Анализ программного обеспечения по формированию экологической культуры школьников показал, что наиболее часто рекомендуемым авторами средством развития наблюдательности у детей, приучения их к систематическим наблюдениям за природными объектами и явлениями является экскурсия (от лат. excursio — поездка). В соответствии с современными представлениями, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени». [9; 16]
В рассмотренных нами образовательных программах экскурсия представлена как одно из основных педагогических средств формирования экологической культуры в системе школьного и дополнительного образования.
Существуют различные классификации экскурсий. Практическое значение и необходимость классификации экскурсий заключается в разделении их на группы и выделении в них черт, определяющих специфику подготовки и проведения различных экскурсионных занятий.
В зависимости от целей, экскурсии подразделяются на учебные, производственные, краеведческие, экологические, культурологические, и др.
В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией: краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); музейные; комплексные. [5; 7; 11; 12; 20]
В основу данной классификации положены место нахождения и условия изучения объектов экскурсии. Все перечисленные типы экскурсий находят отражение в содержании образовательных программ по формированию экологической культуры школьников, но наиболее часто авторы программ предлагают использовать краеведческие и музейные экскурсии.
Краеведческие экскурсии являются одним из средств реализации краеведческого принципа в экологическом образовании, способом изучения детьми своего края, его природы, истории, экономики и культуры. При этом достигается оптимальное соотношение между расширением знаний и их конкретизацией на региональном материале.
Существует несколько видов краеведческих экскурсий: экологические, эколого-биологические, топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.
Целью этих экскурсий является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. Экскурсия в природу совмещает в себе черты учебной деятельности и туристического похода, являясь действенным педагогическим средством образования и воспитания.
В ходе производственных экскурсий экологической направленности школьники знакомятся не только с историей создания промышленных или сельскохозяйственных предприятий и их основными технологическими процессами, но и с уровнем износа оборудования, с экономическим и экологическим значением предприятия, с его экологической инфраструктурой, экологическими службами.
Экскурсии также могут быть организованы на базе музеев. Следует отметить, что в последние десятилетия активно развиваются музеи, созданные при образовательных учреждениях. При этом в процессе экскурсий явное предпочтение отдаётся интерактивным формам.
В последние десятилетия появился новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения. [12]
Экскурсионными объектами могут быть не только памятники природы, истории или культуры, музейные экспозиции, но и близлежащие от школы лес, парк, улица, пустырь, промышленное предприятие. Если экскурсия имеет экологическую направленность, значимыми объектами становятся отвалы промышленных предприятий, загрязнённые стоки, свалки бытовых и промышленных отходов.
Экскурсия может строиться на показе и исследовании одного или нескольких объектов. Это находится в прямой зависимости от предмета, темы, состава и возраста обучающихся, маршрута и продолжительности во времени.
Н.А. Пугал ввёл в классификацию комплексные (интегративные) экскурсии, в ходе которых, по мнению автора, у учащихся формируется представление о природе как о едином целом. Школьники получают комплексные экологические представления: о влиянии деятельности человека на биосферу, рациональном использовании природных ресурсов, об охране окружающей среды.
Ряд авторов (С.Д. Дерябо, Т.А. Куликова, С.Н. Николаева, В.А. Ясвин) отдельно выделяют экологические экскурсии, рассматривая их как форму экологического образования, представляющую собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.
Существуют и другие подходы к классификации экскурсий. В.А. Сичинава классифицирует экскурсии по содержанию, составу участников, месту проведения, способу проведения. К.П. Ягодовский все экскурсии делит на две группы: обзорные (многоплановые) и тематические.
В научной литературе указывается на несколько характерных признаков экскурсии. Главный признак — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии — это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсия строится с учетом психологических особенностей общения с группой, которая является коллективным партнером по общению. Эти особенности помогают экскурсоводу управлять зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов. Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).
И.М. Гревс и Н.П. Анциферов главными признаками экскурсии называли содержательность, эмоциональную настроенность и «путешественность» [7].
