Подготовка к выходу. Непосредственно перед выходом:
ü накопить в себе желание сегодня, сейчас поделиться со слушателями глубоко пережитыми мыслями и чувствами по поводу очень важной, по вашему мнению, проблемы;
ü восстановить в памяти свою исполнительскую задачу в целом – о чем и ради чего буду рассказывать, а также исполнительские задачи «кусков».
Выход на сцену. «Художественное произведение диктует чтецу характер его выхода на сцену».
Заранее найденное на репетиции положение тела, то есть поза, соответствующая тому настроению, которого требуют произносимые слова, облегчает естественное вхождение в верное творческое состояние. Удобное, «обжитое» положение тела исполнителя в начале его выступления находится вместе с преподавателем в процессе долгих репетиций и затем уже фиксируется для дальнейших публичных выступлений.
В считанные секунды исполнитель берет внимание, отыскивает наиболее симпатичные для себя лица… устанавливает первые контакты для длительного общения… Минуты перед началом стоят огромного напряжения.
Исполнение. Слово чтеца всегда адресуется непосредственно сидящим в зале. Необходимо воздействовать на аудиторию своими словами. Действие словом должно осуществляться «как в первый раз». Заражать и увлекать аудиторию живыми мыслями и живыми чувствами.
Каждый конкретный момент повествования требует от исполнителя определенного способа общения со своей аудиторией:
ü убежденность в правильности своей позиции рождает у исполнителя потребность прямо обратиться к слушателям, увидеть их глаза;
ü исполнитель может вовлечь аудиторию в созерцание происходящего: он имеет возможность «нарисовать» обсуждаемый объект так. Как он представляется самому исполнителю, оперировать готовыми, уже сложившимися в той или иной степени четкости и ясности видениями. [8]
«Таким образом, целесообразное и продуктивное действие словом возможно тогда, когда слово адресуется слушателям, когда исполнитель находит верные способы и формы общения с аудиторией и когда текст и подтекст (видения, отношение, мысли, суждения) рождаются в момент исполнения на глазах у слушателя»
Анализ исполнения. После выступления – серьезный анализ всех элементов: сумел ли собраться перед выходом? было ли мне удобно физически, когда я вышел? не заторопился ли с началом? сумел ли установить контакт с сидящими в зале? как звучал голос? передавал ли он то, что мне нужно?
Держал ли я нужные паузы, учитывал ли реакцию зрительного зала? В каком месте рвалась кинолента видений, и я начинал «голые» слова? Сумел ли я передать главное, что мне хотелось передать? [8]
«Выступление – определенный поступок, ценность которого определяется выбором литературного материала и мастерством его подачи». [8] Работа над литературным произведением сравнимо с путешествием и по реакции зрителя- слушателя, по чьей взволнованности или равнодушию мы сможем судить, было ли это путешествие удачным.
Список использованной литературы
1. Анисимов В.И. Алгебра гармонии. – Екатеринбург: ЕГТИ, 2001.
2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение.– М.: «Просвещение», 1978.
3. Вановская Е. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. Методическая разработка. – Л.:ЛГИК, 1989.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: «Педагогика», 1987
5. Гинзбург Л. Претворение опыта. – Ростов-на-Дону: Авотс, 2001.
6. Жуве Л. Мысли о театре. – М.:»Иностранная литература», 1960.
7. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М.:ВТО,1970
8. ПетроваЭ.А. Искусство рассказа. Учебное пособие для руководителей коллективов художественного слова. – Л.: ЛГИК, 1973.
9. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами. – М.:СТД РСФСР, 1988.
10. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. – М.: ВТО, 1970.
11. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. –М.: «Просвещение», 1976.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.