В искусстве нас интересует душа человеческая, возможности человека. Искусство воздействует на нас через художественный образ. Он лежит в основе любого искусства.
«Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». Художественное произведение, во многом, и определяется тем эстетическим отношением к жизни, которое оно и будит у читателя.
Приступая к анализу литературного произведения, мы обращаемся к кругу жизненных явлений, которые художник о т о б р а л в действительности и на которые обращает наше внимание. В отборе художник исходит из своих интересов и о ц е н о к действительности
и здесь уже присутствует и боль автора, и его идейная устремленность.
Круг явлений, отобранных писателем для изображения и представляющих собой основу непосредственного содержания этого произведения, проблему, раскрытую на конкретном материале, определяют обычно как тему, то есть тема – это то, что писатель изображает, идея – то, что он хочет сказать об изображаемом. Как правило, тема отвечает на вопрос о чем?
Тема - основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете рассказывать.
Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово было действенным. Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее:
Ø Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе.
Ø Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону.
Ø Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то, несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».
Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор. В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего?
Формулируя идею, необходимо понять, о чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея вытекает из темы. Без собственной идеи не может быть личностного прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо.
Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили читать это произведение. Это смысл произведения, повернутый на сегодняшний день. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления исполнителя и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод.
Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в произведении. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.
Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.
Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит своеобразным стержнем отрывка.
Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий.
При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое.
Конфликт
Как же тема, проблема реализуется в произведении? Через что реализуется? Через столкновения, конфликт. Конфликт – это противоречие, определяющее любое движение. Конфликт – это движущая сила развития характера.
Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение:
Ø одного действующего лица с другим;
Ø одного лица и группы действующих лиц;
Ø одной группировки с другой;
Ø одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот;
Ø человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием. [1]
Так, в прозе и в драме (в особенности) все реализуется через характеры, и конфликт - движущая сила становления человеческого характера, «процесса становления или падения человека-героя, процесса возвеличения или гибели героя» [9]
Анализируя литературное произведение, нужно каждый раз уметь понять этот процесс.
Мы рассматриваем «жизнь человеческого духа», хотя конфликт обнаруживается в событийной форме – в действии, в поведении человека, в его поступках. Жизнь конфликтна по своей сути, и закон ее – борьба. Человеческое действие – всегда борьба.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 336.