Формирования экологической культуры учащихся»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аннотация

 

Учебно-методическое пособие «Эффективные средства формирования экологической культуры учащихся» (автор - Жибарева Лариса Александровна, научный руководитель – Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор) адресовано широкому кругу педагогических работников: учителям средних общеобразовательных школ; педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы и программы внеурочной деятельности; классным руководителям.

В работе представлены материалы по результатам научно-исследовательской работы автора, а так же выводы, основанные на многолетнем личном опыте работы в области формирования экологической культуры.

В учебно-методическом пособии охарактеризованы и рекомендованы к применению комплексные педагогические средства формирования экологической культуры учащихся: интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии. Рекомендованные средства способны мобилизовать возможности, ставящие школьника в ответственную позицию, определяя пути развития в растущем человеке логического и понятийного мышления, способности воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся.

Учебно-методическое пособие содержит так же материалы, разработанные в процессе реализации авторских образовательных и досуговых программ и в ходе проведения обучающих мероприятий для педагогических работников. Среди таких материалов: описание диагностики сформированности компонентов экологической культуры, алгоритм подготовки и проведения интеллектуально-образовательных игровых программ, описание организации деятельности в рамках программы экскурсий по филиалу интерактивного музея.

В заключительной части учебно-методического пособия читателю предложен «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.

 

 

Учебно-методическое пособие

«Эффективные средства

Формирования экологической культуры учащихся»

Автор: Жибарева Лариса Александровна

                                        Научный руководитель:

                                                        Байбородова Людмила Васильевна,

                                                                доктор педагогических наук, профессор

 

Отпечатано в ООО «Комета»

г. Ярославль, ул. Щапова, 20, офис 308

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение…………………………………………………………………………4

 

2. Интеллектуально-образовательная игровая деятельность как средство диагностики и формирования экологической культуры детей………………5

 

3. Формирование экологической культуры школьников в процессе     проектной деятельности……………………………………………………….18

 

4. Экскурсия как комплексное средство формирования экологической культуры………………………………………………………………………..27

 

5. Заключение……………………………………………………………………...41

 

6. Библиографический список……………………………………………………43

 

 

Введение

    С каждым десятилетием последствия научно-технического прогресса становятся всё более масштабными и болезненными. В связи с этим поиск средств выхода из экологического кризиса становится чрезвычайно актуальным.

    Одним из необходимых условий выхода из экологического кризиса является экологическая культура, при этом особенно актуальным становится поиск педагогических средств её формирования у подрастающего поколения.

Экологическая культура в настоящее время выступает как цель экологического образования и воспитания. В России создана правовая база для развития системы непрерывного экологического образования, приняты соответствующие федеральные законы. Важность формирования экологической культуры детей так же находит отражение в Концепции устойчивого развития. Формирование экологической культуры школьников следует признать одной из первоочередных задач современной образовательной системы.

На сегодняшний день можно констатировать, что в педагогической науке и практике за несколько десятилетий двадцатого века накоплен достаточный материал, дающий научно-теоретическое и концептуальное осмысление средств и методов формирования экологической культуры детей. Однако результаты последних исследований личности школьников показали, что перед нами сейчас ребенок, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления значительно отличается от детей предыдущих поколений, и даже от детей 90-х годов двадцатого века. В настоящее время становится особенно актуальным поиск и применение педагогических средств, мобилизующих новые возможности, ставящих школьника в ответственную позицию, определяя пути развития в растущем человеке логического и понятийного мышления, способности воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся. 

Рекомендованные в данной работе педагогические средства формирования экологической культуры (интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии) предполагают использование достаточно большого разнообразия возможных для применения педагогических форм и методов (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей). В заключении вашему вниманию будет предложен «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.

Интеллектуально-образовательная игровая деятельность

Проект «Куда исчезла лужа?»

Цель проекта: проследить, как осуществляется круговорот воды в природе. В период дождей педагог обращает внимание школьников на наличие лужи у образовательного учреждения. Затем, в период отсутствия дождей, обращает внимание детей на то, что лужи на этом месте уже нет. Задание: выяснить, куда исчезла лужа.

