Сущность открытия К.С. Станиславского – метода действенного анализа – заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд. Необходимо разбить текст на ряд событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до мелких.
Построив цепочку событий, надо обнаружить в них ту последовательную цепь конфликтов, на которых возникает уже вычерченное, точно построенное действие. Причем обнаружить точный конфликт, который изнутри раскрывает авторский текст, не так-то просто. Должен быть найден не конфликт вообще. А тот единственный конфликт, который в результате и создает логику, заложенную, в конечном счете, в авторском тексте…»[9]
Жизнь – могучий зрелищный поток, в котором действуют люди. Театр – «увеличительное стекло» - удивительным образом позволяет приблизить к нам жизнь, всмотреться в нее, понять, открыть в ней для себя что-то важное.
Жизнь зрелищна – для большинства людей 80% информации о мире поступает через зрение.
В театре звучащего слова возникает зрелище особой природы, особо тонкой организации, волшебной природы. И зрелищ этих столько, сколько человек слушает чтеца, и еще одно: у самого чтеца. Волшебство состоит еще и в том, что зрелища эти и чем-то похожи, и очень разные у всех. И каждое из них создается двумя творцами: чтецом и слушателем. Правда, есть слушатели, не способные творить: если то, что звучит со сцены, не вызывает в них (по разным причинам) никаких ассоциаций, не задевает их.
Мы воспринимаем жизнь событийно (рождение, война, примирение, праздник и т.д.) Жизнь, воспроизводимая в звучащем слове, воспринимается нами тоже событийно. Причем события эти особенные, обостренные, выбранные по какой-то важной причине из потока жизни, автором.
Умение определить эти события в литературном материале, назвать, соединить в последовательность, которая и приводит нас к какому-то чудесному открытию в жизни, которое не дано никакой науке (!), донести смысл этой последовательности событий до слушателя и есть главное волшебство режиссера и чтеца.
Но для этого нам необходимы инструменты.
1. Действие – это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, каким-то образом выраженный во времени и пространстве.
2. Событие – есть выражение действенного процесса во времени и пространстве.
В театре нашего воображения, которое «запускает» чтец, мы «видим» события и как в этих событиях действуют и борются люди. Событие, со-бытийность людей в жизни, со-действие. Нужно уметь видеть жизнь событийно, уметь задавать себе вопросы. Например, событие – это сборы на работу (не выспался, а именно сегодня нужно особенно хорошо выглядеть!), еду на работу (а автобусы не ходят!). Событие – это всегда конфликтный факт, всегда предполагает борьбу с обстоятельствами. Событие – неделимая единица, длительность его зависит от обстоятельств. Когда меняется действие, меняется и событие. Читая, следует задавать себе вопросы: что это? Встреча друзей? Ссора? Разлука? Обед? Подготовка к празднику?... Называть события следует «отглагольными» существительными – для выражения действенности процесса.
3. Процесс перехода одного события в другое называют оценкой.
Оценка – зона, где «умирает» одно событие и «рождается» другое, это процесс восприятия нового – ведущего – предлагаемого обстоятельства. Меняется объект внимания, происходит накопление признаков от низшего к высшему признаку, рождается новое отношение к возникшему обстоятельству и, наконец, рождается новая цель, новое действие. Важен процесс оценки. [10]
4. Все наше бытие определяют обстоятельства.
Они часто зависят от нас, а часто не зависят. Они являются мотивами нашего поведения. Дисгармоничные, «колющие» обстоятельства заставляют человека действовать (например, кнопка, «дружески» подложенная одноклассником на сиденье – школьная «шутка»).
Любое предлагаемое обстоятельство требует установления к себе отношения. Это закон жизни. У человека со дня рождения устанавливаются связи с обстоятельствами, возникают психологические установки: мама – добрая, теплая; собака злая (если однажды укусила). Мы обучены этим обстоятельствам. У нас существует эмоциональный отклик на каждое – известное нам по опыту – обстоятельство. Это отношение создает преднастрой на определенное поведение. Так, красиво одетого человека мы воспринимаем как красивого человека. Это психологическая установка, наш опыт, наша привычка. Оценка же происходит только тогда, когда обстоятельство таково, что оно меняет действие. Если этого нет, то это просто отношение. [10]
5. Таким образом, отношение – подсознательная акция, которая
зависит от заложенного в нем подсознательного обстоятельства, от прошлого опыта, возбудимости, темперамента, от личностных качеств.
Задача состоит в том, чтобы верно относиться к обстоятельствам. Если не ярко выражено обстоятельство, это не важно: важно, что оно есть.
Итак, метод действенного анализа предлагает определение событийного ряда произведения:
Ø Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст.
Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.
Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.
Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы, произведения, отрывка( как правило, в обществе, так называемой, социальной среде).
Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта(лежит за пределами пьесы, произведения, отрывка).
Ø Начальное событие – начало интриги. ( Кто первый?)
Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.
Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие. «Пора закрывать занавес». [1]
Каковы же задачи рассказчика в каждом куске – событии? Верно поставленная задача – путь реализации видения, внедрения мысли, возникновения верной, правдивой интонации.
Действенная задача – это «приказ» действовать словом. Следует задавать себе вопрос: «Чего я хочу добиться от слушателя в этом куске – событии?»
Задачи надо формулировать глаголами волевого действия:
«Я хочу…удивить, убедить, вызвать негодование» и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.