В настоящее время в педагогической практике большое распространение получил метод проектов. Проектная учебная деятельность, являясь универсальным педагогическим средством, применимым в различных направлениях образовательной деятельности, может оказать неоценимую помощь в формировании экологической культуры школьников.
Уточним понятия «метод проектов» и «учебная проектная деятельность». Они взаимосвязаны и являются компонентами проектного обучения как дидактической системы.
В научной литературе [2; 3; 18] метод проектов рассматривается как педагогическая технология, которая предусматривает и интеграцию знаний, и применение актуализированных знаний, а так же приобретение новых.
Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Положительные стороны метода проектов отмечали ещё классики советской педагогики: С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В.Крупенин, и др.
Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. В процессе выполнения проекта дети учатся настойчивости в достижении цели, самостоятельности.
Актуальность применения проектной деятельности в современной педагогической практике обусловлена введением новых образовательных стандартов второго поколения. Ключевые изменения, предусмотренные стандартами нового поколения, базируются на личностно-ориентированной парадигме образования, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Проектная деятельность обладает возможностями для реализации индивидуально-ориентированного подхода через: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое построение образовательного процесса, ориентированного на ребёнка; возможность его самостоятельного движения в деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности. В новом образовательном стандарте сделан акцент на деятельности школьника как на главном способе развития личности, его самостоятельности и субъектности. В связи с этим в концепции ФГОС деятельностный подход обозначен как ведущий методологический подход: «личностное, социальное, познавательно-коммуникативное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности…» [14]
Программа развития универсальных учебных действий в рамках ФГОС предполагает «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Проектная деятельность связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Проектная учебная деятельность представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации педагога. [18]
Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово «проект» в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперёд». В словарях проект толкуется как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание. [16] В более широком толковании проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование при этом выступает в качестве процесса создания проекта.
Непременное условие в работе над проектом – наличие заранее выработанного представления о продукте деятельности, который должен получиться в результате.
Для достижения ряда образовательных целей и задач проектная деятельность является ведущей, в частности, при формировании экологической культуры детей.
Если мы обратимся к структуре экологической культуры школьников, обнаружим, что одним из основных её компонентов является экологическая деятельность. Опыт показал, что при использовании традиционных педагогических средств достаточно сложно обеспечить полноценное включение детей в конкретную экологическую деятельность. Использование проектной учебной деятельности как педагогического средства, напротив, предоставляет широкие возможности для этого, что обусловлено тем, что проектная деятельность носит чётко выраженный практико-ориентированный характер, предполагает освоение способа самостоятельного познания окружающего мира.
В рамках проектной деятельности возможно так же формирование других, не менее важных компонентов экологической культуры школьников: экологических знаний и экологического сознания.
Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике. Позитивной чертой технологии экологического проекта является его органичное включение в образовательно-воспитательную деятельность школы, так как вокруг его реализации объединяются администрация школы, педагоги, учащиеся, общественность.
При подборе объектов проектной деятельности педагогу следует учитывать требования, необходимые для осуществления данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта. [18]
Проектная деятельность способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили в ходе реализации образовательных программ, а также вне образовательного учреждения.
Проектная деятельность способствует повышению уровня осознания школьниками экологических проблем современности, теоретических основ охраны природы. Повышается интерес к экологическим проблемам, к социально-экологической активности. Учащиеся начинают осознанно соблюдать правила поведения в природе, окружающей среде, что способствует повышению уровня экологического самоконтроля личности.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. [18]
Выполняемые школьниками под руководством педагога проекты можно, развивая имеющиеся классификации, условно разделить на несколько видов в соответствии с наиболее значимыми признаками:
· по уровню творчества: исполнительский, конструктивный, творческий;
· по содержанию: монопредметный, межпредметный, внепрограммный;
· по назначению: учебный, семейный (личный), общественный, производственный;
· по базе выполнения: школьный, внешкольный (УДО, МУК, социум);
· по количественному составу исполнителей: индивидуальный, групповой, коллективный;
· по возрастному составу исполнителей: одновозрастной, разновозрастной;
· по продолжительности выполнения: мини-проект (несколько занятий), четвертной, полугодовой, годовой, многолетний.