В ходе работы над проектом дети обращаются к теме круговорота воды в природе, проводят опыты по испарению воды при нагревании, наблюдают за облаками и тучами, устанавливают логическую связь между наличием лужи и количеством дождей. Далее школьники сопоставляют факты и наблюдения, анализируют, делают выводы, оформляют результаты работы над проектом в виде устного сообщения, плаката, компьютерной презентации.

 

Проект «Дары осени»

Цель проекта: систематизировать и закрепить знания младших школьников о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью.

Учащиеся получают задание: оформить «выставочную галерею» по теме «Дары осени» и разработать вариант экскурсии по ней. В процессе работы над проектом дети вспоминают, какие овощи и фрукты созревают осенью, посещают с родителями сады и огороды, рынки, изучают специальную литературу. Затем дети продумывают, что и как будет размещено в «выставочной галерее», приносят разнообразные «дары осени», изготавливают рисунки, аппликации, поделки из природных материалов; готовят сценарий торжественного открытия выставки, подбирают соответствующий литературный материал. Затем школьники выступают в качестве экскурсоводов. Посетителями экскурсий по «выставочной галерее» могут стать группы учащихся, педагоги, родители.

 

Заключение

Экологизация содержания традиционных школьных предметов, введение в практику школы новых интегрированных курсов и образовательных программ, создание экологически направленной образовательной среды – важные условия, выполнение которых способствует формированию личности с развитой экологической культурой.

В настоящее время существует проблема недостаточного количества готовых программ по организации внеурочной деятельности школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, имеется настоятельная потребность в их разработке. В данном случае дополнительные общеобразовательные программы выступают как важнейший образовательный ресурс. В процессе реализации дополнительных образовательных программ возможно эффективное формирование всех основных компонентов экологической культуры школьников (экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности). Это согласуется с теми воспитательными результатами, достижение которых предполагается в ходе реализации школьной внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

 В контексте непрерывного экологического образования школьные учебные программы и дополнительные общеобразовательные программы могут и должны взаимно дополнять друг друга. Реализация дополнительных общеобразовательных программ по формированию экологической культуры в практике работы школы способна восполнить те пробелы в экологическом образовании и воспитании, которые возникают в процессе реализации традиционных школьных учебных программ.

Рекомендованные в данном пособии педагогические средства формирования экологической культуры (интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии) предполагают использование достаточно большого разнообразия возможных для применения педагогических форм и методов (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей).

Предлагаем вашему вниманию «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.

 

 

Таблица 2.

 «Методический конструктор»

Библиографический список

1. Антология гуманной педагогики. Л.Н. Толстой. /Составитель С. А. Егоров. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002// - С. 21.

 

2. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 289 с.

 

3. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности: из опыта школы-комплекса № 87 г. Ярославля / Л.В. Байбородова, О.Г. Важнова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 77 с.

 

4. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 16–18.

 

5. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.В. Буковская. – М., 1997.

 

6.  Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 345 с.

 

7. Гревс И.М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры / И.М. Гревс // Наука и её работники. – 1924 - № 3-4.

 

8. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие/ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов.: Феникс, 1996. – 480 с.

 

9. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 1233 с.

 

10.  Жибарева Л.А. Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Красота вокруг нас»: учебно-методическое пособие. – Ярославль: «Комета», 2012. – 48 с.

 

11.  Кривошеева М.А. Экологические экскурсии в школе: пособие для учителей общеобразоват. Шк. / М.А. Кривошеева, М.В. Кислицкая. – М.; Ростов н/д: МарТ, 2005. – 253 с. – (Школьный корабль). – с. 246

 

12.  Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под. ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. – М.: МИРОС, 1995. – 176 с.

 

13.  Лихачёв Д.С. Экология культуры // «Прайм-Сфера». Авторский проект «Экология культуры», сентябрь 2006. – с.

 

14.  Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).

 

15.  Левин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 1999. – С. 368.

 

16.  Ожегов С.И. Словарь русского языка (20-е издание, стереотипное). М., 1998.

 

17.  Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учеб.пособие. – М.: изд-во МПУ, 1996. – 272 с.

 

18.  Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебрянникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.-126 с.

 

19.  Райков Б.Е., М.Н. Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. – М.: Учпедгиз, 1956.- 697 с.

