Информационное законодательство - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.
Предметом правового регулирования в информационной сфере являются:
· создание и распространение информации;
· формирование информационных ресурсов;
· реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации;
· создание и применение информационных систем и технологий;
· создание и применение средств информационной безопасности.
Формирование законодательства в области информационного права в России началось, в основном, со времени появления "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966. В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это закреплено в основных как международных, так и российских правовых документах, например, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29 Конституции РФ, принятой 12.12.93 г. В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственность. Информационное законодательство имеет вертикальную (по видам правовых актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру. Вертикальная структура строится исходя из принципа "верховенства закона": нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов (рис 1.1).
Конституция РФ |
Федеральные конституционные законы РФ |
Федеральные законы РФ |
Указы и распоряжения Президента РФ |
Законодательные акты субъектов РФ |
Постановления и распоряжения Правительства РФ | Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ |
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти | Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ |
Правовые акты органов местного самоуправления |
Рис. 1.1. Иерархия правовых актов РФ.
В информационном законодательстве пока еще имеется большое количество не урегулированных правом отношений, т.е. пробелов. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ принят по вопросам правовой информатизации ряд актов, устанавливающих программу работ в этой области.
«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Информационное законодательство – это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.
Структура информационного законодательства как комплексной отрасли:
· Международные акты информационного законодательства
· Информационно-правовые нормы Конституции РФ
· Отрасли законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства
· Отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы
В настоящее время в стране действуют следующие нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере.
· Конституция РФ.
· Федеральные законы:
o Гражданский кодекс РФ;
o Уголовный кодекс РФ;
o Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
o Кодекс об административных правонарушениях;
o Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др. (всего около 80 законов);
· Указы и Распоряжения Президента РФ;
· Постановления Правительства РФ;
Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую базу, обеспечивающую нормативное регулирование процессов информационного обмена, в том числе и защиту информации.
Правовое обеспечение защиты информации зависит от вида и характера носителей информации. Электронная форма записи резко повышает возможность дистанционного перехвата информации без видимого перемещения материальных объектов. Наличие различных источников угроз, ведение бумажного и электронного делопроизводства конфиденциального характера требуют разграничения прав, обязанностей и компетенции коммерческих и некоммерческих структур, юридических и физических лиц, а также установления мер административной и уголовной ответственности.
Организационная структура, реализующая комплекс мер безопасности на предприятии - служба безопасности базируется на правовых, методических и организационно-распорядительных документах, определяющих статус, права и обязанности этих органов защиты, порядок лицензирования их деятельности и сертификацию используемых ими технических средств защиты информации.
Практический опыт показывает, что информационную безопасность предприятию может обеспечить только комплексная система защиты информации. Такая система должна включать правовые, организационные и технические методы защиты.
Данный курс посвящен правовому обеспечению используемых методов информационной безопасности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.