 с. 5 экз.

2.Ковалева Н.Н. «Информационное право России». М., Дашков и К. 2010.- 350с. 10 экз.

3. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. «Информационное право». М., Норма, Инфра-М, 2010.- 495стр. 10 экз.

4. Мельников В.П., Клейменов С.А., Ретраков А.М. «Информационная безопасность и защита информации». М., Академия, 2009. – 331стр. 10 экз.

5. Серго А.Г., Пущин В.С. «Основы права интеллектуальной собственности для IT-специалистов»: учебное пособие. М.: Интернет-Университет информационных технологий: БИНОМ, 2011 – 5 экз.

6. Рассолов И.М. «Информационное право»: учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2015. - 352 с. - 10экз.

7. Кузнецов П.У. «Основы информационного права»: учебник для бакалавров. - М.: ИД Проспект, 2016. - 312 с.- 15 экз.

8. Галашев В.А., Причинин А.Е. «Защита прав интеллектуальной собственности»: учеб.-метод. пособие. - Москва; Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Удм. гос. ун-т., 2009. 188с.

9. Полный сборник кодексов РФ. - М. : Информэксло ; Воронеж : Изд-во Борисова, 2001. - 816 с. – 2 экз.

10. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993). М.: Новый юрист, 1999.

11. ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29.07.2006 № 98-ФЗ.

12. ФЗ РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ.

13. ГК РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ Часть 4.

14. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

15. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

направления 15.03.04- Автоматизация технологических процессов и производств;

09.03.02 - Информационные системы и технологии;

13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника

 

всех форм обучения

 

Старый Оскол 2017год

 

УДК 67.404.3

ББК 347.6

 

 

Рецензент:

 

Уварова И.В. Правовые аспекты защиты информации. Учебное пособие. Часть1. – Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС».2017.-    с.

 

 

Учебное пособие по курсу  «Правовые аспекты защиты информации», часть1 для студентов направлений:

13.03.02- «Электроэнергетика и электротехника»; 09.03.02 -«Информационные системы и технологии»; 15.03.04 - «Автоматизация технологических процессов и производств», для всех форм обучения.

 

Ó Уварова И.В.

Ó СТИ НИТУ «МИСиС»

СОДЕРЖАНИЕ

цЕЛИ И Задачи УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ.. 4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

I. ВВЕДЕНИЕ.. 5

II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 8

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ... 12

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 14

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ. 19

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ, ПЕРЕДАЧУ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.. 25

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 26

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 28

Вопросы по теме: «Информационная сфера как объект правового регулирования». 32

III. ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ... 33

Состав информационных ресурсов по доступности. 35

Цели и задачи защиты информации. 36

Права и обязанности субъектов в области защиты информации. 37

Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и на доступ к информации. 37

Вопросы по теме: "ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ". 37

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 37

Понятие информационной безопасности. 37

Содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности. 38

Безопасность и соблюдение правового режима. 39

Внешние и внутренние угрозы и их источники. 40

Вертикальное и горизонтальное строение права. 43

Структура правоотношений и виды юридической ответственности. 45

Вопросы по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». 47

V. ЗАЩИТА ПРАВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.. 48

Интеллектуальная собственность. 48

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных. 50

Правовая охрана изобретения. 52

Вопросы по теме: "ЗАЩИТА ПРАВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ". 58

VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 58

Законодательство об информационной безопасности. 61

Защита информации, циркулирующей в телефонных и др. линиях связи. 64

Вопросы по теме: "ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 66

Дата: 2018-12-28, просмотров: 93.