 

20.  Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – СПб., 2001. – 144 с

 

21.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений / Гл. ред. А.М. Еголин. – М.: АПН РСФСР, 1948. – 655 с.

 

 

Аннотация

 

Учебно-методическое пособие «Эффективные средства формирования экологической культуры учащихся» (автор - Жибарева Лариса Александровна, научный руководитель – Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор) адресовано широкому кругу педагогических работников: учителям средних общеобразовательных школ; педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы и программы внеурочной деятельности; классным руководителям.

В работе представлены материалы по результатам научно-исследовательской работы автора, а так же выводы, основанные на многолетнем личном опыте работы в области формирования экологической культуры.

В учебно-методическом пособии охарактеризованы и рекомендованы к применению комплексные педагогические средства формирования экологической культуры учащихся: интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии. Рекомендованные средства способны мобилизовать возможности, ставящие школьника в ответственную позицию, определяя пути развития в растущем человеке логического и понятийного мышления, способности воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся.

Учебно-методическое пособие содержит так же материалы, разработанные в процессе реализации авторских образовательных и досуговых программ и в ходе проведения обучающих мероприятий для педагогических работников. Среди таких материалов: описание диагностики сформированности компонентов экологической культуры, алгоритм подготовки и проведения интеллектуально-образовательных игровых программ, описание организации деятельности в рамках программы экскурсий по филиалу интерактивного музея.

В заключительной части учебно-методического пособия читателю предложен «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.

 

 

Учебно-методическое пособие

«Эффективные средства

формирования экологической культуры учащихся»

Автор: Жибарева Лариса Александровна

                                        Научный руководитель:

                                                        Байбородова Людмила Васильевна,

                                                                доктор педагогических наук, профессор

 

Отпечатано в ООО «Комета»

г. Ярославль, ул. Щапова, 20, офис 308

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение…………………………………………………………………………4

 

2. Интеллектуально-образовательная игровая деятельность как средство диагностики и формирования экологической культуры детей………………5

 

3. Формирование экологической культуры школьников в процессе     проектной деятельности……………………………………………………….18

 

4. Экскурсия как комплексное средство формирования экологической культуры………………………………………………………………………..27

 

5. Заключение……………………………………………………………………...41

 

6. Библиографический список……………………………………………………43

 

 

Введение

    С каждым десятилетием последствия научно-технического прогресса становятся всё более масштабными и болезненными. В связи с этим поиск средств выхода из экологического кризиса становится чрезвычайно актуальным.

    Одним из необходимых условий выхода из экологического кризиса является экологическая культура, при этом особенно актуальным становится поиск педагогических средств её формирования у подрастающего поколения.

Экологическая культура в настоящее время выступает как цель экологического образования и воспитания. В России создана правовая база для развития системы непрерывного экологического образования, приняты соответствующие федеральные законы. Важность формирования экологической культуры детей так же находит отражение в Концепции устойчивого развития. Формирование экологической культуры школьников следует признать одной из первоочередных задач современной образовательной системы.

На сегодняшний день можно констатировать, что в педагогической науке и практике за несколько десятилетий двадцатого века накоплен достаточный материал, дающий научно-теоретическое и концептуальное осмысление средств и методов формирования экологической культуры детей. Однако результаты последних исследований личности школьников показали, что перед нами сейчас ребенок, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления значительно отличается от детей предыдущих поколений, и даже от детей 90-х годов двадцатого века. В настоящее время становится особенно актуальным поиск и применение педагогических средств, мобилизующих новые возможности, ставящих школьника в ответственную позицию, определяя пути развития в растущем человеке логического и понятийного мышления, способности воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся. 

Рекомендованные в данной работе педагогические средства формирования экологической культуры (интеллектуально-образовательная игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии) предполагают использование достаточно большого разнообразия возможных для применения педагогических форм и методов (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей). В заключении вашему вниманию будет предложен «методический конструктор», основанный на взаимосвязи результатов формирования экологической культуры школьников и рекомендуемых педагогических средств в различных видах деятельности. Он может быть использован педагогами при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом имеющихся в распоряжении ресурсов и специфики конкретного образовательного учреждения.

Интеллектуально-образовательная игровая деятельность

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.