В.А. Герд в экскурсии выделял элементы социального воспитания: создание социальных эмоций, определяющих взаимное поведение; формирование организационных навыков; выработку умений коллективной работы с природным материалом.
В общем виде учебная экскурсия может быть охарактеризована как педагогическое средство, применяемое вне класса школы с образовательной целью при передвижении в пространстве от одного объекта к другому в их естественной среде или искусственно созданной человеком.
Содержание учебных экскурсий в школе связано с пройденным на предшествующих уроках материалом, в то же время полученные представления, результаты наблюдений используются на последующих уроках.
Включённые в программный материал экскурсии можно разделить на три группы: вводные, текущие и обобщающие. Вводные экскурсии предваряют изучение новой темы или раздела программы. Текущие экскурсии позволяют более широко изучить материал, который сложно воспринимается младшими школьниками без демонстрации образов природы. Обобщающие экскурсии подводят итог всей изученной теме, разделу программы, способствуют закреплению и углублению полученных учащимися знаний.
Как показали наблюдения, в настоящее время педагогами широко практикуются экскурсии, не включённые в учебные программы и планы. Они проводятся в рамках внеурочной и внеклассной работы и имеют разнообразные образовательные цели и задачи.
Экскурсии располагают огромными воспитательными возможностями и позволяют детям расширить и углубить знания, полученные в школе. В условиях экскурсий можно достичь такого уровня наглядности и системности, который труднодостижим на обычных занятиях.
В процессе реализации большого количества рассмотренных нами образовательных программ предполагается широкое использование экскурсий как средства формирования экологической культуры школьников. В экологическом образовании используются экскурсии с привлечением учебного материала из различных образовательных областей.
Ведущая роль при этом принадлежит экскурсиям экологической направленности. Спецификой экологической экскурсии, её основным содержанием является рассмотрение учащимися живого вещества во всех его проявлениях, уровнях, функциях и связях. По В.И. Вернадскому, «живое вещество – это совокупность существующих или существовавших в определённый промежуток времени живых организмов, являющихся мощным геологическим фактором» [6] .
Первые методические разработки экскурсий для школьников появились в работах методистов биологического образования (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова), их содержание строилось в основном на изучении школьниками средообразующих факторов – среды и условий обитания растений и животных.
В настоящее время экологические экскурсии вышли за рамки биологического образования, носят всеобъемлющий и комплексный характер, входят в содержание большинства основных учебных курсов и дополнительных образовательных программ, ставящих целью формирование экологической культуры школьников.
Так же большим потенциалом в формировании экологической культуры школьников, с нашей точки зрения, обладают краеведческие экскурсии. Это согласуется с концепцией «Экологии культуры» академика Д.С. Лихачёва, указывающего на теснейшую взаимосвязь изучения природной и культурной среды родного края, утверждавшего: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [13] .
Проблема современного и традиционного в образовании активно обсуждалась в научной литературе в различные периоды развития общества. Советская идеология неоднозначно и настороженно относилась к духовному наследию прошлого. Анализ современных образовательных программ показал, что в последнее время всё большее распространение получает формирование экологической культуры школьников средствами народной педагогики, и прежде всего, на основе народных традиций.
Традиции (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. [9] . В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Постепенно сложилась система народных традиций, обеспечивающих преемственность духовно-нравственных норм и представлений, передающихся от одного поколения к другому.
Жизнь русских людей издавна была связана с круговоротом явлений в природе, со сменой времен года. На этой основе возник народный календарь и сопровождающие его обряды, обычаи, празднества. На Руси время сельских праздников зависело от наступления летнего или зимнего солнцестояния, от таких явлений, как замерзание или вскрытие рек, отлет или прилет птиц.
Календарные праздники являются важной частью народной культуры, в них воплощены тесные связи человека с природой. Народные праздники отмечают важнейшие переходные рубежи от одного состояния природы к другому. Поскольку календарные праздники сложились в процессе трудовой деятельности людей, то в их основе заложен богатый опыт, связанный с освоением природы и окружающей среды.
Знакомясь с праздниками, обрядами, народным искусством в течение учебного года, школьники узнают много нового об истории своего народа, его быте, обычаях и поверьях из народного календаря.