Уточним особенности проектов по уровню творчества. Когда проект выполняется при непосредственном руководстве педагога, а учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Когда учащиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план действий и реализуют его, создавая реальный, качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.
Анализ образовательных программ по формированию экологической культуры показал, что в данной области чаще всего имеет место использование учебных проектов (по назначению), которые, в свою очередь, имеют свою классификацию. Чаще всего в данном контексте речь идёт о практико-ориентированном, исследовательском, информационном, творческом проектах. Представим их наиболее существенные характеристики в Таблице 1:
Таблица 1
Вид проекта | Цель | Результат | Структура | Ценность |
Практико-ориентированный (прикладной) | Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. | Четко обозначен с самого начала деятельности который может быть использован в реальной жизни. | Требует хорошо продуман-ной структуры. | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы. |
Исследовательский | Формирование навыков учебного исследования. | Не всегда известен с самого начала исследования; выдвигается гипотеза, подвергается проверке. | Имеет чёткую структуру; приближена к структуре научного исследован. | Развитие навыков научного исследования учащихся. |
Информационный | Сбор, анализ и обобщение информации о каком-либо объекте или явлении. | Четко обозначен с самого начала деятельности. | Не имеет чёткой структуры. Она лишь намечается и далее развивается. | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |
Творческий | Развитие творческого потенциала личности. | Остается открытым до конца проекта. | Структура хорошо продумана. | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |
Проекты могут выполняться в группах или индивидуально. В рамках групповых проектов отдельные разделы могут выполняться одним конкретным учащимся, а в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при первоначальной оценке идей друг друга. Включение элементов групповой работы в проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности детей при постановке задачи. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. [18]
В ряде случаев использование метода проектов предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов, а при необходимости – разработку индивидуальных образовательных программ.
Проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах (например, в дополнительном образовании).
Структура проектной деятельности чаще всего является линейной: потребность → проблема исследования → первоначальные идеи → оценка идей → разработка лучшей идеи (идей) → планирование → изготовление → апробирование → оценка (М.Б. Павлова, Дж. Питт).
Тем не менее, не всегда происходит именно так. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности.
Технология проектной деятельности включает ряд общих этапов, этот вопрос достаточно хорошо освещён в литературе. В.А. Мигунов и др. определяют следующие этапы выполнения проекта:
- Поисковый этап. Предполагает поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта; планирование проектной деятельности; сбор, изучение, обработку и анализ информации по теме проекта.
- Конструкторский этап. Включает в себя поиск оптимального решения задачи проекта; выбор технологии изготовления; экономическую и экологическую оценку; составление конструкторской и технологической схемы.
- Технологический этап. Предполагает составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
- Заключительный этап. Включает в себя оценку качества выполнения изделия; анализ процесса и результатов выполнения проекта; изучение возможности использования результатов проектирования.
И.С. Павлова предлагает следующие этапы работы учащихся над проектом:
- Вводный этап. Включает в себя определение тематики, целей, задач проектной деятельности, мотивирование учащихся. Предполагает проведение консультаций, формирование проектных групп, коллективное обсуждение и отбор идей, составление индивидуальных планов.
- Поисково-исполнительский этап. Предполагает сбор и систематизацию информационных материалов в соответствии с идеей и жанром работы, индивидуальные и групповые консультации, анализ и обсуждение промежуточных результатов, помощь педагога в организации взаимодействия учащихся с родителями и социумом в процессе выполнения проектов.
- Обобщающий этап. Педагог осуществляет помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов. Предполагается доработка проектов с учётом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проектов.
- Заключительный этап. Предполагает публичную защиту проектов, анализ выполненной работы, подведение итогов.
- Итоговый этап. Ведётся обобщение результатов, оформление отчётов о проделанной работе, архивирование материалов по выполнению и защите проектов.
Анализ и обобщение различных мнений по вопросам поэтапности организации проектной деятельности позволил нам выделить основные четыре ступени работы над учебным проектом: 1) погружение в проект; 2) организация деятельности; 3) осуществление деятельности; 4) презентация результатов.
