VI . Создание исполнительского замысла и его воплощение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Цепь событий – это уже путь к решению, составная часть режиссерского замысла. Реализация последовательного, точного развития конфликта – того, за чем будет следить слушатель, - и есть реализация сквозного действия. «Сквозное действие и есть сценическое выражение той мысли, ради которой осуществляется прочтение литературного текста». [3] 

   Трудность состоит в требовании не отходить от сути конфликта, на котором построена вся цепочка действий, не уходить в раскраску текста, поиски интонаций независимо от конфликта.

   Исполнительский замысел включает определение исполнительской сверхзадачи – «ради чего?» - главной цели, ради которой исполняется произведение, намерение чтеца определенным образом воздействовать на сознание и чувства слушателей.

  Сверхзадача обычно вытекает из идеи литературного произведения. От ее установки зависит трактовка, истолкование литературного произведения.

  Верно определенная сверхзадача имеет решающее значение для верного распределения психологических акцентов в рассказе.

  Сверхзадача всегда определяется действенными волевыми глаголами:

ü «хочу убедить»

ü «хочу пристыдить»

ü «хочу, чтобы задумались» и т.д.

Сквозное действие – это активное словесное действие, направленное на решение сверхзадачи, это путь осуществления сверхзадачи, составления плана, которое требует:

ü деления текста на куски (события);

ü определения исполнительских (действенных) задач на каждый кусок (выстраивание линии сквозного действия).

Для того чтобы осуществление сверхзадачи носило активный, эмоциональный характер, куски (события) следует определять метким образным выражением (отглагольным существительным!), отражающим смысл происходящего.

Чтец – единственный актер на сцене, задача которого сделать авторский текст своим. «Какой бы монолог, какой бы рассказ ученик ни взял, нужно, чтобы он так нафантазировал и так привык к этой картине, о которой он будет говорить, чтобы она стала его воспоминанием», - цитирует М.О. Кнебель К.С. Станиславского. [10] 

 

 

 

Видения

«Видения определяют масштаб человека.

Каков он у человека, таков и масштаб

 его мысли».

А.И. Кацман

«В жизни мы всегда видим то, о чем говорим; любое услышанное нами слово рождает у нас конкретное представление. На сцене же мы часто изменяем важнейшему свойству нашей психики, пытаемся воздействовать на слушателя «пустым» словом, за которым не стоит живая картина бесконечно текущего бытия». [7]

«Наши представления о прошлом всегда сложны, а часто многоголосы: то звенит в ушах поразившая нас когда-то интонация, точно мы ее слышали секунду назад, то наше сознание запечатлевает ярчайшие картины, образы, то мы вспоминаем поразивший нас смысл сказанного кем-то. На этом свойстве нашей психики построено учение Станиславского о видениях». [7]

Таким образом, для того, чтобы слушатель посмотрел на происходящее глазами рассказчика, нужно:

ü досконально изучить содержание текста;

ü запоминать не текст, а видения со всем комплексом внутренних ощущений;

ü создать непрерывную цепь видений или «киноленту» роли, которую вы будете «развертывать» перед зрителем, просматривать и говорить о ней так, как можете ее чувствовать здесь, сегодня, сейчас.

Следовательно, текст, словесное действие нужно фиксировать представлением, видением и говорить об этом видении мыслью-словами.

Работа над видением имеет два периода:

ü накапливание видений,

ü и, главное, уточнение своего отношения к ним.

Эта работа происходит, главным образом, в нерепетиционное время. Это самостоятельная работа: никто, кроме вас, не сможет ее сделать. Туманные поначалу видения нужно конкретизировать, задавая себе вопросы, и воображение, пользуясь всем запасом жизненного опыта, подкинет разнообразные, а может быть, и весьма существенные детали. Так, «работая над образами персонажей, задавать себе вопросы: какой он? что вы о нем знаете? сколько ему лет? какова внешняя манера поведения? суров или мягок? раздражителен, порывист, спокоен? лицо? волосы? рост? как одет?...

Необходимо покопаться в памяти, нет ли там похожего. Слепить живого». [7] Обращаясь за видениями в кладовую памяти и пересказывая их, нельзя забывать о собеседнике (слушателе). Следует все время обращаться к нему с «вопросом»: «Представляете себе?». «Проверять – по глазам.»

Подтекст

  В процессе анализа литературного произведения вскрывается смысл происходящих событий, донести который до слушателя оказывается невозможным без подтекста, без отношения, оценки происходящего.

Подтекст по Станиславскому – это явная, внутренне ощущаемая «жизнь человеческого духа», которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их.

Подтекст – все, что находится за словами (мысли, чувства, взаимоотношения героев, состояние души героя). Через подтекст раскрывается смысл изображенных в произведении явлений, их оценка чтецом, автором.

Подтекст связан с определенной целью, и авторской и исполнительской, зависит от нее. Поэтому чтец осуществляет свои творческие замыслы через раскрытие подтекста.

Подтекст определяет интонацию рассказчика, ритм, темп.

Очень важно – то есть в этом весь смысл работы для реализации сверхзадачи, через это в первую очередь транслируется идея произведения – чтецкого – выстроить киноленту видений, накопить их, достав из «копилки» своей эмоциональной памяти именно такие или сходные, близкие по качеству видения, выстроить оценку происходящего (то есть по каким-то деталям, по выбору слов, по построению фраз понять авторскую оценку и найти в своей душе – свою).

 

Общение

 

Видение, подтекст неразрывно связаны с процессом общения со слушателем.

Необходимо создать атмосферу общения: ведь на самом деле так важно то, что вы открыли в жизни через этот литературный материал. Говорить, конечно же, о современной жизни, о ее проблемах, о нас с вам. У вас есть основания(!) для общения и вам нечего бояться (это по поводу зажимов): у вас яркие видения и каждая фраза наполнена подтекстом, то есть смыслом, который проявляется в вашей интонации, поэтому: собрать внимание, притянуть взгляды слушателей, приготовить аудиторию. Не думать о себе, думать только о том, что вы хотите сказать, чтобы увидели то, что видите вы и под тем же углом зрения.

Не надо бояться пауз между кусками при переходе от одной мысли к другой. Замечательный мастер, рассказчик, актер, работавший вместе с В.Э. Мейерхольдом и В.Ф. Комиссаржевской, А.Я. Закушняк отмечал, что «самый большой «захват» слушателей зачастую бывает именно в паузе».

Интуиция и чувство правды должны регулировать временную продолжительность пауз. Длина паузы должна регулироваться сама собой, если есть контакт со слушателями, воздействие на него.

Репетировать чтение дома необходимо либо перед конкретным, либо перед воображаемым слушателем.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.