Приобщение школьников к народным традициям является эффективным средством формирования экологической культуры, является основой для формирования экологических представлений, даёт возможность детям почувствовать себя сопричастными к истории своего народа, помогает обогатить и разнообразить детское творчество.
Являясь одной из форм познания окружающего мира, традиционно образовательная экскурсия представляет собой синтез нескольких основных элементов: показа заранее подобранных объектов восприятия в природном или социальном окружении и рассказа о них, а так же самостоятельной работы детей.
При наличии только показа, экскурсия становится механическим созерцанием объектов, а при отсутствии показа - превращается в лекцию или беседу. Соотношение показа и рассказа во время экскурсии может варьироваться в зависимости от образовательных задач, от возраста учащихся, тематики и характеристики объектов.
Следует отметить, что такие традиционные формы подачи учебного материала во время экскурсии, как показ и рассказ, предполагают пассивное восприятие учащимися учебного материала и нередко такое же пассивное воспроизведение пройденного материала — пересказ, ответ на вопросы.
С нашей точки зрения, экскурсия не должна ограничиваться выше перечисленными основными элементами, её следует рассматривать гораздо шире. Как показывает практика, проведение экскурсий однообразно, с применением лишь показа, рассказа и самостоятельной работы нецелесообразно для младших школьников, так как в этом возрасте велика потребность детей в постоянной смене впечатлений.
Методы проведения экскурсии отличаются от методов преподавания на занятиях, так как они обеспечивают приоритет зрительного восприятия и активного диалога между участниками экскурсии. В тех случаях, когда экскурсия строится и проводится в основном на принципах, применяющихся в системе вузовского и школьного образования, экскурсант теряет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурсия — это ещё и интересная форма досуга.
Для нашего исследования важно видение экскурсии как комплексного педагогического средства. Комплексность в данном контексте заключается в многообразии возможных сочетаний форм и методов работы в ходе экскурсии (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей).
Мы предлагаем использовать для формирования экологической культуры младших школьников в ходе экскурсии достаточно широкий диапазон методов, в том числе перцептивные (передача и восприятие информации посредством органов чувств), словесные, иллюстративно-демонстрационные, практические, логические, гностические, методы исследования и др.
В целом данным методам свойственна научность, в том числе рациональность, объективность, воспроизводимость результатов, работа по алгоритму. Это же свойственно и традиционным школьным методам обучения. Однако, как показывает практика, часто научность подменяется «наукообразием» (то есть внешней серьезностью, не сопровождаемой пониманием). Излишняя сухость изложения приводит к тому, что дети начинают скучать, теряют мотивацию к учебе.
Активная переработка материала ребенком надолго оставляет след в его памяти, пробуждает интерес и формирует осознанное и эмоциональное отношение к предмету. Поэтому в практике проведения экскурсий мы сочетаем традиционные научные методы изучения природных объектов с различными интерактивными и игровыми методиками обучения.
Многие приемы активизации интереса во время экскурсии носят игровой характер. Для разных возрастных групп будет разным баланс серьезных и игровых элементов при их использовании. Младшие школьники «играют всерьез», и методичную спокойную работу способны воспринимать как необходимую подготовку к игре.
Экскурсия в природу может включать в себя использование таких форм подачи материала, как обработка и определение собранного в природе материала, маршрутные описания и учеты, небольшие исследовательские работы, а из форм контроля полученных знаний — интеллектуальные игры, теоретические и практические зачеты, полевые конференции.
Выбор форм и методов работы в рамках экскурсии обусловлен теми результатами, которые мы ожидаем получить в итоге.
Так, в целях формирования экологических знаний в ходе экскурсии, мы рекомендуем целенаправленные наблюдения в природе, изучение особенностей природных объектов, детальное изучение музейных экспонатов, беседу, лекцию, иллюстрации.
В целях формирования экологического сознания мы предлагаем проведение экскурсий с опорой на даты «народного календаря», придерживаясь календарного цикла, продолжая тем самым преемственность традиций.