При использовании метода проектов на учебном занятии существенно изменяются роли участников педагогического процесса: педагог не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно, учащийся выполняет роль активного участника процесса проектирования.
Следует отметить, что на каждой ступени работы над учебным проектом имеют место некоторые различия в функциях, выполняемых педагогом и учащимся. Так, на ступени погружения в проект, педагог формулирует проблему, создает положительный мотивационный настрой, определяет цель и задачи проекта. Учащиеся при этом вживаются в ситуацию, обсуждают, уточняют и конкретизируют цель и задачи.
На ступени организации деятельности педагог предлагает организовать группы, спланировать деятельность по решению проблемы проекта, возможные формы презентации результатов. Соответственно, учащиеся при этом объединяются в группы, предлагают собственные идеи по решению проблемы, вырабатывают план действий, выбирают форму представления результата.
На ступени осуществления деятельности педагог наблюдает, координирует, поддерживает, дает новые знания, когда у детей возникает в этом необходимость. Дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, подготавливают презентацию результатов.
В ходе презентации результатов учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Педагог на этом этапе выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Отметим наиболее важные педагогические приёмы, которые используются в методе проектов. Прежде всего педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально значимых задач и др. [18]
Для успешного включения детей в работу над проектом особенно эффективно использование различных игр, таких как «Посмотри на мир глазами другого», «Логическая цепочка», «Сколько значений у предмета?», и др.
Другим важным приёмом является «звёздочка обдумывания». Суть его заключается в постановке педагогом и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на более мелкие вопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звёздочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся. [18]
В работе над проектом часто используется «мозговой штурм», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие идеи, обосновывают собственную точку зрения.
Важно выбрать форму представления результатов работы над проектом, которая определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Это могут быть: видеофильм, видеоклип, игра, карта, коллекция, выставка, модель, оформление помещения, газета, книга, журнал, спектакль и т.д.
Проекты должны выполняться с учётом необходимой материально-технической базы, соответствующей экономическим возможностям школы. При этом возможно привлечение образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Многие школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы педагогу желательно иметь «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся.
Опыт показал, что для достижения лучших результатов при выборе темы проекта необходимо учитывать, что она должна удовлетворять следующим требованиям: быть интересной школьнику, увлекать его; быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро; соответствовать желаниям и возможностям всех участников проекта.
Практика показывает, что уже в начальной школе учащиеся способны выполнять разнообразные экологические и природоохранные проекты. Познакомим с некоторыми из них.
Проект «Куда исчезла лужа?»
Цель проекта: проследить, как осуществляется круговорот воды в природе. В период дождей педагог обращает внимание школьников на наличие лужи у образовательного учреждения. Затем, в период отсутствия дождей, обращает внимание детей на то, что лужи на этом месте уже нет. Задание: выяснить, куда исчезла лужа.
В ходе работы над проектом дети обращаются к теме круговорота воды в природе, проводят опыты по испарению воды при нагревании, наблюдают за облаками и тучами, устанавливают логическую связь между наличием лужи и количеством дождей. Далее школьники сопоставляют факты и наблюдения, анализируют, делают выводы, оформляют результаты работы над проектом в виде устного сообщения, плаката, компьютерной презентации.
Проект «Дары осени»
Цель проекта: систематизировать и закрепить знания младших школьников о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью.
Учащиеся получают задание: оформить «выставочную галерею» по теме «Дары осени» и разработать вариант экскурсии по ней. В процессе работы над проектом дети вспоминают, какие овощи и фрукты созревают осенью, посещают с родителями сады и огороды, рынки, изучают специальную литературу. Затем дети продумывают, что и как будет размещено в «выставочной галерее», приносят разнообразные «дары осени», изготавливают рисунки, аппликации, поделки из природных материалов; готовят сценарий торжественного открытия выставки, подбирают соответствующий литературный материал. Затем школьники выступают в качестве экскурсоводов. Посетителями экскурсий по «выставочной галерее» могут стать группы учащихся, педагоги, родители.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.