Структура и состав информационного законодательства

Информационное законодательство - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.
Предметом правового регулирования в информационной сфере являются:

· создание и распространение информации;

· формирование информационных ресурсов;

· реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации;

· создание и применение информационных систем и технологий;

· создание и применение средств информационной безопасности.

Формирование законодательства в области информационного права в России началось, в основном, со времени появления "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966. В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это закреплено в основных как международных, так и российских правовых документах, например, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29 Конституции РФ, принятой 12.12.93 г. В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственность. Информационное законодательство имеет вертикальную (по видам правовых актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру. Вертикальная структура строится исходя из принципа "верховенства закона": нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов (рис 1.1).

Конституция РФ
Федеральные конституционные законы РФ
Федеральные законы РФ
Указы и распоряжения Президента РФ
Законодательные акты субъектов РФ

 

Постановления и распоряжения Правительства РФ Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ

 

Правовые акты органов местного самоуправления

Рис. 1.1. Иерархия правовых актов РФ.

 

В информационном законодательстве пока еще имеется большое количество не урегулированных правом отношений, т.е. пробелов. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ принят по вопросам правовой информатизации ряд актов, устанавливающих программу работ в этой области.

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Информационное законодательство – это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

Структура информационного законодательства как комплексной отрасли:

· Международные акты информационного законодательства

· Информационно-правовые нормы Конституции РФ

· Отрасли законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства

· Отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы

В настоящее время в стране действуют следующие нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере.

· Конституция РФ.

· Федеральные законы:

o Гражданский кодекс РФ;

o Уголовный кодекс РФ;

o Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

o Кодекс об административных правонарушениях;

o Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др. (всего около 80 законов);

· Указы и Распоряжения Президента РФ;

· Постановления Правительства РФ;

Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую базу, обеспечивающую нормативное регулирование процессов информационного обмена, в том числе и защиту информации.

Правовое обеспечение защиты информации зависит от вида и характера носителей информации. Электронная форма записи резко повышает возможность дистанционного перехвата информации без видимого перемещения материальных объектов. Наличие различных источников угроз, ведение бумажного и электронного делопроизводства конфиденциального характера требуют разграничения прав, обязанностей и компетенции коммерческих и некоммерческих структур, юридических и физических лиц, а также установления мер административной и уголовной ответственности.

Организационная структура, реализующая комплекс мер безопасности на предприятии - служба безопасности базируется на правовых, методических и организационно-распорядительных документах, определяющих статус, права и обязанности этих органов защиты, порядок лицензирования их деятельности и сертификацию используемых ими технических средств защиты информации.

Практический опыт показывает, что информационную безопасность предприятию может обеспечить только комплексная система защиты информации. Такая система должна включать правовые, организационные и технические методы защиты.

Данный курс посвящен правовому обеспечению используемых методов информационной безопасности.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 77.