Разнообразные творческие задания в ходе экскурсии, такие как коллективное сочинение экологической сказки, стихотворения, эссе, выполнение художественных фотографий и рисунков активизируют внимание и творческую фантазию, дают возможности для выражения собственного эмоционально-ценностного отношения к увиденному и услышанному, так же создавая предпосылки для формирования экологического сознания школьников.
Как показывает практика, яркие эмоциональные впечатления оставляет демонстрация коллекций изделий из экологически чистых материалов. Это могут быть современные модные изделия из натуральных тканей, предметы, изготовленные из различных пород древесины, шпона, соломки, и др.
Экскурсия как педагогическое средство обладает широкими возможностями для организации экологической деятельности учащихся. В рамках экскурсии можно запланировать проведение разнообразных мастер-классов по работе с природным материалом, акции по благоустройству территории.
В рамках экскурсий может быть применён метод учебных проектов, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Благодаря тому, что проблема проекта личностно важна для учащихся, этот метод обучения способствует установлению живой связи академических знаний с реальной жизнью, способствует социализации учащихся, развивает навыки общения, работы в команде, толерантности.
В рамках метода проектов учащиеся работают в командах с целью исследовать пути решения проблем из реального мира, создать презентации полученных результатов, обработать найденную информацию и данные и поделиться ими со своими партнерами.
Также в процессе проведения экскурсии можно эффективно использовать методы исследования. Исследовательская работа в рамках экскурсии способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, предполагает использование уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на школьных уроках, а также в процессе жизни стихийным путём. Дети учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. В исследовательскую работу могут активно включаться и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.
Экскурсия может быть не только частью образовательного процесса в ходе реализации образовательной программы, она может стать мероприятием в рамках различных образовательных и социально-значимых проектов районного, городского, областного масштаба (экологический марафон, экологическая тропа, интерактивный музей и др.) Учащиеся начальных классов так же способны успешно принимать в них посильное участие.
Зрительной основой экскурсии являются экскурсионные объекты. Сознание и мировоззрение детей формируется частично на основе чувственного восприятия этих объектов, на что настоятельно обращал внимание Л.Н. Толстой, активно проводивший экскурсии и прогулки со школьниками. Вопросы отбора объектов, их значения для раскрытия темы и достижения образовательных задач экскурсии требуют особого внимания педагога.
Каждая экскурсия требует тщательной предварительной подготовки, которая осуществляется последовательно по определённым этапам. Подготовку к экскурсии, по нашему мнению, целесообразно начать с определения темы, целей и образовательных задач. Целям и задачам, в конечном итоге, будет подчинено всё содержание экскурсии, весь объём знаний, умений и навыков, который должны получить учащиеся.
Правильное определение темы экскурсии является основой для разработки основного содержания показа и рассказа, оказывает непосредственное влияние на методику проведения. Тема экскурсии находит отражение в её названии, поэтому для педагога является важным, чтобы название экскурсии было сформулировано чётко и выразительно. При правильном выборе актуальной тематики и грамотном методическом обеспечении экскурсий учащиеся получают возможность увидеть в природе единое целое, где все отдельные части взаимосвязаны.
В 20-е годы 20 века М.Н. Римский-Корсаков выделил несколько принципов определения экскурсионных тем, которые не потеряли актуальности и в наши дни. Это следующие принципы: [19]
1. Локальный – материал группируется по связи со средой обитания и месту нахождения в природе.
2. Сезонный – тематический материал группируется по временам года: «осенние», «зимние», «весенние», «летние» экскурсии. В данном контексте особое значение имеет установление определённой зависимости между неорганической жизнью природы, между количеством солнечного света и тепла и явлениями в жизни живых организмов.
3. Биологический – материал группируется по определённым. довольно узким темам. Эти экскурсионные темы требуют от педагога умения выделить из окружающей природы такой материал, который способствовал бы формированию научной картины мира.
4. Систематический принцип. Применяется в условиях, когда систематическая группа организмов биологически и экологически является типичной. Такими темами могут быть энтомологические, ботанические и другие экскурсии по отдельным отрядам и семействам живых организмов.
Следующим этапом подготовки экскурсии для педагога может стать отбор экскурсионных объектов, которые классифицируются по содержанию, функциональному назначению, научной и культурно-просветительской значимости, степени сохранности. Количество отобранных для показа и исследования объектов должно быть достаточно широким, иначе экскурсия может стать усечённой, неполноценной. При этом важно не перегрузить детей чрезмерным изобилием экскурсионных объектов.
При выборе объектов для образовательных экскурсий необходимо руководствоваться определёнными критериями, такими как соответствие содержания экскурсии программе, доступность для понимания учащимися, экологическая безопасность самих объектов.
После определения круга экскурсионных объектов, мы считаем целесообразным их внимательное изучение, включающее в себя знакомство с научными источниками и справочным материалом, обследование объектов на месте их расположения. Следует определить основные объекты для наблюдения, тщательно продумать экскурсионный маршрут, выбрать места для проведения самостоятельных работ школьников.
К экскурсионному маршруту предъявляются определённые требования: безопасность при проведении, обеспечение целостности и логической последовательности изложения материала, наличие зрительной основы. При составлении хронометража необходимо учитывать время, затрачиваемое на передвижение от образовательного учреждения до непосредственного места экскурсии, время на выполнение самостоятельных работ, резервное время для возможных непредвиденных ситуаций.
Экскурсия требует серьёзной предварительной подготовки не только педагога, но и школьников. Педагог заблаговременно сообщает детям тему предстоящей экскурсии, фиксируя их внимание на учебном материале, непосредственно связанном с ней. Согласовывается маршрут и время проведения экскурсии, проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся могут при необходимости быть разделены на группы, каждая из которых получает определённые задания.
Перед проведением экскурсии желательно оснащение школьников специальным оборудованием, которое может быть предназначено для учителя, для группы учащихся или для индивидуального пользования. При этом часть оборудования может быть выдана педагогом, другая часть может быть принесена учащимися самостоятельно (например, фотоаппараты и др.).
Отдельного рассмотрения требуют музейные экскурсии. В целях формирования экологической культуры широко используются как экскурсии в разнообразных по тематике национальных, областных, городских музеях, так и экскурсии в специально созданных силами педагогических работников музеях при образовательных учреждениях, которые не теряют своей актуальности в настоящее время. В рамках музейных экскурсий возможно использование разнообразных видов деятельности.
В образовательных учреждениях в последние годы создаются различные по своему назначению и виду музеи, которые можно условно разделить на несколько типов:
1. Музейный классический комплекс. Может состоять из геологической, палеонтологической, ботанической, зоологической экспозиций, фондохранилища, лаборатории, нередко обеспечен библиотекой, фондом музейно-методической документации, базами данных, компьютерным центром. В региональных образовательных учреждениях дополнительного образования нередко создаются так называемые «Музеи природы» эколого-краеведческого характера. Таким музеям исторически присущ систематический принцип построения экспозиции, он является универсальным, обеспечивает большую стабильность, преемственность развития музея. Однако в образовательных учреждениях более распространен экологический подход в выделении разделов экспозиции, когда создаются биогруппы из видов, населяющих определенный тип сообщества; экспонаты разделяются по экологическим группам и т. д.
2. Зоомузейный комплекс. Обычно представлен живыми природными объектами, расположенными по систематическому принципу, которые дополняют музейные образцы, образуя комплексные биогруппы: аквариумы, террариумы, инсектарии, виварии, а также зимние сады и оранжереи.
3. Обучающий и развивающий музейный комплекс. Состоит из лабораторий, классов, игровых комнат. Экспозиции отличаются междисциплинарностью и интерактивностью: они представлены зримо и осязаемо, их можно осваивать на ощупь. Можно провести опыт, эксперимент; поработать с экспонатами, коллекциями, базами данных.
Остановимся подробнее на методике создания экспозиции музея. Перед созданием, когда собрано достаточное количество экспонатов, составляется тематико-экспозиционный план, определяющий группировку экспонатов в отдельные экспозиционные комплексы раскрытия тем.
Основное содержание темы (подтемы, раздела) выражается наиболее характерным, ведущим экспонатом – документом, фотографией, текстом или цитатой. Такой экспонат располагается в удобном для обозрения месте экспозиционного пояса и выделяется особой подачей. Экспонаты размещаются комплексами и тематическими узлами.
Экспозиционный комплекс для раскрытия содержания продумывается так, чтобы, посмотрев на него, можно было бы сделать вывод, о чём рассказывают данные экспонаты. Комплексная подача экспонатов является основным методом создания музейной экспозиции. Экспонаты, включённые в комплекс (тематический узел), связаны между собой по смыслу с ведущим экспонатом.
Расположение экспонатов по экспозиционному поясу должно быть свободным. Экспозицию не следует перегружать большим количеством экспонатов. Для раскрытия содержания темы очень важно включение в экспозицию объёмных, вещественных экспонатов, которые привлекают внимание посетителя больше, чем плоскостные экспонаты (печатные, письменные документы, плакаты, и т.п.)
Плоскостные материалы на стенах рекомендуется размещать по поясам – в верхнем поясе – ведущие тексты, крупные фотографии и другие экспонаты. Ниже, на уровне глаз, помещаются более мелкие документы, фотографии, письменные материалы. Для размещения объёмных экспонатов (вещей, скульптуры, произведений прикладного искусства) используются подставки, застеклённые витрины, шкафы.
Для более глубокого раскрытия содержания темы в экспозицию включаются вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, макеты, муляжи и т.д.
Важное значение в экспозиции имеют ведущие заглавные тексты, цитаты, этикетаж: ведущие тексты выражают основную идею зала или подтемы, заключённую в том или ином комплексе экспонатов, цитаты раскрывают идейное содержание темы, дают оценку тех или иных событий, этикетаж – краткое пояснение к каждому экспонату или группе экспонатов. В этикетке даётся название предмета или краткие сведения об его происхождении и значении.
В процессе разработки тематико-экспозиционного плана музея экологического и краеведческого профиля необходимо обратить особое внимание на образовательно-воспитательную направленность создаваемой экспозиции.
Одним из критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы, проведение экскурсий и уроков по экспозициям, встреч с участниками исторических событий, деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением и связь с другими музеями.
Важное значение имеет подготовка экскурсоводов. Для подготовки экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать на проверку организаторам музейной работы. Полезно взаимное прослушивание экскурсий и их обсуждение.
В литературе по музейному экскурсоведению содержится описание четырёх основных уровней тех источников, из которых возможно получение информации об экспозиции в музее.
1. Текстовый информационный уровень. При разработке текстовых информационных блоков особое внимание уделяется информативности, лаконичности и содержательности. На этом этапе работы закладываются основные информационные уровни, используемые при проведении экскурсии.
2. Графический информационный уровень. Закладываются средствами графических материалов, сопровождающих экспозицию. Это картины, фотографии, графики и схемы.
3. Объектный уровень. Информация содержится в самих объектах экспозиции, в сочетании экспозиционных комплексов. Важно, чтобы экспозиция была динамичной, зрелищной. Расположение объектов очень важно, оно должно быть эстетически гармоничным.
4. Вербальный информационный уровень. Это текст экскурсии, воспроизводимый экскурсоводом.
Практика показывает, что при создании музея необходимо многоуровневое распределение информации. Это позволяет создать на сравнительно небольшой площади комфортное и информационно-насыщенное пространство. При этом информационные уровни самой экскурсии определяются типом экскурсии, особенностями аудитории, методами подачи и обсуждения экскурсионного материала.
Как показывает практика, в музеях образовательных учреждений проводятся два типа экскурсий, различающихся по информационной насыщенности: это обзорные и тематические экскурсии.
На обзорных экскурсиях требуется краткий комментарий всех разделов экспозиции, указания наиболее интересных и ярких экспонатов. Обзорная экскурсия ориентирована на смешанную экскурсионную группу (учащихся разных возрастов, с разными познавательными интересами). Поэтому ее продолжительность, как правило, невелика. Обзорные экскурсии носят информационно-ознакомительный характер. Методика проведения такой экскурсии требует включения интерактивных эпизодов, повышающих познавательную мотивацию: игровых моментов, диалоговых и дискуссионных форм общения с экскурсантами.
Тематические экскурсии отличаются специальным рассмотрением конкретного предметного материала на базе отдельных разделов экспозиции или отдельных коллекций. Экскурсии носят учебно-познавательный характер. Тематические экскурсии нередко проводятся как лекционные занятия с использованием демонстрационного материала и потому более продолжительны. Это связано с тем, что работа идет с мотивированной аудиторией. Во время тематической экскурсии большее внимание обращено на определенные экспонаты.
Площадь музея можно разделить на интерактивные зоны, позволяющие самостоятельно изучать некоторые экспонаты, проверять свои знания с помощью специального путеводителя или буклета, компьютерной викторины или других игровых материалов, отвечать на вопросы анкеты или принять участие в каком-нибудь творческом конкурсе.
Большое внимание формированию экологической культуры младших школьников нами было уделено в рамках работы филиала интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия». Красной нитью при формировании ряда музейных экспозиций прослеживается принцип «Экологии дома». На базе филиала мы создали уголок русской избы, где подобраны экспонаты, изготовленные из экологически чистых материалов. Это и предметы старинного русского быта и интерьера, и стилизованные русские костюмы, и засушенные экспонаты растительного происхождения. Так же в стенах интерактивного музея проводятся тематические выставки, такие как «Природа Ярославии», «Красная книга Ярославской области», «Красота видимая и невидимая». Созданы литературные экспозиции, тематика которых посвящена вопросам охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Нами разработана и реализуется программа экскурсий по филиалу интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия» для детей младшего и среднего школьного возраста.
Интерактивный музей «Гордость моя – Ярославия» создан и функционирует на базе детских клубов в составе центра детского творчества «Россияне» г. Ярославля, он посвящён тысячелетию города. Интерактивный музей призван содействовать познавательной и творческой активности детей, углублять и расширять их знания по истории родного края, способствовать формированию экологической культуры обучающихся, воспитанию их патриотических чувств, развитию гражданских, коммуникативных и информационных компетенций.
Разработанная нами программа предлагает проведение экскурсий экологической и краеведческой направленности по филиалу интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия» на базе клуба «Дружба». Программа по данному виду деятельности разработана в центре «Россияне» впервые, с учётом условий клуба «Дружба» и приобретённых за последний период экспонатов – предметов русского быта и создаваемых сменных экспозиций.
Приобщение посетителей экскурсий к русской народной культуре, к творческому наследию страны способствует формированию чувства неразрывности с Отечеством. Актуальность разработки состоит так же в приобретении детьми новых знаний, расширении кругозора.
Создание данной программы вызвано необходимостью проведения экскурсий для удовлетворения интереса детей к жизни наших предков - россиян, к особенностям их быта, труда и отдыха, народным ремёслам; к природе и культуре Ярославского края.
В рамках данной программы для посетителей экскурсий разработан так же специальный курс развивающих занятий с психологом. Он направлен на развитие речи и различных психических процессов: памяти, внимания, воображения и др.
Экскурсионное обслуживание производится по предварительным заявкам. Наиболее активными посетителями экскурсий являются учащиеся школ Дзержинского района г. Ярославля.
В программе предусматривается решение комплекса учебных, воспитательных и развивающих задач:
1). Обучающие задачи:
- формировать экологические знания и навыки экологической деятельности;
- знакомить с правилами поведения в музее;
- углублять и расширять знания по истории родного края;
- дать элементарные представления об особенностях быта, труда и отдыха жителей старой русской деревни, о народных ремёслах;
- знакомить с художественным творчеством, связанным с историей и современностью Ярославского края;
- расширять кругозор посетителей экскурсий.
2). Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность у детей;
- развивать творческие способности детей различными средствами;
- развивать психические процессы: речь, мышления, память, внимание, воображение; эмоциональную сферу.
3). Воспитательные задачи:
- активизировать деятельность по воспитанию патриотических чувств;
- формировать экологическое сознание детей;
- формировать культуру общения;
- формировать установки на здоровый образ жизни.
В рамках программы экскурсий по филиалу интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия» подача ознакомительного теоретического материала для групп детей ведется в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями.
Экскурсии проводятся по блокам: дети делятся на подгруппы по 7 – 10 человек, каждая из подгрупп посещает 3 экскурсионных площадки по очереди. Общая продолжительность экскурсии – 45 минут.
На базе филиала интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия» созданы три основные экскурсионные площадки:
1). «Уголок русской избы».
Экскурсия предполагает знакомство посетителей с предметами русского старинного быта, народными традициями, обрядами и ремёслами. Особое внимание педагоги-экскурсоводы обращают на экологически чистые способы изготовления предметов домашнего обихода. «Уголок русской избы» состоит из нескольких зон: «Зона печки», «Зона народных ремёсел»; «Зона русской кухни»; «Зона хозяйственных предметов»; «Детская зона».
Предметы старины в «Уголке русской избы» переданы владельцами в музей безвозмездно. Часть из них – на постоянное хранение, а часть – во временное пользование. Музейные экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами.
2). «Зал сменных экспозиций».
В зале сменных экспозиций проводятся экскурсии по временно приобретённым выставкам картин, репродукций, фоторабот, имеющим отношение к истории и природе Ярославского края. Художественные работы для экспонирования подобраны с учётом основных задач филиала интерактивного музея «Гордость моя – Ярославия».
Экскурсии по выставкам проводятся с применением интерактивных форм, таких как художественное чтение стихов и сочинений на заданную тему, коллективное придумывание сказочных сюжетов, разгадывание викторин, интеллектуальные игры.
При разработке экскурсий по залу сменных экспозиций часто привлекается такой литературный материал, как народные сказания, легенды. Экскурсия может сопровождаться звуковыми записями и видеоматериалам.
3) . «Зал здорового образа жизни».
Экскурсии по этому залу знакомят посетителей с основами здорового образа жизни. Учащиеся так же узнают о спортивных достижениях обучающихся Центра детского творчества «Россияне», многократных чемпионов России по футболу и хоккею.
Программой предусмотрены следующие требования к проведению экскурсий: соблюдение маршрута; логическая последовательность в изложении материала, логические переходы («мостики») от раздела к разделу; сочетание выразительного интересного рассказа с показом ведущих экспонатов, глубокое идейное содержание рассказа; выразительность, эмоциональная окраска экскурсий.
Опыт показал, что комплексное и творческое использование в практике проведения экскурсий различных форм и методов позволяет содействовать обогащению методики экологического просвещения и, как результат, формированию экологической культуры школьников.
Заключение
Экологизация содержания традиционных школьных предметов, введение в практику школы новых интегрированных курсов и образовательных программ, создание экологически направленной образовательной среды – важные условия, выполнение которых способствует формированию личности с развитой экологической культурой.
В настоящее время существует проблема недостаточного количества готовых программ по организации внеурочной деятельности школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, имеется настоятельная потребность в их разработке. В данном случае дополнительные общеобразовательные программы выступают как важнейший образовательный ресурс. В процессе реализации дополнительных образовательных программ возможно эффективное формирование всех основных компонентов экологической культуры школьников (экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности). Это согласуется с теми воспитательными результатами, достижение которых предполагается в ходе реализации школьной внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В контексте непрерывного экологического образования школьные учебные программы и дополнительные общеобразовательные программы могут и должны взаимно дополнять друг друга. Реализация дополнительных общеобразовательных программ по формированию экологической культуры в практике работы школы способна восполнить те пробелы в экологическом образовании и воспитании, которые возникают в процессе реализации традиционных школьных учебных программ.
Рекомендованные в данном пособии педагогические средства формирования экологической культуры (интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии) предполагают использование достаточно большого разнообразия возможных для применения педагогических форм и методов (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей).
Предлагаем вашему вниманию «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.
Таблица 2.
«Методический конструктор»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.